Переход на дистанционное образование - требование времени. Внешняя причина - это государственная политика. Еще в 2018 году президент в своём Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил одно из приоритетных направлений в образовании: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех уровней». Дошкольное образование является первым уровнем образования, поэтому цифровые технологии в детском саду необходимо внедрять наиболее полно, содержательно. Цифровая интерактивная образовательная среда - это более объемное понятие по сравнению с эпизодичным использованием ИКТ, это системный подход в образовании, включая реализацию образовательных программ в дистанционном режиме. Также к внешним причинам перехода на дистанционный режим относится та неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, которая возникла в настоящее время.
Внутренние причины перехода на дистанционное образование - это особенности современных детей. Деятельность ребенка в цифровой среде является естественной, так как современные дети - цифровые аборигены, они родились в цифровой среде. Поэтому наша задача - научить детей использовать цифровую среду с пользой, безопасно для их развития, удовлетворять потребности детей в познании с помощью понятных им инструментов - технологий.
В настоящее время в детских садах все больше внедряется дистанционные формы образования. В период пандемии - это единственный способ работы с детьми и родителями. Но дистанционные формы работы возможно применять и в обычном режиме: с детьми, которые болеют, находятся в отпуске с родителями, так как детский сад несет ответственность за всех детей.
При организации образовательного процесса в условиях дистанционного режима все усилия мы направляем на родителей. Самый простой способ - это составление рекомендаций и рассылка по электронной почте.
Рекомендации для родителей
Как составить рекомендации.
- Наиболее эффективно - привязка к тематической неделе и ежедневные рекомендации, в которых учитываются все направления развития детей. Вначале каждого тематического периода составляются общие рекомендации с информированием родителей о том, какую тему проходим, какие задачи по программному содержанию ставим и рекомендуем литературу для чтения (желательно со ссылками). К этой теме необходимы рекомендации на каждый день. Оптимальная система тематических периодов: 1 неделя - 1 тема.
- Для ежедневных рекомендаций: объем - постараемся «уложиться» в один лист формата А4. Описываем 2 - 3 занятия с ребенком, даем рекомендации по обеспечению двигательной активности, чтению художественной и познавательной литературы, примерные вопросы для обсуждения прочитанного, игры. Таким образом, необходимо предлагать родителям как можно больше видов деятельности с детьми. Нежелательно давать рекомендации в повелительном наклонении (покажите, проведите, почитайте), лучше: «мы вам советуем», «сегодня мы вам предлагаем»…
- Оптимально выстраивать рекомендации с привязкой к отдельным развивающим пособиям, рабочим тетрадям для детей, говорить о работе по конкретной странице с визуализацией страниц из пособия (добавляем скан страницы).
- Если нет пособий, то можно составить перечень рекомендуемых пособий (или комплектов пособий) - аннотированный и иллюстрированный - для развивающих занятий с детьми.
- Полезно составить список произведений не только со ссылками на тексты, но и иллюстрированный перечень литературы (художественной и познавательной) для чтения детям в бумажном варианте. Чтение настоящих книг с красочными иллюстрациями более полезно для развития ребенка. Указываем автора, название и добавляем картинки страниц книг с иллюстрациями (можно скопировать на сайтах интернет-магазинов).
- Можно также порекомендовать родителям дистанционные занятия (вебинары), авторы которых в презентациях и мастер-классах расскажут родителям, чем и как заниматься с ребенком дома, чтобы интересно, увлекательно, без перегрузок для ребенка развивать его. Наример, онлайн-проект издательства «Бином детства» (в бесплатном доступе) http://lbz.ru/metodist/authors/doshk/4/
- Важно настраивать родителей на совместную деятельность с детьми, на реализацию детско-родительских проектов с последующей презентацией (рисунки, поделки, книжки-малышки, сочинение сказок и т.д.)
Рекомендации повышают родительские компетенции. Важно донести до родителей, что необходимо выбирать время для ребенка, рационально использовать время занятий с детьми.
Для рекомендаций хорошо использовать сайт детского сада:
1. Дублирование рекомендаций
2. Перечень пособий - аннотированный и иллюстрированный - для развивающих занятий с детьми
3. Консультации для родителей
4. Ссылки на полезные ресурсы:
- ролики с записями занятий для детей
- на вебинары для родителей
- на онлайн-мероприятия, которые могут быть полезны и интересны родителям
Дистанционные занятия с детьми
- Офлайн-занятия
- Онлайн-занятия
Офлайн-занятия с детьми: видеоролики
Педагог заранее создает видеоролик целого занятия по программе или какую-то отдельную деятельность, например, изобразительную (последовательность рисования, лепки, аппликации), опытно-экспериментальную, чтение художественной литературы, физкультминутка, зарядка и др. Педагог обращается к ребенку с другой стороны экрана, не к конкретному, а абстрактному, усредненному ребенку. Длительность занятия учитывается в соответствии с возрастом. Достоинство такого занятия в том, что ребенок может смотреть его самостоятельно без мамы. Эта технология более сложная, требует большой работы и соблюдение правил:
- Качество съемки
- Наличие четкого сценария (исключена любая импровизация).
- Спикер говорит, обращаясь к собеседнику по другую сторону экрана
- Четкость и темп речи спикера (более медленная речь, чем на обычном занятии)
- Возможность перехода от «режима спикера» к «режиму презентации»
- Грамотный подбор иллюстраций в «режиме презентации»
- Деятельность спикера перед экраном (в медленном темпе) в «режиме спикера».
Пример видеороликов на канале «ОнлайнДетСад»: https://www.youtube.com/channel/UCcrcWYjkVHjNSd03XORaz5Q
Онлайн-занятия с детьми
Самый сложный формат дистанционного занятия. Педагог взаимодействует с конкретным ребенком в режиме вместе с взрослым (ребенок + мама). Рекомендуется одновременно проводить онлайн-занятие с 5 детьми, таким образом, педагог взаимодействует с 10 человеками (5 детей и 5 родителей). В день проводится не более одного занятия. Для организации такого занятия необходима платформа (например, скайп).
Подготовка к занятию:
Вводный проспект с рекомендациями (какие материалы нам нужны для занятия, как организовать рабочее место перед компьютером)
- Информационные письма
- Обзорные материалы
- Краткий обзор видеоматериалов со ссылками - мультфильмы и др.
- Организационные встречи с родителями
- Инструктаж по средствам навигации
Подготовка презентаций к занятию:
- Белый фон, отсутствие фоновых рисунков
- Подбор иллюстративного материала и размещение его на слайде (чем младше дети, тем понятнее и крупнее должны быть иллюстрации)
- Сменяемость слайдов (2-3 минуты)
- Цветовые решения (избегать обилия красного цвета)
- Минимум текста (даже для старших дошкольников)
- Размер и тип шрифта (закругленный, например, Calibri)
Начинаем работу всегда вместе со взрослыми «Ребенок + мама»
- Работа на площадке Zoom или в режиме скайпа, видеоконференции
- Ограниченное количество участников в онлайн-группе (не более 5 детей)
- Важно сразу договориться о правилах взаимодействия
- Обязательно учет возраста детей и в соответствии с этим определение длительности занятия
- Четкость речи и темп речи педагога
- Подготовка к занятию (за 2-3 дня родителям высылается перечень материалов к занятию)
- Тематический подход к организации образовательного процесса
- Общение с участниками занятия
- Помощник педагога (игрушка, кукла, театральная кукла и др.)
- Создание ситуации успеха.
При организации онлайн-занятия необходимо:
- помнить, что дети, особенно младшего дошкольного возраста с вами онлайн НЕ знакомы, поэтому приходится знакомиться заново;
- темп речи снизить по сравнению с обычным занятием, громкость - смотреть по детям (обычно приходится повышать);
- сменять виды деятельности через каждые 3 мин (переключение внимания); более длительно возможно удержать внимание при поделочных работах, игре, так как в них смена «операций» и «ситуаций»);
- иллюстрации на слайдах - не изобилие, четкость, реалистичность, связь с темой;
- планировать надолго деятельность онлайн надолго вперед, как правило, не получается - если детям не интересна тема, их невозможно удержать у компьютера, поэтому ключевое слово - мобильность и ресурс «спасательных кругов» под рукой - игры, загадки, раскраски, поделки, эксперименты, картинки, объекты;
- никакого оценивания - ни в солнышках, ни в кошечках, необходимо похвалить каждого ребенка за что-то свое.
Несмотря на все сложности, дистанционное обучение имеет плюсы:
- возможность оцифровать свои знания;
- возможность освоить ИКТ, это то, что требует от педагогов профстандарт, но до чего у многих не доходили руки. Теперь сама ситуация требует разобраться с электронными инструментами и превратить их в своих помощников;
- возможность найти альтернативы и использовать их в будущем, карантин закончится, а новые формы взаимодействия с детьми и родителями останутся.
Использованные материалы
- Онлайн-конференция «Как детским садам организовать работу и обучение в период пандемии коронавируса». Издатель Актион «Образование», апрель 2020.
- Вебинар «Мобильное Электронное Образование: организация дошкольной образовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий», ООО «Мобильное электронное образование», апрель 2020.
- Вебинар «Работа детского сада с использованием дистанционных технологий: риски, возможности, направления развития», Издательский дом «Первое сентября», июнь 2020.