Роль развивающей предметно-пространственной среды как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Свою статью хочу начать со слов известного советского педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать эту развивающую среду, стимулирующую игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, обеспечивать эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно - пространственным окружением, возможность самовыражения.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет! Почему? Ответ очевиден. Во - первых, индивидуальные особенности неравнозначны.
Во - вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития. Массовое обучение никогда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?» Конечно кто - то может возразить.

Среди принципов дошкольного образования, реализуемых во ФГОС - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для меня, как педагога вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.
Целью моей работы стало создание РППС для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов в соответствии с ФГОС. Привлечение внимания родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ. Поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности.

4. Определить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.Представляю Вам свой опыт, свои подходы в решении этих задач.

Заглянем в приемную моей группы. В приемной на личном шкафчике у ребенка написано его любимое имя.Также с целью реализации идеи индивидуализации среды я предложила родителям на ладошке, которую обвели и вырезали сами дети написать, как называют ребенка дома. С помощью родителей оформили портфолио воспитанников. Это позволяет нам, педагогам лучше понять, узнать каждого ребенка.

Дети с удовольствием участвуют в таком режимном моменте, как «Я пришел, и я пришла». Приходя в детский сад, дети нашей группы открывают свою фотографию, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром.

Стенд «Мое настроение» позволяет ребятам оценивать свое эмоциональное состояние, подбирать соответствующую пиктограмму, а также лучше понимать, что происходит с настроением товарищей по группе. Мы вместе с родителями отслеживаем эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня.

Традиционно используем Стенд Поздравляем!! Где обязательно размещаем фотографию именинников, пожелания, дату рождения, знак зодиака ,какой (трудолюбивый, общительный), рядом стоит корзинка для подарков, рисунков.

Обязательно к каким-либо событиям в жизни ребенка готовим вместе с детьми мини газеты, рисунки, например, «С днем рождения», «С рождением сестренки». Это позволяет ребенку почувствовать себя самым главным в этот день. Если ребенок долго отсутствует по болезни, передаем с мамой либо с товарищем, если они живут рядом самодельную открытку с пожеланием поправляться быстрее. Это дает ребенку осознание его ценности для коллектива, значимости в жизни товарищей.

В работе с родителями, использую такой приём , как обратная связь, СМС почта. Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду.

Стенд,Спрашивали? - Отвечаем. В кармашек складываются вопросы родителей по интересующимся проблемам (анонимно). Выставляется литература по интересующимся вопросам, шпаргалки для родителей.

У нас в приемной есть копилка добрых дел. Ребенок кладёт фишку за какое-нибудь доброе дело (полил цветы, помог товарищу и т.д.)

Накопленные в течение недели достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей - это метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями. В этом году завели планшет «Звезда дня »,где вывешивается фото ребенка за какие то достижения, стараюсь делать так ,чтобы фото было каждого ребенка по очереди присутствовало на этом стенде.

Кроме того ведем дневник событий из жизни детей в детском саду, куда помещаем фотографии из жизни группы. Родители помогают сделать самодельные игры и пособия, ведь, как известно, игры, созданные своими руками гораздо интереснее магазинных, кроме того, создание игры - процесс не менее увлекательный, чем сама игра. Создали несколько игр и пособий своими руками, ребята просили родителей им помочь, а потом играли сами. Родителям объявляем благодарность и размещаем их в «Похвальбушках».

В целях художественно- эстетического развития устраиваем в группе персональные выставки творческих работ детей, например «сегодня рисует Даша». Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.

В группе есть место под «спонтанные» рисунки ,большой магнитный стенд с именными магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности.

Накопленные работы в свободной деятельности за день ,дети складывают в конверт который они сделали и украсили сами. Маленькая творческая мастерская наполнена разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

(краски, карандаши, фломастеры, разная бумага, печатки, фигурные ножницы ,карты образцы и.д) .

В музыкальном уголке выставляю коллекции детей,

Дети с родителями сделали книжки-малышки «Мои музыкальные инструменты», любимые композиторы ,актеры театра Терлямы, а так как к нам часто приезжает театры со сказками ,мы с ребятами решили сделать коллекцию афиш, это позволяет детям вспомнить, закрепить и углубить знания о творческих людях города.

В речевом уголке «Читайка» устраиваем выставку персональных коллекций (игрушек киндер, книжки малышки и т.д.) Ребята вместе с родителями сделали книжки-малышки «Мой любимый персонаж, герой»,

В уголке «речевичок «имеется альбом по словотворчеству «Говорят дети», записываю интересные высказывания детей, затем через некоторое время читаем, вспоминаем, так-же читают родители. Дети принесли свои семейные мини- альбомы . Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи - любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография - утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят.

Используем доску выбора «Чем хочу заниматься» ,выбор деятельности, интересной ребенку который дети могут осуществлять в течении всего дня. На нем размещены картинки с условным обозначением уголка активности, сделали стенд правила дружбы, где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается, ребята сделали книжки-малышки мой лучший друг. Для того чтобы стимулировать потребности совершать добрые поступки, формирование позитивного образа своего «Я», у нас есть стульчики симпатичные, ярко украшенные «Расскажи о добре». Ребенок садится на стульчик и говорит, какие добрые поступки он совершил, кому помог, кого поддержал, кого пожалел, а также можно предложить сказать что-нибудь доброе о своих сверстниках, друге. Для того чтобы научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое рациональное русло. Ребенку показываю баночку и объясняю, что эта баночка не простая, а волшебная, все плохое, что находится на душе, можно класть именно в неё. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в эту баночку. После этого баночку закрывают, и отрицательные эмоции остаются в ней в самом прямом смысле. Так же есть наоборот баночка хорошего настроения. В игровом центре дети рассматривают и играют своими коллекциями игрушек.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по уголкам позволяет детям объединиться по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.

Познавательное развитие. В уголке строительства устраиваем индивидуальные выставки поделок.

Использую интересный приём по математике «Мальчики + девочки» это помогает малышам освоить навыки счета, ребята поняли, что самих себя считать гораздо интереснее, кроме того, у детей развиваются зрительная память, мыслительные процессы, навыки сравнения чисел. Считают они себя теперь по нескольку раз в ден.

Ребенок приносит в группу все необычное, что находится в окружающем мире. Это может быть коряга, красивый листочек, камешек, фантик. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру: «Чем тебе нравится этот камешек, на что похож? Давайте придумаем вместе волшебную историю этого камешка». Поэтому мы, сделали ящик замечательных вещей, коробка штучки-дрючки, дети сделали книжки мое любимое животное.

Альбомы с оформлением детских проектов «огород на окне», вместе с дети садим растения наблюдаем за ростом, дети записывают в дневник наблюдений.

Когда пришло время пикировать растения бабушка Сережи (гость группы) с удовольствием нам рассказала для чего это надо делать и как?

Ребята с интересом вместе с ней работали.

Здесь помогает метод проектов. «Что мы знаем? Что хотим узнать ?Как узнать?

В физкультурном уголке ,коллекции медалей, значки о спорте, дипломы грамоты за достижения в спорте, это дает детям стимул для занятий спортом. Книжки мои любимые спортсмены. Ростомер «Самый сильный, быстрый, высокий.

С введением ФГОСДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, шторка позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать. Также есть шляпа-невидимка.

Я заметила, что детям нравится, что везде присутствует его личная фотография, поэтому детские стульчики были отмечены фото с именами. Это оказалось к тому же очень удобным: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникало проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул.

В процессе работы, детям очень нравиться работать со своей фотографией самостоятельно как можно чаще, поэтому придумала еще режимный момент: «Я все съел, и я все съела на обед», у которого был несомненный плюс: то очень хорошо стимулирует «малоежек». Сразу оговорюсь: если у ребенка по медицинским показаниям есть ограничения в приеме той или иной пищи, это обязательно учитывается.

В уголке дежурств тоже фотографии детей.

Дети сделали книжки-малышки «моя любимая еда».

В режимном моменте сон час изготовили с детьми ангелочка сна.

Наблюдая за детьми ,заметила что кто то лучше рисует, лепит, и т.д.

Дети с удовольствием передают свой опыт другим детям, поэтому пришла идея сделать детские мастер-классы, это тоже поддерживает детскую инициативу, дети сами стали предлагать, что они могут показать другим детям. Саша учила детей как нарисовать Снегурочку ,выучила дома с родителями загадку-стихотворение и показала как нарисовать.

Саша плела косички.

Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день ежедневно организую утреннее приветствие. Это легкие стихи, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению, развивать эмпатию, воспитывать навыки культурного общения, учить образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тому, кто грустит, кто с трудом просыпается по утрам. Главное, делать это с улыбкой.

Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы я столкнулась с некоторыми трудностями: (группа без спальни, наличие двухъярусных кроватей) поэтому это создавала трудности в оборудовании уголков. Но я стараюсь максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.

Насыщенная предметно - развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.

Источники информации

  1. Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.
  2. Дьячковская В.М., Осипова О.П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017.
  3. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.
  4. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.
  5. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. - 2010. - № 3.
  6. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).
  7. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений:материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А.Вершининой - СПб., 2014.