В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проект «Авианосец» был организован в рамках реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Тематический блок «Проектирование и конструкция судов».
Целью данного проекта стало знакомство дошкольников с назначением и строением авианосца. Педагогами группы были поставлены следующие задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
- Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
- Познакомить детей с особенностями конструкции авианосца, его помещениями (взлетно-посадочная полоса, самолетоподьёмник, ангары для самолетов, радиолокаторы), их назначении.
- Расширять знания детей о профессиях членов экипажа: капитан корабля, матрос, боцман, кок, судовой врач, радист.
- Формировать умение конструировать модель авианосца, соблюдая основные условия (части авианосца - взлетная платформа для самолётов, надстройка с радарами, стартовая катапульта, палубы и т.д.) из разных видов конструктора.
- Обогатить словарь детей словами: авианосец, крейсер, эсминец, взлетно-посадочная полоса, самолетоподьёмник, ангар, радиолокатор, палуба, борт, рубка, нос, корма, иллюминатор, трюм, якорь.
- Развивать интерес к исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки, умение рассуждать.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Реализация проекта происходила через различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, конструктивно-модельную, изобразительную, игровую, коммуникативную и чтение художественной литературы. Работа над этими задачами осуществлялась в непосредственно образовательной, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Чтобы заинтересовать детей темой «Проектирование и конструкция судов» мы посмотрели познавательные фильмы «Эволюция транспорта» и «Корабли великаны». Из них дети узнали историю развития водного транспорта, расширили свои знания о его видах, о современной морской технике, о профессиях членов экипажа: капитан корабля, матрос, боцман, кок, судовой врач, радист. Далее в ходе познавательных бесед мы уточнили представления детей, почему человек изобрёл водный транспорт, о значении транспорта в жизни человека. Виртуальная экскурсия на авианосец «Адмирал Кутузов» познакомила детей с особенностями строения авианосца, его помещениями, их назначением.
Для того чтобы увидеть, как кораблям удается оставаться на плаву и сохранять плавучесть, мы провели опыты. Предложили детям отщипнуть два примерно одинаковых куска пластилина, сделать из них одинаковые шарики. Один шарик опустить в воду и посмотреть что произойдет. Дети увидели, что шарик сразу пошёл на дно. А из второго шарика сделать лодочку и тоже опустить её на воду. Дети увидели, что лодочка плавает. Еще один опыт мы провели с мандаринами. Взяли два мандарина. Сначала опустили в миску с водой мандарин с кожурой, а потом без кожуры. Дети увидели, что мандарин с кожурой держится на воде. А без кожуры сразу пошёл на дно. Предложили подумать и объяснить, почему это произошло? Дети пришли к выводу, что воздух держит на плаву корабли и помогает им не пойти ко дну.
С целью углубления представлений детей о водном транспорте, прочитали произведения: С.Сахарнов «История корабля», В.Тюрин "Кто главный на корабле", А.Баслин «Корабли выходят в море», К.Арон, С.Сахарнов «Едем, плаваем, летаем», П.Ермолаев «Корабли и пароходы», И. Квятковский «Кто бывает в порту», провели вечер загадок о водном транспорте «Большое морское путешествие».
Далее каждому ребенку было предложено дома с родителями подготовить поделку и придумать рассказ на тему «Корабль будущего».
С детьми мы попробовали сами сконструировать морской транспорт из пластилина, бумаги, разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
С целью закрепления представление детей о водном транспорте мы играли в дидактические игры «Эволюция кораблей», «Собери корабль», «Контурные прятки», «Найди отличия», «Кому что нужно для работы»; настольные игры: «Морской бой», «Геометрическая мозаика»; подвижные игры: «Моряки и акула», «Морские эстафеты», «Море волнуется»; сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Морское путешествие».
В сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле» дети расширили представления о труде работников речного транспорта (капитана, рулевого, кока, механиков, боцмана, радиста, судового врача). Закрепили умение выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, строительный материал.
Итогом проекта стало занятие, на котором детям необходимо было решить игровую проблему: пилоты переправляли детские новогодние подарки на остров Врангеля, но перелет долгий и топлива не хватает, нужно сконструировать авианосец, где самолет совершит заправку. Ребята вспомнили, чем отличается авианосец от других кораблей, из каких основных частей состоит. В инженерных книгах дошкольники нарисовали схему строительства авианосца и приступили к созданию своих моделей. Конец занятия плавно перешёл в сюжетно-ролевую игру «Аэродром на воде». Дети запускали самолёты с палубы своего авианосца, заправляли, ремонтировали их.
Результатом работы над проектом стала выставка детских работ на тему проекта.
В результате работы над проектом дети:
- Расширили представления о водном транспорте.
- Расширили знания о профессиях членов экипажа: капитан корабля, матрос, боцман, кок, судовой врач, радист.
- Познакомились с назначением и строением авианосца.
- Сконструировали модель авианосца из разных видов конструктора.
- Обогатили словарь словами: палуба, борт, рубка, нос, корма, иллюминатор, трюм, якорь, взлетно-посадочная полоса, самолетоподьёмник, ангар, радиолокатор,
Наш практический опыт реализации парциальной программы Волосовец Т.В., Карповой Ю.В., Тимофеевой Т.В «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности доказывает, что у детей с ОВЗ развиваются стремление к познанию и технические способности, формируются умения работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельными, инициативными, дает возможность получать ранний социальный позитивный опыт при реализации собственных замыслов.
В результате занятий конструированием и робототехникой, действия наших воспитанников становятся более осознанными и произвольными, они не только учатся усваивать разнообразную информацию, но и оперативно с ней работать.
Библиографический список
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». - 2-е изд. - Самара: Вектор, 2018.
- Л.Б. Фесюкова. Истории обычных вещей. Беседы по картинкам. - Сфера, 2010.
- О.А. Скоролупова. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - Скрипторий, 2010.