1. Актуальность и значимость проекта: в настоящее время значительные изменения претерпевает выбор профессии, так как на рынке труда появились новые и качественно изменились старые профессии. Школа "СКОЛКОВО" и Агентство стратегических инициатив подготовили "Атлас новых профессий", в котором собрана информация о тех профессиях, которые исчезнут и наоборот появятся в ближайшие 10-15 лет. Процесс выбора профессии приобрел другую направленность. Особенно остро эта проблема стоит перед сельской молодежью, так как в поселке Тазовский нет средне-специальных и высших учебных учреждений.
2. Цель проекта: формирование у подростков способности выбирать сферу профессиональной деятельности и направления продолжения образования, оптимально соответствующие личностным особенностям и запросам рынка труда Ямало-ненецкого автономного округа и, как результат, создание системы действенной профориентационной работы в образовательном учреждении.
3. Задачи проекта:
- изучить потребности рынка труда Тазовского района и профессиональные предпочтения подростков, расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в регионе;
- определить профессиональные интересы и склонности участников, вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии, способствовать раскрытию личностных качеств и реализации творческих способностей участников;
- обеспечить сотрудничество с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.
4. Основная идея: организация профориентационной работы по принципу комплексного подхода: от тестирования до экскурсий на профессиональной «территории». Длительность проекта - один учебный год.
5. Новизна: особенностью данного проекта является опережающая работа по освоению участниками проекта самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» и привлечение социальных партнеров муниципалитета и округа.
6. Содержание, технологии педагогической деятельности по реализации идеи проекта
6.1. Целевая категория
Обучающиеся: дети в возрасте 12-16 лет, только начинающие свой путь профессионального самоопределения.
Социальные партнеры (площадки для практики по профессиональному самоопределению молодежи):
- Многопрофильный колледж г. Новый Уренгой (далее НУРМ)
- Департамент финансов Администрации Тазовского района (далее ДФ)
- Микрофинансовая организация «Фонд развития Тазовского района» Администрации Тазовского района ЯНАО (далее МО «ФРТр»)
- ОГИБДД по Тазовскому району
- Отделение МВД России по Тазовскому району
- Культурно-спортивный комплекс п.Новозаполярный (далее КСК)
- Отделение ГКУ «ЯМАЛСПАС» в Тазовском районе
- МБУ «Центр развития физкультуры и спорта» (СП «Лыжная база», стрелковый тир) (далее ЦРФиК)
- МБУ «Централизованная библиотечная сеть» (далее ЦБС)
- МБУ «Молодежный центр»
- МБОУ «Тазовский районный краеведческий музей» (далее ТРКМ)
- МБУ ДО «Тазовская детская школа искусств» (далее ТДШИ)
- МБОУ ДО «Тазовский районный дом творчества» (далее ТРДТ)
6.2. Технологии педагогической деятельности по реализации идеи проекта
Встречи с представителями разных профессий, конкурс мультимедийных презентаций, проект «Организации и предприятия п. Тазовский ЯНАО», экскурсии, родительские собрания.
Интерактивные мероприятия профориентационной направленности: коллективно-творческое дело «Фестиваль профессий», профессиональные пробы НУРМа.
7. Механизм профориентационной работы
- Профессиональная информация (подготовка к выбору профессии и своего места в обществе)
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная консультация и диагностика.
8. Поэтапный план мероприятий по реализации проекта «Кем быть?»
№ |
Этапы проекта |
Сроки проекта |
Основные направления |
1. |
Подготовительный |
Сентябрь-
|
- диагностика профессиональных ориентиров участников проекта; - создание банка компьютерных презентаций по различным профессиям; |
2. |
Практический |
Ноябрь- май |
- конкурс компьютерных презентаций о профессиях для участников проекта; - информирование обучающихся и их родителей о возможности получения государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии); - участие обучающихся, участников проекта «Кем быть?» в организации мастер-классов в Фестивале профориентации Тазовского района; |
3. |
Заключительный |
июнь |
- сбор и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению; - участие во Всероссийской программе по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» (программа поддерживается депутатами Государственной Думы ФС РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством образования и науки РФ). |
9. План мероприятий по реализации проекта
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Место проведения |
Изучаемые профессии |
1. |
Онлайн - тестирование
|
Сентябрь |
ТРДТ |
База данных профессий |
2. |
Индивидуальные консультации |
Сентябрь |
ТРДТ |
База данных профессий |
3. |
Экскурсии на предприятия и организации п.Тазовский, г.Новый Уренгой |
Октябрь |
ОГИБДД |
«Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения» |
ЦБР |
«Библиотекарь» |
|||
ДФ |
«Финансист» |
|||
Ноябрь |
ЯМАЛСПАС |
«Спасатель» |
||
ЦРФиС |
«Инструктор по физической подготовке» |
|||
Декабрь |
ОМВД |
«Полицейский» |
||
КСК |
«Оператор газовых установок»
|
|||
Январь-
|
Молодежный центр |
«Организатор культурных мероприятий» |
||
Март |
ТРКМ |
«Археолог»
|
||
МО«ФРТр» |
«Предприниматель» |
|||
Апрель, май |
НУРМ |
«Сварщик»
|
||
ТДШИ |
«Преподаватель музыкальной школы» |
|||
ТРДТ |
«Вожатый» |
Заключение
Ожидаемыми результатами проекта станут:
- увеличение доли обучающихся, охваченных профориентационной работой;
- 100% участников проекта имеют представление о профессиях, востребованных в современных социально-экономических условиях;
- повышение популярности рабочих профессий, выбор участниками учебных заведений;
- увеличение доли выпускников, поступивших в учебные заведения соответствующего направления;
- создание инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий;
- издание методических материалов по итогам реализации проекта.
Обоснованность рисков.
- Необходимость предварительной договоренности о сроках проведения экскурсий.
- Запрет массовых мероприятий в связи с неблагоприятной ситуацией, во избежание распространения COVID-19.
Перспективы развития и использования практики: перспективой развития проекта «Кем быть?» является его дальнейшая реализация и включение в перспективный план работы анализ поступления выпускников творческих объединений МБОУ ДО «ТРДТ» в профессиональные образовательные учебные учреждения РФ.