Элементарное музицирование. Орф-подход. Лучше поздно, чем - никогда

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Орф-педагогика


С некоторых пор, проработав с детьми более 20 лет, я стала задумываться, почему дети и взрослые всего мира чисто интонируют и абсолютно ритмичны, а детки и взрослые в моей стране, как правило, «непоющие» (или нет координации слуха и голоса, что сказывается на интонации, или «гудошники») и многие антиритмичны (не развито метро-ритмическое чувство)? Еще один вопрос, мучающий меня, хормейстера с консерваторским образованием: почему, практически во всех странах мира (кроме России), начальная музыкальная педагогика основывается на «Шульверке» - методе Элементарного музицирования австрийского педагога, композитора и режиссера Карла Орфа, а в массовых школах России (наследие СССР), - на системе слушания музыки Дмитрия Борисовича Кабалевского? Сразу вспоминается его книга «Как рассказывать детям о музыке?» и возникает вопрос, зачем рассказывать о музыке? Музыку нужно исполнять и проживать! Я стала интересоваться новыми методами и технологиями музыкального развития детей дошкольного возраста. С удивление узнала, что в педагогической системе Монтессори (и в России тоже), на музыкальных занятиях используется только Орф-подход, и в детских садах «Монтессори» России музыкальные занятия проходят по программно - методическому комплекту (+CD) «Музыка в детском саду от 1 до 8 лет» Татьяны Ермолиной, основанному на Орф-педагогике.

Я с большим трудом приобрела методическую литературу по Орф-педагогике. Благодаря «самоизоляции» с марта по июнь изучила ее и просмотрела вебинары и мастер-классы ведущих Орф-педагогов России и всего мира. С громадным сожаление вспомнила, что во время учебы в консерватории, когда на методике музыкального воспитания мы знакомились с системами музыкального развития разных стран, книга Л.А.Баренбойма «Путь к музицированию» 1979 г. издания, впечатления не произвела, даже подумалось, что все как-то примитивно. И в 2005 году, когда в АППО СПб проходила курсы повышения квалификации в качестве музыкального руководителя детского сада, опять, Орф-подход не вызвал во мне энтузиазма, и я выбрала для музицирования с детьми старшего дошкольного возраста свирель конструкции Э.Смеловой.

И вот только сейчас, прочитав работы Ирины Галянт - доцента Челябинского педагогического университета, и поняв, прочувствовав очевидное, что каждый ребёнок, после своего рождения, проходит весь путь развития цивилизации, начиная от первобытного человека доречевого периода, до наших технологичных дней, я поняла мудрость Орф-педагогики. Сначала ребёнок исследует ритмы своего тела и ритмы на ударных инструментах (перкуссии), и затем начинает экспериментально изучать звуковысотные инструменты и способы игры на них. Только в 47 лет я узнала и осознала, что вся Вселенная звучит своими ритмами, что у каждого человека есть внутренний ритм, и что при диссонансе внутреннего ритма с ритмом Вселенной у детей возникают психические и неврологические расстройства, которые устраняются при «настройке» внутренних риnмов тела, что достигается благодаря Орф-педагогики.

Цель Орфовской педагогики: поддержка и развитие потребности детей самовыражения через звук, проживания музыки через движение.

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и раскрыть внутренний потенциал.

Кто же такой Карл Орф? И что такое «Элементарное музицирование»?

Карл Орф (1895-1982) - австрийский композитор и педагог ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, движения, театрализации, импровизации и игры на музыкальных инструментах. Для работы с детьми он написал песенки, пьесы и упражнения, вошедшие в Орф-хрестоматию "Шульверк".

Создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфовский». Основу этого инструментария составляют клавесы (ритмические палочки), штабштили (ксилофоны, металлофоны) и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик), а также треугольники, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки. Все эти инструменты являются ударными. Инструментарий Орфа позволяет музицировать детям даже ясельного возраста.

В настоящее время Элементарное музицирование в России основывается на Орф-педагогике и на работах современных педагогов-музыкантов: Дага Гудкина, Вячеслава Жилина (основатель орфовского движения в России), Татьяны Тютюнниковой (лидер Российской Орф-Шульверк Ассоциации, автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками»), Ирины Галянт (автор программы «Орфей» и учебно-методической литературы для ВУЗов), Елены Забурдяевой и Нины Перуновой (авторы методических пособий по элементарному музицированию и движению)

Педагогические принципы Орфовской педагогики полностью соответствуют ФГОС развивающего обучения:

  • отношение к ребенку как к самоценной личности,
  • принятие любых его творческих проявлений,
  • создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком.

«Игровое общение с музыкальными инструментами в процессе музицирования осуществляется без тренинга и дрессуры. Знакомство с инструментами превращается в увлекательное экспериментирование со звуками. Каждый ребёнок выступает в роли автора и исполнителя собственного сочинения, получая при этом возможность быть в центре внимания и получить «порцию любви» и всеобщего признания. Ситуация успешности создаётся на каждом занятии.» [5]

«Качества детской Орф-педагогики:

  • Главное - процесс
  • Внутренний возраст - детский
  • Ориентация на развлечение
  • Состояние важнее, чем внешняя форма
  • Практика важнее теории
  • Жанры: детский праздник и народное действо
  • Учитель всегда поддерживает
  • Никакой оценки (все рады)
  • Интеграция (единство всех видов восприятия и предметов обучения: музыка, движение, слово)
  • Вседоступность» [10]

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию

  • движение и элементарный коммуникативный танец: проживание музыки (изображение настроения) через элементарные движения;
  • звучащие жесты - body percussion: игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и.т.д. Лучшее средство метроритмического воспитания;
  • пение без сопровождения с движением или в сопровождении орфовских инструментов, основано на детском фольклоре: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички;
  • речевые упражнения, используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке;
  • пальчиковые игры и игры с клавесами (ритмические палочки)
  • игры с музыкальными инструментами (Орфовский инструментарий), озвучивание стишков, песенок;
  • театр: изобразительная игра, объединяет все виды деятельности.

Все это невероятно интересно и необыкновенно полезно детям уже с ясельного возраста. Через Элементарное музицирование ребёнок гармонизирует свой внутренний ритм с ритмом окружающего мира, что способствует сохранению психофизиологического здоровья.

Я нахожусь сейчас вначале своего долгого пути по дороге к Орф-педагогике. Мне пришлось изменить свои педагогические взгляды на музицирование и сменить большую часть репертуара, наработанного за годы практики. Но меня радует, что мои прежние педагогические взгляды и убеждения не противоречат Орф-педагогике. Моя убежденность, что с дошкольниками нужно стараться, как можно больше, петь без сопровождения, оказалась оправданной. Теперь очевидна необоснованность моих коллег, упрекающих меня в неиспользовании фонограмм и микрофонов.

Я продолжаю изучать учебно-методическую литературу для ВУЗов, вышедшую после 2013 г., посвященную музицированию, собираю новый репертуар, посещаю мастер-классы и семинары, но, думаю, что лучше поздно, чем никогда.

Источники информации

  1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. - 144 с.
  2. Гайдар Е. Песенки-попевки для дошкольников 3-7 лет под металлофон, глокеншпиль или детский ксилофон. - М.: 2020.
  3. Галянт, И.Г. Творческое развитие детей средствами эмоционально-речевой организации [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Г.Галянт. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016.
  4. Галянт И.Г. Звуки и инструменты. Знакомство детей с миром музыки. Методическое сопровождение вебинара./ d-seminar/ru/
  5. Галянт И.Г. Музицирики. Игры со звуками и голосом для развития детского творчества. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2019
  6. Галянт И.Г., Музыкальное развитие детей 2-8 лет: методическое пособие для специалистов ДОО. Серия Радуга ФГОС ДОО. Просвящение 2015.
  7. Галянт И.Г. Палочки-стукалочки и весёлые пальчики: учебно-методическое пособие. Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та. 2013.
  8. Даг Гудкин, Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2013.
  9. Забурдяева Е., Перунова. Н., Посвящение Карлу Орфу./ Учебное пособие по элементарному музицированию и движению В. 1. Речь и движение. - Невская нота 2008
  10. Каневский В. Орф - Шульверк учитель: попытка описать профессию/ статья/ "Вестник" Педагогического общества Карла Орфа (ROSA), №23, с. 65-81.
  11. Каневский В. Кухня Орф-учителя / статья/ "Вестник" Педагогического общества Карла Орфа (ROSA): первая часть в № 13, с. 22-29 (декабрь 2005 г.), вторая часть в №14, с. 22-31 (декабрь 2006 г.).
  12. Орф К. Музыка для детей: русс. Версия: т. 1 сост.: Вячеслав Жилин, Оксана Леонтьева, Галина Хохрякова. - Челябинск 2008.
  13. Сазонова П. Что такое Орф-педагогика и чем она привлекательна? статья / Педагогическое общество Карла Орфа России 1998 г.
  14. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 100 с.
  15. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Ч 1. Заводные макароны. - Педагогическое общество России.: М. 2005.
  16. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. - М. 2009.