Методические рекомендации по организации детского объединения в образовательном учреждении

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В настоящее время в средних общеобразовательных учреждениях заметно возрос интерес к вопросам создания и функционирования детских (юношеских) объединений и организаций. Учитывая эту тенденцию, а также то, что школьные работники не всегда могут получить квалифицированную помощь в данном вопросе, мы решили дать некоторые методические рекомендации из собственного опыта.

При изучении любого феномена социальной жизни важно прийти к понятийно-терминологическому единству.

К наиболее общим и существенным понятиям социокинетики (так называют в ассоциации исследователей детского движения эту область научного знания) относят понятия «детское движение», «детское объединение», «детская организация». Ключевым является понятие «детское объединение»

Детское объединение - формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников.

Правомерен вопрос, с чего начать. Сначала требуется определиться с образом, статусом, характером, базой, программой (или основными направлениями) действий детского объединения, а уж потом искать тех, кому эти идеи по душе. Еще лучше создать для начала небольшую команду сторонников из числа школьников и с ними обсудить главную идею. Инициатором такого объединения может быть как взрослый, так и школьник.

Как показывает практика серьезные затруднения у организаторов новых детских объединений вызывает создание документов (Устава, Положения), особенно формулировки целей и результатов.

Многое из того, что ясно для взрослых, для детей сложно. Можно предложить создать сразу два документа, один - для детей, возможно с их участием (изложение понятных законов и правил, символы, атрибуты, девиз, гимн), второй - официальный документ. А настоящим самоуправляемым объединение станет, если данный документ попробуют разработать сами школьники, а руководитель только внесет корректировки.

В состав детского объединения могут входить как девочки, так и мальчики разного возраста по добровольному желанию. Руководство над ними берут на себя взрослые - добровольцы. Местом базирования таких объединений может быть не только школа, но и клубы по месту жительства, дворцы и дома культуры, различные центры.

После того как уже определены основные направления деятельности объединения, необходимо набирать ребят - членов детского объединения. Начните с анкетирования, учитывая условия, в которых вы работаете и особенности возраста школьников, для которых создается объединение. Не забудьте организовать рабочую группу, которая под руководством взрослого проведет обработку полученных данных. Но прежде чем провести анкетирование, следует организовать информационное собрание, по вопросам актуальности проблемы, основных понятий и значимости для данного коллектива.

После обработки данных собирайте ребят изъявивших желание принять участие в том или ином направлении деятельности объединения, определяйтесь с планом работы и ответственными, после чего можно приступать к активной деятельности детского объединения.

Что должно входить в Положение:

  • общие сведенья об объединении: понятийный аппарат, кто является членом объединения, руководителем, определить основное направление работы;
  • Задачи и цель объединения;
  • Структура детского объединения;
  • Обязанности членов детского объединения;
  • Права членов детского объединения;

Устав:

  • Положение;
  • Членство детского объединения;
  • Прекращение членства детского объединения;
  • Принципы деятельности детского объединения;
  • законы детского объединения;
  • символы и атрибуты детского объединения;

Мы надеемся, что предложенные рекомендации по организации детского объединения помогут вам в ваших начинаниях.