Разработка урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: продолжение изучения морфологических признаков, синтаксической роли в предложении имени существительного, знакомство с творчеством русского художника И.Э.Грабаря, развитие аналитических способностей, устной и письменной речевой деятельности учащихся, творческих способностей, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, привитие любви к языку, искусству, природе родного края.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: перевернутый урок с элементами цветотерапии.

Оборудование: презентация репродукций картин И.Э.Грабаря, индивидуальные странички для работы на уроке, обобщающая таблица по теме «Имя существительное как часть речи», орфографический словарь, цветные карандаши.

Основные понятия: морфология, имя существительное, морфологические признаки, пейзаж, натюрморт.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Имя существительное - хлеб языка.
Лев Успенский

- Дорогие ребята! Тема нашего урока вам известна, т.к. форма проведения урока - перевернутый урок. Вы самостоятельно, просмотрев обучающее видео, изучив параграф № 88, ознакомились с темой «Имя существительное как часть речи».

3. Закрепление изученного самостоятельно материала

Эпиграфом к нашему уроку стали слова известного русского лингвиста, писателя, журналиста Льва Успенского. Как вы их понимаете? Запишите слова Успенского, используя прямую речь («Имя существительное - хлеб языка», - писал Лев Успенский.) Какова синтаксическая роль существительных в данном предложении? Объясните постановку тире.

Теоретические знания, которые вы получили по теме, мы применим при заполнении обобщающей таблицы «Имя существительное как часть речи», дополнив ее. Вспомним основные понятия:

- Какая наука о языке изучает слово как часть речи?

- Что такое имя существительное?

- Назовите морфологические признаки имени существительного.

1) Заполнить обобщающую таблицу (работа в парах).

Имя существительное как часть речи
(обобщающая таблица)

Вопросы, на которые
отвечает имя существительное

Кто?

___________ ?

Что обозначает
имя существительное?

_______________________________________

Морфологические признаки

Род

Ж. р

________

С. р.

___________

Единственное

_________________

Падеж

И. п.
Кто?
Что?

Р. п.
________?
Чего ?

_________
Кому?
Чему?

В. п.
Кого?
_______?

________
Кем?
______ ?

П. п.
_______ ?
о чем?

___________

1 склонение

_____________ ?

_____________?

Синтаксическая роль (основная)

Подлежащее

дополнение

_______________

2) Проверка и анализ заполнения таблицы.

- Что вызвало затруднение при заполнении таблицы?

3) Комментированное письмо.

- Записать и прокомментировать орфограммы в предложении, знаки препинания. Написание слов с непроверяемыми орфограммами проверить по орфографическому словарю.

4) Синтаксический анализ данного предложения.

- Какова синтаксическая роль существительных в предложении?

5) Самостоятельная работа с элементами цветотерапии по данному предложению.

- Разукрасить все существительные, которые употребляются в предложении во множественном числе, в желтый цвет.

- Разукрасить все существительные среднего рода в голубой цвет.

- Разукрасить существительные женского рода в ед. числе Р.п. в розовый цвет.

- Разукрасить существительные женского рода в ед. числе В.п. в серый цвет.

- Разукрасить существительное мужского рода в зеленый цвет.

6) Работа в парах.

- Взаимопроверка «цветного предложения». Выставление оценок по критериям (в рабочей страничке).

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз, кистей рук)

5. Знакомство с творчеством И.Э.Грабаря

- О ком и о чем идет речь в предложении?

- Почему мастер неделю ходил рисовать картину?

(Дети вспоминают о художнике И.Э.Грабаре и его работе над зимнем пейзажем «Февральская лазурь», что изучалось ранее на уроках развития речи).

- Краткий рассказ учителя о произведениях И.Э.Грабаря, изысканной красоте зимних пейзажей, летних натюрмортов.

- Презентация репродукций картин под музыку Ф.Шопена: «Февральская лазурь», «Иней», «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимнее утро», «Март», «Последние васильки», «Васильки и ромашки», «Сирень и незабудки», «Золотые листья», «Рябинка и березы» и др.

«Иней»
«Последние васильки»

6. Беседа по презентации репродукции картин

- Какое настроение вызвали картины И.Э.Грабаря и музыка Шопена?

- Какая палитра красок у художника?

- Какая из картин понравилась больше всего и почему?

- Какой цвет сейчас у вашего настроения?

7. Самостоятельная работа

Вставить буквы, недостающие знаки препинания.

Писал Игорь Грабарь преимущественно в жанрах пейзажа п...ртрета и натюрморта. Наибольшую извес…ность получили зимние п..йзажи, на которых изображены пуш..стый ж...мчужный иней, тонкие и...гибыр…стущих берез золото ярк…го солнца. Так и слышится ле…кий ш…рох зимнего ветра!

«В мире столь мало потрясающих по многообразию красок явлений, как освещённый солнцем день, где палитра цв..тов, каждую минуту изм…няясь, сияет фант…стическими тонами, для которых недостаёт красок», - признавался сам художник.

8. Итог урока. Рефлексия (беседа)

(Дети делятся своими впечатлениями об уроке, творчестве художника, анализируют, что им удалось, над чем нужно поработать).

9. Домашнее задание (словарная работа)

- Выписать существительные, которые можно «увидеть» на одной из картин И.Э.Грабаря (картина по выбору учащихся), распределив существительные в 3 колонки по родам (14-15 слов). С одним из них составить предложение по тематике выбранной картины.

«Зимнее утро»
«Сирень и незабудки»