Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: физика, расчет количества теплоты


Тип урока. Повторение и систематизация изученного материала.

Цель урока: научить применять полученные знания при решении практических задач.

Задачи:

  • Находить связи между физикой и жизнью;
  • Решать экспериментальные задачи;
  • Научить решать задачи на тепловые явления;
  • развитие умений задавать вопросы;
  • воспитание самодисциплины, взаимоуважения, устойчивого отношения к учебной деятельности и интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие у обучающихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.

Предметные: формирование устойчивых знаний у обучающихся о тепловых явлениях и навыков решения задач на нахождение количества теплоты.

Основные термины, понятия: масса, температура, тепловые явления, количество теплоты, теплообмен.

Оборудование весы, ложки, таблицы с постоянными данными, термометр, проектор, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент 2 мин.;
  2. Актуализация знаний 4 мин.;
  3. Обобщение и систематизация знаний 13 мин.;
  4. Закрепление полученных знаний 14 мин.;
  5. Объяснение домашнего задания 3 мин.;
  6. Рефлексия 4 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.
1 мин.

Приветствие детей! Здравствуйте! Меня зовут Ольга Владимировна! Я учитель физики Гимназии п. Н.Куранах.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний 6 мин.

Вы, наверное, знаете, что в этом году исполняется 90 лет со дня образования Алданского района. Своим рождением г. Алдан обязан открытию россыпного золота. На территории района крупные реки Алдан, Унгра, Тимптон и долины рек практически были безлюдны и плохо освоены. Коренные жители - эвенки издавна промышляли рыбалкой, и оленеводством. Тарабукин - вольный старатель поселился в верховьях ручья Орто-сала. Со всех сторон была непролазная тайга. Он вместе с другими старателями работали в тяжелых условиях мыли золото. Вдали от цивилизованного мира. Выживали и выполняли тяжелую работу. А давайте представим, что мы оказались в таких же условиях. Дождь, палатка дырявая, глухая тайга. Какие чувства при этом у вас возникают. Слайд с темным лесом. Презентация

Представьте, что нам надо работать, а котелок прохудился, а есть хочется. Надо хотя бы вскипятить воду для чая. На руках у нас есть только спички, бумага и кое-что из продуктов.
Как вы думаете, сможем ли мы с вами вскипятить воду? Если вы согласны поднимите зеленую карточку, если же нет - то красную.
А почему вы считаете, что нет?, что да? ...

Подвести детей к формулировке задач…..

Как мы можем здесь и сейчас убедиться в наших ответах?

Ребята поднимают либо зеленую, либо красную карточку.

Отвечают на вопрос.

Предлагают варианты решений. Из всех предложенных вариантов, выбрать экспериментальную проверку.

У меня к вам есть еще один вопрос. Если мы будем нагревать воду, получит ли вода какую-то энергию? Сколько количества теплоты получит полстаканчика воды? Ребята отвечают, что это количество теплоты.

Проговаривают свои варианты

Как найти правильный ответ? Что нам потребуется для этого знать?

Ребята ставят перед собой задачи.
- Проверить на эксперименте сгорит стаканчик или нет?
- вычислить количество теплоты, необходимое, чтобы вскипятить воду.

Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
4 мин

Работа в группах.
Предлагается детям выбрать бейджик с их ролями.

Предлагается по очереди выходить экспериментаторам из каждой группы и выполнять простые манипуляции.
- отлить 30 мл воды и налить в бумажный стакан
- измерить температуру воды с помощью обычного термометра
- измерить температуру с помощью пирометра.
- зажечь спиртовку и наблюдать за нагреванием воды до кипения.

Дети выбирают для себя роль среди предложенных:
Руководитель, экспериментатор, математик, ученый.
Каждый «экспериментатор» выходить и выполняет задание.

2 мин.

Пока вода нагревается. Остальным предлагается решить задачи на соответствие (Приложение).
Ответы выносятся на экран и проверяется с ответами ребят.

Ученики решают задачу на соответствие и руководитель группы называет ответ

1 мин

Вода закипела.
По каким признакам определяем, что вода кипит?
Сгорел ли стакан?
Ответили на первый вопрос?

Отвечают ученики:
По бульканьям, по наличию пара, по наличию шума.
Ответ - нет.
Ответ - да.

2 мин.

Скажите, а какая сейчас температура воды?
Внимание детей переключает на рабочий лист.
Предлагается решить расчетную задачу по условиям эксперимента.

100С
Дети записывают дано и оформляют решение задачи.
Математики считают и готовят ответ и называют свои ответы поочередно по группам.

3 мин.

Указывает, что при решении задач придерживались какой-то последовательности действий и предлагает открыть конверт с заданием, где написаны предложения с последовательностью действий на отдельных листочках по решению задач. Детям необходимо разложить в правильном порядке.

Алгоритм решения задач по физике

Ученики каждой группы составляют последовательность предложений.

1 мин.

Учитель предлагает открыть второй конверт, где есть уже готовый напечатанный алгоритм и предлагает приклеить данный алгоритм на рабочий лист

Дети приклеивают алгоритм на своих рабочих листах.

7 мин.

Какие величины менялись в процессе эксперимента?
Каким способом мы решили эту задачу? А каким еще способом можно еще решить?
Давайте построим график зависимости….

Ребята отвечают, что температура и количество теплоты.

Графическим.
Ребята строят график зависимости количества теплоты от температуры.

Как вы думаете, каких качеств вам сейчас не хватает, чтобы с легкостью решить задачи на нахождение количества теплоты.
У каждой группы на столе есть коробка с сюрпризом. Откройте, пожалуйста! Приятный сюрприз? Вы, наверное, думаете «причем здесь шоколадка и физика?». Даже очень причем! Поверните шоколадку и найдите энергетическую ценность!
Значение при этом записывает на доске.
А вы знаете, что при среднем беге около часа мы затрачиваем 7 ккал/ч на кг.
Ученики выполняют указание учителя: открывают коробку и достают шоколад, называют значение энергетической ценности.

Давайте переведем в Дж (1кал = 4,2Дж). 50∙7000∙4,2= 1470000Дж.
Много это или мало?
Шоколадку заберете с собой после уроков!

Дети пытаются сравнить.

Закрепление полученных знаний
14 мин.

Экспериментальные задачи.
У каждой группы есть металлические тела. Вода горячая у двух групп, вода холодная у двух других.
Выполняют измерение, вычисляют, строят графики зависимости.
Руководитель выступает с результатами работы.
После выступления руководителей групп.
У вас на столе есть карточки: зеленые - да, красные - нет. Верите ли вы, что можно сварить суп в котелке из бересты.
На какой эксперимент он похож.
предлагается снова выбрать слова, отражающие их чувства на данный момент.
Дети отвечают.

Итак, ребята, какие задачи мы сегодня решали? Во всех этих задачах мы с вами, что находили?

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Экспериментальные, аналитические, графические и задачи на соответствие.

Сформулируют тему: «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении».

Рефлексия

Какие задачи вам показались сложнее всего?
А теперь, попробуйте, пожалуйста, одним предложением сделать вывод, который будет полезен для вас.

По подсказкам на доске составляют предложение.

Ребята, вы сегодня решали реальные задачи, с реальными значениями! Согласитесь, что в задачниках часто значения, данные дают нам идеальные. Что в жизни практически невозможно. Не бойтесь нестандартных ситуаций! И я хочу вам пожелать в этой жизни накапливать только положительную энергию и дарить ее окружающим во всем, в учебе, в познании окружающего мира. Спасибо, ребята! До свидания!

Список использованной литературы

  1. А.В.Перышкин. «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.