Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия (методическая разработка урока)

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: ОБЖ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место урока в учебном плане: изучение нового материала из раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения».

Класс: 8.

Цели урока: Познакомить учащихся с аварийно химическими веществами, находящимися на территории Белгородской области, и порядком действий в случаи их аварийного выброса.

Задачи:

Обучающие:

  • ввести и закрепить понятие «аварийно химически опасное вещество»,
  • изучить влияние различных АХОВ на организм человека;
  • определить порядок действий в случае аварийного выброса химически опасных веществ.

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, обобщать и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки чрез работу в команде, навыки взаимоконтроля;
  • формировать культуру безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, в том числе техногенного характера.

Воспитывающие:

  • воспитывать морально-волевые качества личности;
  • воспитывать ответственность, инициативность, самостоятельность.

Межпредметные связи: химия, биология.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Проверка домашнего задания - 6 мин.

3. Изучение нового материала: «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия» - 25 мин.

4. Закрепление материала в форме в блиц-турнира - 6 мин.

6. Рефлексия - 3 мин.

7. Итоги: обобщение урока, выявление оценок, домашнее задание - 3 мин.

Материально-техническое оснащение: мультимедийное (для показа слайдов), карта Белгородской области (на электронном носителе), кейсы (информационный материал), листы бумаги, вопросы блиц-турнира «Эрудит», презентация к уроку «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия».

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный, кейс-технология (активизация самостоятельной работы учащихся), интерактивный (позволяющий взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога).

Предварительная работа: учащиеся готовят кейсы к теме «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия» по группам «химики», «биологи», «спасатели».

Ход урока

1. Организационный момент

Класс до начала урока делится на 3 группы по количеству кейсов.

Учитель: Добрый день, дорогие дети!

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Давайте вспомним, что такое «чрезвычайные ситуации»? Какие ощущения возникают у вас со словами «чрезвычайные ситуации». Запишите ваши ассоциации на листах (слайд № 3).

Учащиеся в группах записывают на листах свои ассоциации: взрыв, паника, ужас, выброс аварийно-химических опасных веществ, смерч, страх, аварии на транспорте, пожар, землетрясение, наводнение, обморок, ураган, цунами, паводок, оползни, авиационная катастрофа, выброс аварийно химических опасных веществ и др.

Учитель: А теперь вычеркните те ассоциации, которые связаны с человеческими чувствами. Оставшиеся слова разделите на две подгруппы.

Учащиеся распределяют слова на группы:

  • землетрясение, наводнение, обвал, смерч, ураган, цунами, паводок, оползни
  • аварии на транспорте, авиационные катастрофы, взрывы на пожароопасных объектах, выброс аварийно химических опасных веществ, пожар.

Учитель: По какому признаку вы распределили слова?

Учащийся: Распределили по характеру происхождению чрезвычайных ситуаций (природные и техногенные).

Учитель: Назовите техногенные чрезвычайные ситуации, которые вы уже знаете.

Учащийся: аварии на радиационно-опасных объектах, взрывопожароопасных объектах, газо- и нефтепроводах, транспорте, гидротехнических сооружениях и другие.

Учитель: Что является основной причиной возникновения техногенных чрезвычайных ситуации?

Учащийся: Человеческий фактор, износ оборудования, несовершенные технологии, чрезвычайные ситуации природного характера.

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия» (слайд № 4). Одно из важных понятий нашей темы представлено на слайде и зашифровано в вопросах. Его необходимо расшифровать. Сложив первые буквы слов, которые являются ответами на вопросы, вы получите нужное нам понятие (слайд №5).

На слайде представлены вопросы:

1.Столкновение автомобилей? (авария).

2. Химический элемент Сl2? (хлор).

3.Синоним слова «пламя»? (огонь).

4. Основное тушащее средство, источник жизни? (вода).

Ответ: АХОВ.

Учитель: Итак, вы правильно расшифровали это слово «АХОВ» - аварийно химически опасное вещество (слайд № 6).

Как вы понимаете словосочетание «аварийно химически опасное вещество» (АХОВ)?

Учащийся: Это очень вредные химические вещества, которые могут вызывать острое заболевание и гибель людей.

Учитель: Прочитаем определение «АХОВ» в учебнике и запишем в лист ответов определение.

Учитель: В настоящее время химическая промышленность занимает лидирующее место в экономике России (слайд № 7). На территории России действует 3600 химически опасных объектов. В зоне возможного химического поражения проживает более 40 миллионов челок.

В Белгородской области находится более 35 потенциально химически опасных объектов, на территории которых используются и хранятся опасные химические вещества общим объёмом 1000 тон. По аммиачному продуктопроводу, проложенному по территории области, ежесуточно перекачивается 500 тон аммиака (слайд № 8).

Учитель: Нужно ли знать аварийно опасные химические вещества и изучать порядок действий в случаи аварийного выброса, чтобы сохранить жизнь и здоровье?

Изучение нового материала (кейс-метод)

Учитель: А теперь мы приступаем к работе с кейсами (слайд №9).
Во время работы с материалом (кейсами) учащиеся в группах готовят краткие сообщения для других групп и заполняют листы ответов.

Каждая группа учащихся получает кейс с вопросами, бланками ответов и рабочими материалами к ним (приложение 1, 2).

Выступление группы химиков (кейс №1)

Учитель: Что собой представляют аварийно-химические вещества?

Ученик: Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях (токсодозах).

Данное определение АХОВ охватывает все четыре класса вредных химических веществ, в том числе и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). В последние годы возникла новая проблема, связанная с обеспечением безопасности населения при заражении источников водопотребления, которой ранее уделялось второстепенное внимание.

Таким образом, появилась необходимость выделить из опасных химических веществ такую группу веществ, которые по своему определению представляющие опасность в аварийных ситуациях на химически опасных объектах для поражения населения не только ингаляционным путем, но и через желудочно-кишечный тракт при употреблении отравленной воды и кожно-резорбтивное поражение людей. Поэтому было введено новое понятие АХОВ, включающее в себя перечень сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) из 21 опасного химического вещества (ОХВ).

Учитель: Какие АХОВ представляют наибольшую опасность для населения Белгородской области?

Ученик: Наибольшую опасность для населения представляют аварии, связанные с разрушением резервуаров с хлором и аммиаком. Эти вещества производятся в больших количествах и хранятся на предприятиях перерабатывающего комплекса, в промышленных холодильных установках и для очистки воды в системе водоснабжения. Также транспортируются АХОВ в 50-тонных железнодорожных цистернах. При авариях таких резервуаров могут создаваться критические ситуации.

Учитель: Дайте краткую характеристику АХОВ: аммиак и хлор.

Ученик: Хлор представляет собой зеленовато-желтый газ с резким раздражающим запахом, состоящий из двухатомных молекул. При обычном давлении он затвердевает при -101°С и сжижается при -34°С. Плотность газообразного хлора при нормальных условиях составляет 3,2.14 кг/м3, т.е. он примерно в 2,5 раза тяжелее воздуха и вследствие этого скапливается в низких участках местности, подвалах, колодцах, тоннелях. Хлор растворим в воде: в одном объеме воды растворяется около двух его объемов. Образующийся желтоватый раствор часто называют хлорной водой. Химическая активность его очень велика - он образует соединения почти со всеми химическими элементами. Основной промышленный метод получения - электролиз концентрированного раствора хлористого натрия. Ежегодное потребление хлора в мире исчисляется десятками миллионов тонн. Используется он в производстве хлорорганических соединений (например, винилхлорида, хлоропренового каучука, дихлорэтана, перхлорэтилена, хлорбензола), неорганических хлоридов. В больших количествах применяется для отбеливания тканей и бумажной массы, обеззараживания питьевой воды, как дезинфицирующее средство и в различных других отраслях промышленности.

Ученик: Аммиак (NН3) представляет собой бесцветный газ с характерным резким запахом (нашатырного спирта). При обычном давлений затвердевает при температуре -78°С и сжижается при -34°С. Плотность газообразного аммиака при нормальных условиях составляет примерно 6,6, т.е. он легче воздуха. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Растворимость его в воде больше, чем у всех других газов: один объем воды поглощает при 20°С около 700 объемов аммиака. 10%-й раствор аммиака поступает в продажу под названием «нашатырный спирт». Он находит применение в медицине и в домашнем хозяйстве (при стирке белья, выводе пятен и т.д.). 18-20%-й раствор называется аммиачной водой и используется как удобрение. Жидкий аммиак- хороший растворитель большого числа органических и неорганических соединений. Жидкий безводный аммиак используется как высококонцентрированное удобрение. В природе NН3 образуется при разложении азотосодержащих органических веществ. Мировое производство аммиака составляет около 90 млн. т. Аммиак перевозится в сжиженном состоянии под давлением, при выходе в атмосферу дымит, заражает водоемы, когда попадает в них.

Выступление группы биологов (кейс №2)

Учитель: Каким образом воздействуют АХОВ на организм человека?

Ученик: Аварийно химически опасные вещества воздействуют на человека комплексно, различными поражающими факторами.

Необходимым условием поражающего воздействия АХОВ на человека является их проникновение внутрь организма или соприкосновение с его поверхностью. В организм АХОВ могут попасть через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров, слизистые оболочки глаз.

Учитель: По каким признакам поражающего проявления АХОВ можно разделить на группы?

Учащийся: АХОВ по признакам поражающего воздействия разделяется на следующие группы:

  • удушающего действия (фосген, хлор, хлористый водород, хлорпикрин и др.);
  • общеядовитого действия (хлорциан, цианистый водород);
  • удушающего и общеядовитого действия (акрилонитрил, аммиак, азотная кислота, окислы азота, сернистый ангидрид, сероводород, фтористый водород), способные вызвать токсический отек легких или нарушить энергетический обмен в организме;
  • нейротропных ядов (сероуглерод, фосфороорганические соединения), нарушающие состояние нервной системы;
  • удушающего и нейротропного действия (аммиак, сернистый водород и др.), вызывающие при ингаляционном поражении токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы;
  • метаболические яды (окись этилена, хлор, фосген, и др.), способные нарушить обмен веществ и привести к смертельному исходу.

Учитель: Опишите симптомы отравления аммиаком и хлором.

Ученик: Хлор поражает легкие, раздражает слизистые и кожу. Первые признаки отравления - резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, нарушение координации, одышка. Соприкосновение с парами хлора вызывает ожоги слизистой оболочки дыхательных путей, глаз, кожи. Минимально ощутимая концентрация хлора - 2 мг/м3. Раздражающее действие возникает при концентрации около 10 мг/м3. Воздействие в течение 30-60 мин 100-200 мг/м3 хлора опасно для жизни, а более высокие концентрации могут вызвать мгновенную смерть.

Запах аммиака ощущается при концентрации 40 мг/м3. Если же его содержание в воздухе достигает 500 мг/м3, он опасен для вдыхания (возможен смертельный исход). Вызывает поражение дыхательных путей. Его признаки: насморк, кашель, затрудненное дыхание, удушье, при этом появляется сердцебиение, нарушается частота пульса. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение. При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обморожение.

Выступление группы спасателей (кейс №3)

Учитель: Дайте определение, что такое зона фактического и возможного химического заражения.

Учащийся: Зона возможного химического заражения - территория, в пределах которой под воздействием направления ветра может перемещаться облако зараженного воздуха. Размеры зоны возможного химического заражения обычно определяются по данным прогноза. Зона фактического химического заражения - территория, в пределах которой заражен приземный слой воздуха в опасных для жизни концентрациях. Ее размеры определяются по данным разведки. Очаг химического поражения включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, а также зону заражения с подветренной стороны от места разлива. Глубина и ширина зоны заражения во много раз превышает размеры самого источника. При незначительном повреждении технологических трубопроводов истечение газа иди жидкости происходит через отверстие, возникшее в герметизированной системе. Производительность источника выброса будет пропорциональной площади сечения отверстия и давлению внутри системы. Размеры очага химического поражения зависят от количества разлившегося АХОВ, характера разлива (свободно, в поддон или обваловку), метеоусловий, токсичности вещества.

Учитель: Как зависит распространение облака аварийно опасного вещества от скорости ветра?

Учащийся: Продолжительность поражающего действия первичного облака на живой организм определяется временем его прохождения под воздействием ветра. Для первичного облака, образованного ядовитыми веществами, с плотностью, превышающей плотность воздуха, характерно его стелющееся движение, затекание в лощины, низины, овраги, подвалы, колодцы, погреба.

От скорости ветра в значительной мере зависят также форма и размеры зоны заражения. Так, при скорости от 0 до 0,5 м/с зона заражения будет представлять круг, от 0,6 до 1 - полукруг, от 1,1 до 2 - сектор с углом в 90°, более 2 - сектор с углом в 45°.

Глубина зоны заражения зависит от скорости переноса переднего фронта облака зараженного воздуха. В свою очередь скорость переноса зависит не только от ветра, но и от метеорологических условий.

Учитель: Какие мероприятия проводятся по защите населения при воздействии АХОВ?

Учащийся: Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются: обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней; выявление химической обстановки в зоне химической аварии; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств; эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения; укрытие населения в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ; применение медицинских средств и средств обработки кожных покровов; санитарная обработка населения.

5. Закрепление урока

Учитель: Для закрепления ваших знаний я предлагаю командам принять участие в блиц-турнире «Эрудит». Каждая команда выбирает номер вопроса, который представлен на слайде. Затем я зачитываю вопрос, и вы сразу отвечает на него. Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Если команда в течение трех секунд затрудняется дать быстрый и четкий ответ, вопрос переходит другой команде. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Вопросы блиц-турнира «Эрудит»:

1. Что такое аварийно химически опасное вещество?

(опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях (токсодозах). Причина аварий в человеческом факторе, нарушении технологий, износе оборудования)

2. Каким образом воздействуют АХОВ на организм человека?

(аварийно химически опасные вещества воздействуют на человека комплексно, различными поражающими факторами. В организм попадают через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров…….)

3. Что вы будете делать, если вы оказались на открытой местности и почувствовали запах нашатырного спирта?

(нужно спуститься вниз в балку, долину, прикрыв органы дыхания влажной тканью, свернутой в несколько слоев…..)

4. Если вы находитесь в квартире, по телевидению объявили химическую опасность, угрозу аварийного выброса хлора. Ваши действия?

(прослушать сообщение, надеть средства индивидуальной защиты (противогаз или повязку, смоченную в 2 % - растворе пищевой соды), закрыть герметично все окна и двери. При невозможности выйти из зоны заражения нужно подняться на верхние этажи здания).

5. Какие АХОВ представляют наибольшую опасность для населения Белгородской области? (аммиак, хлор, серная кислота)

6. Назовите симптомы отравления аммиаком и хлором.

(при хлоре - резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, нарушение координации, одышка. При аммиаке - насморк, кашель, затрудненное дыхание, удушье, при этом появляется сердцебиение, нарушается частота пульса, жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение)

7. Что такое токсичность? (способность некоторых химических соединений оказывать вредное воздействие на организм человека, животных и растений)

8. Как расшифровывается аббревиатура «СДЯВ» (сильнодействующие ядовитые вещества)

9. На какие группы аварийно опасное вещество можно разделить по признакам поражающего воздействия:

  • удушающего действия (фосген, хлор и др.);
  • общеядовитого действия (хлорциан, цианистый водород);
  • удушающего и общеядовитого действия (аммиак, азотная кислота, сероводород, фтористый водород и др. );
  • нейротропные яды (сероуглерод, фосфороорганические соединения );
  • удушающего и нейротропного действия (аммиак, сернистый водород);
  • метаболические яды (окись этилена, хлор, фосген и др.),

Вывод: Аварийно химические вещества и их количество, находящиеся на территории Белгородской области, могут создавать реальную угрозу для населения. Для защиты населения от воздействия АХОВ необходимо проводит комплекс мероприятий, в том числе обучение населения о порядке действий в случае угрозы выброса аварийно опасных веществ.

6. Рефлексия занятия

Учитель: Наш урок завершен.

Продолжите фразу:

  • Урок заставил задуматься…….
  • На уроке я научился………………
  • За это я могу себя похвалить……….
  • Над этим мне надо еще поработать………..

7. Итоги

Выставление оценок, домашнее задание.

Учитель: По группам, по результатам работы с кейсами и итогов блиц-турнира «Эрудит» оцените себя по 5-балльной шкале.

Домашнее задание: читать параграф 5.3.учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы А.Т.Смирнова, Б.О.Хренников), изучить рекомендации по действиям в случаи выброса (утечки) АХОВ.

Подготовить аварийную карточку на химические вещества (фосген, синильная кислота).

Библиографический список

  1. «Защита в кризисных ситуациях» Ю.Л.Воробьева - М.: департамент гражданской защиты МЧС России, ИПЦ «Святогор», 2006г.
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. для учащихся 8 кл. образовательных учреждений/ А.Т.Смирнова, Б.О.Хренников, изд. «Просвещение», 2016г.
  3. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Москва. 2004 г. Академия гражданской защиты. Институт развития МЧС России.
  4. Учебник спасателя. Учебное пособие для проведения занятий и самостоятельной подготовки спасателей и войск ГО. С.К.Шойгу, С.М.Кудинов, А.Ф.Неживой, С.А.Ножевой, МЧС России. 1997 г.
  5. А.В. Зюзин, В.И.Семенов «Защита производственного персонала и населения от сильнодействующих ядовитых веществ на химически опасных объектах». М.1994 г.
  6. Рекомендации МЧС по разработке планов защиты населения при авариях на химически опасных объектах.
  7. Справочник по защите населения от сильнодействующих ядовитых веществ. МЧС. Москва. 1985 г.
  8. Сильнодействующие ядовитые вещества. М.О. Управление начальника химических войск. Учебное пособие. М. Военное издательство, 1989 г.
  9. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жидкости. Ртуть. М. 1998 г. Учебное пособие для подготовки руководящего состава объектов экономики, УМЦ и курсов ГО, преподавателей ОБЖ.
  10. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. М. 1990 г. ШГО СССР (РД 52.04.253-90 г. от 21.05.1990 г.)
  11. Методика прогнозной оценки загрязнения открытых водоисточников АХОВ в чрезвычайных ситуациях. М. 1996. ВНИИ ГОЧС .
  12. Гост р22.0.05-94. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Госстандарт России. Москва. 1994 г.
  13. Гост 12.1.007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
  14. Гост 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Электронные ресурсы

  1. www.mchs.gov.ru - официальный сайт МЧС России.
  2. www.scrf.gov.ru - официальный сайт Совета безопасности России.
  3. www.safety.ru - сайт ФГУП НТЦ «Промышленная безопасность».
  4. www.gosnadzor. ru - официальный сайт Госгортехнадзора России.
  5. www.gr-obor.narod.ru - сайт по гражданской обороне.
  6. www.fsb.ru - официальный сайт ФСБ России.
  7. www.rg.ru - сайт издательства Российской газеты.