1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие творческих способностей детей.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.
Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий (рост доступности Интернета) и технологий связи (введение в широкий обиход мобильных телефонов) наступает время «демократизации» телевидения. Постепенно телевидение превращается в средство коммуникации, доступное для всех желающих.
Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения - это предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем.
Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. При этом возможности организовать собственное телепроизводство в рамках учреждения становятся вполне реальными.
Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. С другой стороны, телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию.
Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально-значимой деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Именно поэтому детская тележурналистика становится всё более востребованной детскими и молодёжными организациями, которые нуждаются в собственных каналах диалога с обществом.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на развитие творческих способностей детей через приобщение к миру телеискусства.
Программа актуальна, так как отвечает потребностям информационного общества. Программа рациональна, так как способна определять цели и способы их достижения в конкретных условиях.
Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
образовательных:
- дать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности;
- научить оперативно собирать полную информацию и обрабатывать ее;
- содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария;
- совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
развивающих:
- развивать творческие способности личности;
- расширять общий кругозор;
воспитательных:
- воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики;
- учить организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
В основе реализации программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.
Методологической базой программы послужили труды: в области образного мышления Б.Г.Ананьева, Я.Л. Пономарева, Л.С. Коршуновой, И.С. Якиманской, подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций; при исследовании проблем творческого мышления B.C. Кузина, А.Н. Лука, B.C. Щербакова, Б.С. Мейлаха; анализе процессов художественною восприятия, Б.Г. Ананьева; Р. Арнхейма, СМ. Даниэля, Н.М. Фортунатова; формирования творческого воображения, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Игнатьева, Л.С. Выготского, А.С. Коршуновой; технологии модульного обучения П.И.Третьякова, И.Б. Сенновского; технологии современного проектного обучения С.Т.Шацкого.
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - телепередачами для школьного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Школьный телеканал - в первую очередь, образовательный канал. Телепроекты так или иначе будут связаны с разными областями знаний, а значит, будут дополнять и расширять знания, полученные обучающимися на уроках географии, истории, музыки, изобразительного искусства и др.
В основу практических занятий положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.
В работе над проектом можно выделить несколько этапов:
- Определение социально значимой задачи.
- Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)
- Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).
- Представление продукта (в нашем случае это телепроекты: мультфильмы, видеоролики и т.д.)
Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детской телепередачи требует большого количества времени на практическую работу: съёмки телесюжетов, создание сценария, запись закадрового текста, видеомонтаж.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Школьное телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они развивают свои творческие способности, приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.
Программа состоит из 5 логически выделенных частей - модулей, имеющих законченность и сопровождающихся контролем усвоения материала в форме презентации творческих проектов, фестивалей творческих идей:
- телевидение в системе СМИ,
- журналистские профессии на телевидении,
- основы видеомонтажа,
- основы операторского мастерства,
- основы тележурналистики.
Учебная программа строится в соответствии с историей развития телевидения: «от немого кино к звуковому». Такое построение материала, во-первых, позволяет уже на первых занятиях сформировать у ребят устойчивый интерес, так как с первых занятий ребята работают над созданием собственных проектов; во-вторых, постепенное усложнение материала позволяет воспитанникам творчески расти, а главное, наблюдать эти изменения.
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей с 7 по 9 классы. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности.
Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов.
Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. Детям подросткового возраста присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получит в ходе реализации данной программы.
Программа рассчитана на 68 часов в год (14 ч. - теории и 54 ч. - практики). Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
Реализация программы возможна как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы (13-15 лет).
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 12 человек (по нормам САНПиНа, компьютерный класс может быть оборудован только 12 компьютерами).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совер-шенствованию собственной речи;
- оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
- проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать другую культуру, не допускать оскорблений;
- осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной оценки себя и других;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию;
- планировать пути достижения целей;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;
- осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (деловое лидерство);
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.
1.2.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
- правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
- соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной задачей;
- проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе цифровых фотографий и видеофрагментов;
- проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
- использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
- использовать различные приёмы поиска информации;
- проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с использованием ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- создавать презентации, видеоролики;
- использовать музыкальные и графические редакторы.
1.2.3. Основы проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять исследование,
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме: опросы, объяснения, использование статистических данных, интерпретации фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, критически относиться к суждениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
- использовать разнообразные методы получения информации;
- осознавать свою ответственность за достоверность информации, представленной в проекте, за качество выполненного проекта.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Критерии |
Показатели |
Сформированность личностных
|
Соблюдение правил и норм, принятых в обществе |
Участие в общественной жизни ОУ |
|
Ответственность за результаты работы |
|
Сформированность познавательных
|
Умение ставить проблему, аргументировать её актуальность |
Использование различных источников информации |
|
Умение обрабатывать информацию |
|
Способность делать выводы на основе аргументации |
|
Самостоятельность в проведении исследования |
|
Сформированность регулятивных
|
Умение ставить цели и задачи |
Умение планировать работу, следовать плану |
|
Выбор оптимального варианта исполнения |
|
Способность прилагать волевые усилия в решении поставленной задачи |
|
Выполнение проекта в определенные сроки |
|
Способность к рефлексии |
|
Сформированность коммуникативных
|
Монологическая и диалогическая речь |
Участие в обсуждениях |
|
Продуктивное разрешение конфликтов |
|
Умение высказывать собственное мнение, аргументируя его |
|
Соблюдение морально-этических и психологических принципов общения |
|
Сформированность
|
Использование устройстройств ИКТ |
Соблюдение ТБ |
|
Осуществление видеосъёмки, монтажа отснятого материала |
|
Осуществление звукозаписи, монтажа записанного материала |
|
Использование различных приёмов поиска информации |
Реальным продуктом реализации программы внеурочной деятельности являются телепроекты, защита которых проводится на специальных занятиях. Однако продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, важна сама деятельность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, практическая, презентативная).
В предлагаемой методике оценки (приложение №1) конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого предлагается свой комплекс критериев.