Проект по профессиональной ориентации "Кем быть?"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: профориентация


1. Актуальность и значимость проекта: в настоящее время значительные изменения претерпевает выбор профессии, так как на рынке труда появились новые и качественно изменились старые профессии. Школа "СКОЛКОВО" и Агентство стратегических инициатив подготовили "Атлас новых профессий", в котором собрана информация о тех профессиях, которые исчезнут и наоборот появятся в ближайшие 10-15 лет. Процесс выбора профессии приобрел другую направленность. Особенно остро эта проблема стоит перед сельской молодежью, так как в поселке Тазовский нет средне-специальных и высших учебных учреждений.

2. Цель проекта: формирование у подростков способности выбирать сферу профессиональной деятельности и направления продолжения образования, оптимально соответствующие личностным особенностям и запросам рынка труда Ямало-ненецкого автономного округа и, как результат, создание системы действенной профориентационной работы в образовательном учреждении.

3. Задачи проекта:

  • изучить потребности рынка труда Тазовского района и профессиональные предпочтения подростков, расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в регионе;
  • определить профессиональные интересы и склонности участников, вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии, способствовать раскрытию личностных качеств и реализации творческих способностей участников;
  • обеспечить сотрудничество с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.

4. Основная идея: организация профориентационной работы по принципу комплексного подхода: от тестирования до экскурсий на профессиональной «территории». Длительность проекта - один учебный год.

5. Новизна: особенностью данного проекта является опережающая работа по освоению участниками проекта самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» и привлечение социальных партнеров муниципалитета и округа.

6. Содержание, технологии педагогической деятельности по реализации идеи проекта

6.1. Целевая категория

Обучающиеся: дети в возрасте 12-16 лет, только начинающие свой путь профессионального самоопределения.

Социальные партнеры (площадки для практики по профессиональному самоопределению молодежи):

  • Многопрофильный колледж г. Новый Уренгой (далее НУРМ)
  • Департамент финансов Администрации Тазовского района (далее ДФ)
  • Микрофинансовая организация «Фонд развития Тазовского района» Администрации Тазовского района ЯНАО (далее МО «ФРТр»)
  • ОГИБДД по Тазовскому району
  • Отделение МВД России по Тазовскому району
  • Культурно-спортивный комплекс п.Новозаполярный (далее КСК)
  • Отделение ГКУ «ЯМАЛСПАС» в Тазовском районе
  • МБУ «Центр развития физкультуры и спорта» (СП «Лыжная база», стрелковый тир) (далее ЦРФиК)
  • МБУ «Централизованная библиотечная сеть» (далее ЦБС)
  • МБУ «Молодежный центр»
  • МБОУ «Тазовский районный краеведческий музей» (далее ТРКМ)
  • МБУ ДО «Тазовская детская школа искусств» (далее ТДШИ)
  • МБОУ ДО «Тазовский районный дом творчества» (далее ТРДТ)

6.2. Технологии педагогической деятельности по реализации идеи проекта

Встречи с представителями разных профессий, конкурс мультимедийных презентаций, проект «Организации и предприятия п. Тазовский ЯНАО», экскурсии, родительские собрания.

Интерактивные мероприятия профориентационной направленности: коллективно-творческое дело «Фестиваль профессий», профессиональные пробы НУРМа.

7. Механизм профориентационной работы

  • Профессиональная информация (подготовка к выбору профессии и своего места в обществе)
  • Профессиональное просвещение.
  • Профессиональная консультация и диагностика.

8. Поэтапный план мероприятий по реализации проекта «Кем быть?»

Этапы проекта

Сроки проекта

Основные направления

1.

Подготовительный

Сентябрь-
октябрь

- диагностика профессиональных ориентиров участников проекта;

- создание банка компьютерных презентаций по различным профессиям;

2.

Практический

Ноябрь- май

- конкурс компьютерных презентаций о профессиях для участников проекта;

- информирование обучающихся и их родителей о возможности получения государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии);

- участие обучающихся, участников проекта «Кем быть?» в организации мастер-классов в Фестивале профориентации Тазовского района;

3.

Заключительный

июнь

- сбор и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению;

- участие во Всероссийской программе по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» (программа поддерживается депутатами Государственной Думы ФС РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством образования и науки РФ).

9. План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Изучаемые профессии

1.

Онлайн - тестирование
МГУ, на сайте «Смартия»

Сентябрь

ТРДТ

База данных профессий

2.

Индивидуальные консультации

Сентябрь

ТРДТ

База данных профессий

3.

Экскурсии на предприятия и организации п.Тазовский, г.Новый Уренгой

Октябрь

ОГИБДД

«Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения»

ЦБР

«Библиотекарь»

ДФ

«Финансист»

Ноябрь

ЯМАЛСПАС

«Спасатель»

ЦРФиС

«Инструктор по физической подготовке»

Декабрь

ОМВД

«Полицейский»

КСК

«Оператор газовых установок»
«Бурильщик»

Январь-
февраль

Молодежный центр

«Организатор культурных мероприятий»

Март

ТРКМ

«Археолог»
«Экскурсовод»

МО«ФРТр»

«Предприниматель»

Апрель, май

НУРМ

«Сварщик»
«Электромонтер»
«Сестринское дело»
«Преподавание в начальных классах»
«Дошкольное образование»
«Гостиничный сервис»

ТДШИ

«Преподаватель музыкальной школы»

ТРДТ

«Вожатый»

Заключение

Ожидаемыми результатами проекта станут:

  • увеличение доли обучающихся, охваченных профориентационной работой;
  • 100% участников проекта имеют представление о профессиях, востребованных в современных социально-экономических условиях;
  • повышение популярности рабочих профессий, выбор участниками учебных заведений;
  • увеличение доли выпускников, поступивших в учебные заведения соответствующего направления;
  • создание инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий;
  • издание методических материалов по итогам реализации проекта.

Обоснованность рисков.

  • Необходимость предварительной договоренности о сроках проведения экскурсий.
  • Запрет массовых мероприятий в связи с неблагоприятной ситуацией, во избежание распространения COVID-19.

Перспективы развития и использования практики: перспективой развития проекта «Кем быть?» является его дальнейшая реализация и включение в перспективный план работы анализ поступления выпускников творческих объединений МБОУ ДО «ТРДТ» в профессиональные образовательные учебные учреждения РФ.