Сравнительная характеристика заданий эвристического типа в сравнении с заданиями тестовой формы

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: дистанционное обучение


По настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный урожай - нет, о нем говорит качество
человека, которого производит страна
Р.У.Эмерсон

Конкурентоспособный рынок современного мирового сообщества требует коренного пересмотра образовательных подходов в обучении. Главное требование к выпускнику XXI века - это его конкурентоспособность, трансформация к быстро меняющимся условиям жизни в процессе масштабной глобализации. Мировая система образования адаптируется к геополитическим, социальным, экономическим изменениям, происходящим практически во всех странах мира, таких как научно-технический прогресс, увеличение доли умственного труда, уменьшение физических нагрузок, развитие информатизации (компьютерные сети), повторяющийся кризис мировой экономики, появление различных форм дистанционного образования, кризис рыночных отношений, усиливающаяся безработица и так далее. Под угрозой находятся общечеловеческие ценности, распространяется терроризм, религиозный экстремизм.

Традиционная система образования не может ответить вызовам современного общества, поэтому наиглавнейшей задачей любого современного государства, заботящегося о своем развитии, считается совершенствование образовательной системы и ее плавное вливание в мировую образовательную систему. На реформирование образовательных систем в мире тратится огромное количество денежных средств. Однако, не все передовые в образовании государства позволяют себе увеличивать финансирование данного сектора. Примером такого государства является Сингапур, где основной упор делается на качество образования. Огромный вклад в совершенствование системы образования в мире играет ЮНЕСКО. К основным направлениям работы ЮНЕСКО относится получение начального образования гражданами любой страны, гендерное образование, образование в Африке и, как следствие, снижение уровня безработицы через повышение грамотности населения. Также, немаловажная роль в реформировании образования принадлежит Всемирному банку развития, который реализует проект «Электронное образование», в том числе и в некоторых странах бывшего Советского Союза. Главное направление деятельности Всемирного банка - информатизация процесса образования и создание каждой организацией образования приемлемой для нее собственной программы информатизации.

В качестве успешных образовательных практик можно привести несколько государств: Южная Корея, Финляндия, Сингапур и Гонконг. В этих государствах осуществляется стратегия высоких требований к подготовке кадров и качеству образования. В рейтинговой таблице индекса уровня образования стран мира Южная Корея занимает 6-е место, индекс равен 0,93 (по материалам сайта http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info). В чем состоят особенности системы образования Южной Кореи? На первое место следует выделить постоянное образование корейского школьника. Почти каждый корейский ученик помимо школы посещает всевозможные образовательные курсы, берет частные уроки. Большой упор делается на самостоятельное образование. Таким образом, образование делится на образование в школе и после школы. Каждый корейский ребенок воспитывается с мыслью о том, что стать конкурентоспособным он сможет только в том случае, если будет как можно больше заниматься, получив престижное высшее образование.

За послевоенные годы развилась не только школьная педагогика, но и семейная. Поэтому большинство корейских семей заинтересовано в получение качественного еще дошкольного образования. Поэтому свободного времени у корейского ребенка практически не остается. Основываясь на этом, во многих корейских школах существуют классы продленного дня, созданные, в том числе, и для того, чтобы организовать коллективный досуг. В корейской школе введена 12-тилетка: три года дошкольное воспитание, шесть лет начальное образование и шесть лет среднее образование (3 года среднее образование и три года среднее образование высшей ступени). Обязательным условием является изучение, помимо корейского языка, английского, математики, точных наук и наук об обществе. Кроме этого, существуют популярные курсы музыки, балета, рисования, каллиграфии. Количество учеников в классе достигает 50-60 человек, при этом проблем с дисциплиной практически нет. Частью это решается из-за традиционного почитания взрослых корейскими детьми, частью воспитанием коллективизма (в том числе и коллективным наказанием - в корейской школе учеников наказывают физически) - по материалам сайта http://www.raznie-deti.ru/dr/kor/110-principy-shkolnogo-obucheniya-i-vospitaniya-koreyskoy-rekspubliki.html). Важная роль в этом отводится групповой работе, а также огромный авторитет учителя в стране. Стать учителем в Южной Корее очень трудно.

По мнению некоторых аналитиков именно тот факт, что правительство нашло дополнительные средства для поддержки корейского учительства, на сегодняшний день система образования сделала такие большие успехи. В школу пришли высококвалифицированные кадры. Все страны мира, имеющие высокие результаты в обучении учеников, на первое место ставят высокий профессионализм учителя. Чтобы стать учителем в этих странах, кандидаты проходят жесткий отбор. Первоначальная заработная плата для начинающих педагогов очень высокая, что является стимулом для высокопрофессионального преподавания. Было выяснено, что эффективным обучение становится только в том случае, если между учителем и учениками будет существовать определенное взаимодействие, будет обеспечиваться обратная связь. Для этого разработаны различные системы повышения квалификации педагогов, перестройка подготовки педагогов ВУЗах. В южнокорейской школе осуществляется гендерное образование. Республика Корея - это первая страна, которая обеспечила высокоскоростной доступ к сети Internet. Если ранее система образования в Республике Корея была ориентирована на поставщика, то после начала реформы системы образования, начатой в 2010 году, она более ориентирована на ученика. Такая же важная роль в образовательном процессе придается групповой работе в Японии, где количество учащихся в классе составляет 40-45 человек.

Интеграция международных образовательных систем нашла отражение в образовании в Российской Федерации, когда государство присоединилось к Болонскому процессу. Реформа образования в Российской Федерации также направлена на адаптацию к новой социально-экономической среде. Примером тому является и введение новых ФГОСов, направленных более на самостоятельное добывание знаний школьниками Т.е. государством создается база для реализации поставленных задач. Главный упор в образовании делается на переход от традиционной ретрансляции знаний к их активному получению, повышению роли самостоятельного обучения. Огромные средства выделяются государством на информатизацию и компьютеризацию образовательного процесса. Многие школы страны имеют выход в Интернет, поставляются кабинеты химии, физики, биологии, интерактивные доски, мультимедийные кабинеты, строятся новые современные школы и т.д. Большой упор делается на полиязычие. Основным направлением реформы в системе образования России должно стать повышение качества образования с целью улучшения результатов учеников. Это даст возможность мотивировать школьников к обучению, поднять уровень сдачи ЕГЭ, развить креативное мышление и т.д.

Тем не менее, введение новых ФГОСов вызывает и ряд вопросов, которые требуют своего решения. Направлены ли они на творческое развитие ученика, его самореализацию с позиций человекосообразного обучения, теорию которого разработал доктор педагогических наук, директор Центра дистанционного образования «Эйдос»? Нужно отметить, что разработана не только теория человекосообразного обучения, но и принимаются практические шаги по ее реализации через дистанционные мероприятия Центра «Эйдос», Института образования человека, такие как, дистанционные конкурсы и курсы повышения квалификации для учителей и учеников, эвристические олимпиады, очные педагогические конференции, конференции для школьников и многое другое.

Как известно, свои реальные возможности в школе может реализовать только небольшая часть учащихся через участие в очных мероприятиях - олимпиадах, конференциях. Большая часть учащихся не может принимать участия в таких мероприятиях. Соответственно, не происходит и дальнейшего более полного развития этого учеников. На мой взгляд, проблему эту возможно решить через участие в дистанционных мероприятиях Центра дистанционного образования «Эйдос». На сегодняшний день количество организаций, предлагающих дистанционные услуги для школьников и учителей, велико. Но большинство из них направлены не на творческое развитие учащихся, не на повышение квалификации педагогов, а на зарабатывание «легких денег», т.к. задания, например, для учеников, предлагаются совершенно простые, обыкновенной тестовой формы, зачастую скачанные из различных источников Интернета. К сожалению, многие педагоги идут на этот шаг, т.к. это самый легкий и простой путь добиться «успеха» для своих учеников, а для себя очередных «достижений» для портфолио. Давайте рассмотрим отличие заданий эвристического типа от подобного рода заданий.

1. Задания эвристической формы совершенно отличаются от традиционных заданий, заданий, предлагаемых ученикам при решении олимпиадных заданий. Это новизна, необычность, зажигательность заданий, которые направляют ученика на осмысление явлений природы, способствуют развитию логики, творческого мышления. Учитель может предложить такие задания на каждом уроке, в качестве домашнего задания. Мы можем наглядно увидеть потенциал учащегося, основанного на базовых знаниях. Интересно читать рефлексии учащихся, в которых они пишут о первых минутах растерянности, замешательстве, а затем озарении, появлении огромного количества различных идей. А в итоге создается свой личный образовательный продукт, неповторимый, созданный личным трудом, что вызывает и радость и удовлетворение своей работой.

В качестве примера можно привести одну из рефлексий ученицы 10 класса МОУ «Лицей «2» г Саратова Букиной Ольги:

«Сегодня 13 марта. За окном ветреная и дождливая погода, нет солнца, серый и пасмурный день. На сегодняшний день выпало проведение дистанционной эвристической олимпиады по биологии. Первым заданием олимпиады было изучение чувств. Так как мой день начался с пасмурного утра, моё настроение было не очень хорошим. Проведя исследования, посвященные влиянию чувств на организм человека, я убедилась, что отрицательные эмоции пагубно влияют на весь человеческий организм. Это легко доказать на собственном опыте. Всегда, когда у меня плохое настроение, повышенная раздражительность и обидчивость мой организм незамедлительно отзывается повышением температуры, чиханием и болью в горле. Я даже не подозревала, что мои негативные эмоции так тесно связаны с моим самочувствием. Проведенные исследования и изученный материал доказали мне это. Поэтому, я буду стремиться искать положительные тенденции во всем, что меня окружает. К выполнению каждого задания этой удивительно доброй олимпиады я подходила очень ответственно. Я изучила много информации, особенно о поведении растений. Особенно я углубилась в выполнение задания четвертого задания «Звуковая машина». Это задание вызвало у меня бурю эмоций. Я живо представила себе дерево, которое кричит от замаха топора. Это так потрясло меня, ведь эта картина происходит повсеместно в нашей жизни, просто мы не обращаем на это внимания. Мне кажется, что этот аппарат может не существовать. Но, для этого нужно, чтобы люди более тонко и чувственно относились к окружающей среде, чаще прислушивались к звукам природы. Если человек будет более осторожно и внимательно относиться к природе, то и природа будет «платить» человеку тем же. Человек увидит, насколько прекрасен и удивителен мир растений, животных. Он увидит, что каждое живое существо способно чувствовать. Если человек будет добрее относиться к окружающей среде, значит, он будет лучше относиться и к окружающим его людям. Следовательно, у человека в характере и в настроении будет превосходить положительные эмоции, что незамедлительно приведет человека к уменьшению его заболеваемости. Данная олимпиада пришлась для меня очень кстати. Она очень четко попала в цель, так как с начала моё настроение было далеко от позитивного, а по мере выполнения олимпиады мне становилось всё более интересно и захватывающе этим заниматься. Я поняла, как много значат эмоции в моей жизни и в жизни окружающих меня людей. Я буду стремиться начинать свой день только с положительных эмоций, чтобы моё настроение передавалось окружающим меня людям.»

2. Задания эвристического типа повышают внутреннюю самооценку ученика. В начале моей дистанционной деятельности в Центре «Эйдос» я задавал себе закономерный вопрос: «Почему столько желающих участвовать в олимпиадах «Эйдоса», в чем их привлекательность?» Со временем я нашел ответ на этот вопрос. Сама открытая форма заданий олимпиады, в принципе не имеющих готового ответа, дает возможность учащимся излагать свои мысли свободно, не боясь сделать ошибку, не боясь, что их мысли будут выглядеть смешными или нелепыми. Видя, что их инициативность только приветствуются, учащиеся раскрывают свой внутренний потенциал, о котором они, возможно, и не подозревали. Вот фрагмент рефлексии участницы 9 класа из г. Степногорска Кинцель Татьяны:

«В этом году я уже четвертый раз участвую в олимпиаде «Эйдос» и ни разу не пожалела о том, что смогла ответить на самые необычные вопросы самой интересной олимпиады. Эвристические задания совершенно не похожи на задания других олимпиад, в которых чаще всего нужно ответить на тестовые вопросы, ответы на которые, если не знаешь сам, можно спокойно найти в Интернете. Ответы на эвристические задания в Интернете найти НЕВОЗМОЖНО. Их можно найти в себе, в своих мыслях, в своих знаниях. Именно такие задания наталкивают меня на творчество, размышления, поиск новых идей и новых открытий. И, действительно, каждое задание - это небольшое открытие. Я всегда удивляюсь тому, как можно уметь составлять такие задания? Ведь для этого нужно очень много знать и уметь. Огромное спасибо организаторам дистанционных эвристических олимпиад. Я точно знаю, что мой внутренний мир становится ярче и богаче. Наверное, это гораздо важнее, чем просто знать ответы на тесты. Я желаю педагогам, которые разрабатывали данные задания неиссякаемого творчества. Чтобы они как можно чаще радовали школьников такими творческими заданиями. Себе я желаю, конечно же, победы.»

Эвристические задания человекосообразной направленности дают возможность «средним ученикам» раскрыть себя, повысить свою мотивацию, уверенность в себе, открыть в них те возможности, о которых, вполне вероятно, они и сами не догадывались. Большим плюсом я считаю тот факт, что при проведении же эвристических олимпиад учащиеся стараются проявить не только свою индивидуальность, но и принести хорошие баллы всей команде. То есть участвуют массово, ощущая «чувство локтя» товарища, ощущая себя равноправными партнерами - чувства очень полезные, с психологической точки зрения, в их жизни и будущей карьере. Наши ученики очень часто участвуют в Международной программе Flex по обмену школьниками. И постоянно у родителей, учеников, учителей возникают вопросы: «Как так получается, что ученики прекрасно знают английский язык, умеют хорошо писать, общаться друг с другом на английском языке, но в конкурсе не побеждаю?». Ответ очень простой - ученики не могут использовать свои знания, не могут найти свое творческое начало. Почему? Потому что творчество в них не развивали, не учили умению общаться со сверстниками, учить своих сверстников. Научно доказано, что наибольшее запоминание для учеников приходит через обучение своих сверстников, то есть передача знаний другим (90 % запоминания). В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс, описанный Мерсером как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Необходимо еще раз отметить справедливость выражения Синека «Обучаясь, обучаю». Л.С.Выготский выдвинул на первый план важность социального взаимодействия в развитии познавательных способностей. Исследователи Хоу и Мерсер показали, что «совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а также развитие навыков общения». Эти же высказывания мы можем отнести и к деятельности учащихся на уроке. Мерсер доказал, что «взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют «равноправно», в сравнении с беседой в системе взаимодействия «учитель-ученик», и потому имеют различные возможности для формирования обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений».

3. Задания эвристической формы - это фактор развития творческой личности. Школьная программа, несмотря на многие её достоинства, имеет один существенный недостаток - учит школьника мыслить шаблонно. То есть всё строится по установленной схеме: изучение темы - выполнение заданий по теме (решение примеров, ответы на вопросы по теме и т.д.) - контрольная работа по теме. Все довольно обыденно и предсказуемо. Новые педагогические технологии, в частности, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное, дифференцированное обучение, направлены на пробуждение интереса учеников к учебе. Я считаю, что такая форма работы, как эвристические задания, эвристические беседы и так далее, несут в себе подобную нагрузку, ориентированную на повышение мотивации учащихся. Есть хорошее выражение о том, что выпускники делятся на два типа: тех, кто научился учиться и тех, кто научился думать. На мой взгляд, до сих пор многие учителя наших школ ставят своей целью осуществление первой части этого выражения, не применяя в своей практике новые виды инновационной деятельности. Психолог Л.С. Выготский говорил, что развитие и знание - это разные вещи. «Ребенок может много знать, но не быть развитым. Другой может быть развитым, но чего-то не знать. Но развитый и не знающий ребенок завтра далеко перепрыгнет знающего, и пойдет вперед стремительно, ибо развитость и есть гарант приобретения знаний». Думаю, что именно применение человекосообразного обучения позволяет воспитать новое поколение развитым, мыслящим, анализирующим, выходящим за рамки знаний школьных учебников. В современной педагогической системе обучения наметилась тенденция переноса акцентов с увеличения и усложнения объема учебного материала на формирование общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь характеризуется не объемом «багажа знаний», а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже с начальных классов необходимо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Задания эвристической направленности могут быть и являются тем эффективным фактором, который позволит достичь этой цели. В пользу эвристических заданий можно отнести и тот факт, что они применяются при обучении младших школьников и уже на этом этапе развивают их логику, фантазию, интеллект, закладывая основы интеллектуальной деятельности на будущее.

Эвристические задания, предложенные для введения в школьную образовательную практику основателем Научной школы А.В.Хуторским, требуют совершенно иного подхода при их выполнении. Они отличаются своим содержанием, креативностью, новизной, не имеют заранее готового ответа. В результате сознательного выбора учеником собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни происходит самоопределение личности учащегося. Главным отличием эвристических заданий от обычных является то, что образовательный продукт может получить ученик с любой теоретической подготовкой. Предложим для сравнения несколько обычных заданий различного типа, наиболее часто используемых сейчас в школах.

I. Задания в тестовой форме

1. Лимфоциты - разновидность
А) тромбоцитов
B) лейкоцитов
C) эритроцитов
D) моноцитов
E) нейтрофилов

2. Клетки крови округлой формы
А) тромбоциты
B) лимфоциты
C) лейкоциты
D) моноциты
E) эритроциты

Что именно требуется от ученика при выполнении данных заданий? Ученик может просто наугад поставить ответ, и он окажется верным, или ученику нужно просто вспомнить ранее изученный материал и отметить правильный вариант ответа. Исходя их таксономии Блума, это самый низший уровень владения знаниями, который не гарантирует успешное применение знаний на практике. Приводит ли такое задание к развитию компетенций учащихся, их творческому потенциалу? Конечно же, нет! Напомним, что в школах Казахстана, России наиболее широко используются задания именно такого типа, не развивающие ученика, а наталкивающие его на простое запоминание материала на определенный период времени.

Приведем пример следующей разновидности заданий применяемых в школах, но уже гораздо реже первого типа.

II. Задания на установление правильной последовательности.

1. Установи последовательность прохождения лучей света и анализ видения предмета:

  • хрусталик
  • желтое пятно
  • роговица
  • стекловидное тело
  • зрительная зона коры больших полушарий
  • влажные камеры
  • зрительный нерв

Выполнение данного задания также предполагает вспомнить пройденную тему и выстроить логическую цепочку. Конечно, данное задание немного труднее заданий в тестовой форме, но его выполнение также не требует развития компетенций ученика. Некоторое время учащийся будет помнить правильную последовательность, но затем он просто забудет некоторые из перечисленных слов, так они в дальнейшей его жизни будут употребляться очень редко. Нужны ли перечисленные виды заданий в школьной практике. Безусловно, да. Но практически только для проверки знаний, но никак не для раскрытия творческого потенциала учащихся и для развития их ключевых компетенций. Эти задания позволяют учителю очень быстро проверить имеющиеся знания у учеников всего класса, решить проблему с накопляемостью оценок и внести свой вклад в подготовку к ЕГЭ. Не будем забывать, что часть ответов будет поставлена учениками наугад. Соответственно, задания такого типа не могут привести к повышению уровня компетенций учащихся, так как направлены только лишь проверку имеющихся у учеников знаний.

Приведем пример следующего типа заданий:

III. Заполнение таблицы (подбери пару).

А) Цианобактерии
B) Вольвокс
С) Спорынья
D) Туя
E) Медуза

1.Бактерии
2.Грибы
3.Растения
4.Животные

Таблица 4. - Задание «Подбери пару»

А

В

С

D

Е

Применим к выполнению данного задания таксономию Блума, первые три ступени которой являются заданиями, направленными на развитие мышления низкого порядка (знание, понимание, применение). В заданиях такого рода не развивается мышление высокого порядка (анализ, оценка, создание). Ученику нечего анализировать, оценивать и им, естественно, не создается свой личный образовательный продукт. Соответственно, встает вопрос о том, почему же в школах предпочтение отдается заданиям именно такого рода. Несколько доводов уже было приведено. Это быстрый и массовый опрос учащихся, проверка их знаний на определенную тему, накопляемость оценок, подготовка к ЕГЭ. Задания же эвристического типа требуют при их составлении творческого подхода самого учителя. На создание таких заданий требуется время, творчество и так далее. То же самое требуется и для их проверки. Гораздо легче проверить задания в тестовой форме по ключам ответом, нежели читать творческие ответы учащихся, совершенно отличающиеся один от другого. При проверке заданий эвристического типа, а именно, образовательной продукции, педагог должен руководствоваться выработанными общими критериями проверки творческих заданий сотрудниками Научной школы А.В.Хуторского. Перечислим эти критерии:

  • Степень творческой самореализации школьника.
  • Четкость, лаконичность ответа ученика.
  • Оригинальность ответа (нестандартность идеи, способа решения проблемы).
  • Полнота и глубина ответа ученика.
  • Логичность ответа школьника.
  • Практическая ценность (значимость) полученного учеником образовательного продукта.
  • Мировоззренческая и научная глубина ответа учащегося.
  • Степень соответствия образовательного продукта условию задания.
  • Количество выявленных закономерностей (если это требовало условие задачи).
  • Научная глубина выявленных закономерностей (также, если это требовало условие задачи).

Таким образом, последние два критерия можно отнести к частным критериям оценки образовательного продукта, полученного учеником при выполнении творческого задания эвристического типа. Естественно, что и сами разрабатываемые задания эвристического типа можно и необходимо оценивать. Поэтому для них также разработаны специальные критерии, такие как:

  • Образовательная значимость.
  • Зажигательность задания.
  • Технологичность задания.
  • Человекосообразность задания.
  • Практическая значимость.
  • Эвристичность.

Приведем примеры эвристических заданий по биологии.

Список литературы

  1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. 2008 г.
  2. Биология 5-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие, под редакцией А.В.Хуторского, д.п.н. Составитель Кинцель А.Е. М.: Издательство «Эйдос», 2012 - 78 с. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
  3. Кинцель А.Е. «Педагогические функции эвристических олимпиад», Том 3 Методика «Эвристическое обучение», под редакцией А.В.Хуторского, д.п.н. М.: - Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 г., - 208 с. (Серия «Инновации в обучении).
  4. Корея. Система образования. http://www.psychologos.ru/articles/view/koreya_sistema_obrazovaniya
  5. Развитие одаренности в современной образовательной среде: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (г.Белгород, 2.10.2012 г., Тимофеев С.П. и др.), Белгород, издательство ООО «ГиК», 2012 г.
  6. Реформа образования в Южной Корее. http://window.edu.ru/news/674/10674
  7. Современное мировое образовательное пространство. http://uchebnikfree.com/page/pedagogika/ist/ist-4--idz-ax243--nf-23.html
  8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.