Дыхание - это то, что даёт нам жизнь!
«Дыхательная система ребёнка устроена
природой чрезвычайно сложно и мудро.
Главная задача родителей - сохранить её здоровой».
Дыхательные упражнения способствуют насыщению
кислородом каждой клеточки организма. Умение
управлять дыханием способствует умению управлять собой.
При обсуждении вопросов воспитания здорового ребёнка мы обычно говорим о правильном питании, режиме дня, закаливании и физическом развитии.
И мало кто уделяет внимание дыхательным упражнениям. Как правило о необходимости в дыхательных упражнений родители и врачи вспоминают в тех случаях, когда ребёнок болен астмой, перенёс пневмонию или другие тяжёлые заболевания дыхательной системы.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта: вдох - это расширение грудной клетки, когда воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают воздух. Наша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если воздух не выходит полностью, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает меньшее количество кислорода. Научив ребёнка правильно дышать, мы поможем ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
Дыхательные упражнения можно использовать с детьми с 2 лет в игровой форме. Они повышают силу выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивают необходимый физиологический резерв для физических тренировок.
Так же дыхательные упражнения необходимы для коррекции нарушений речи у детей. Важное значение они имеют для нормального нервно-психологического развития детей. Это объясняется влиянием дыхательных упражнений на тонус вегетативной нервной системы и на функции головного мозга, на психоэмоциональное состояние ребёнка.
Для успешного овладения дыхательными упражнениями необходимо:
- Дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный, оздоровительный эффект.
- Концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное влияние.
- Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
- Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
Так же при выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.
Дыхательные упражнения универсальны по её включению в деятельность с детьми:
- Утром, после сна;
- Днём, после тихого часа;
- В режимных моментах;
- В помещении и на улице;
- Стоя, сидя, лёжа;
- Индивидуально и с группой;
- Для повышения внимания;
- Для восстановления сил, после двигательной активности;
- Для улучшения настроения;
- Оздоровительная и развивающая.
Требования:
- Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
- Температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов;
- Одежда не должна стеснять движений;
- Не заниматься за 20 мин. до еды и 40 мин. после;
- Не заниматься с ребёнком, если у него заболевания органов дыхания в острой стадии.
Общие правила по выполнению:
- Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши;
- Выдох осуществляется в свободном режиме, спокойно и долго;
- Движения делать на вдохе.
Используемая литература
- Онучин Н.А. «Дыхательная гимнастика для детей» Издательство: АСТ, 2005.
- Подольянская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок» Издательство «Учитель», 2009.
- Пантелеева Е.В. «Дыхательная гимнастика для детей», Издательство «Человек», 2012 г. Серия «Vita longa».
- Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» под ред. Копыловой О.С.: Метафора, 2012.