В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью - будущий расцвет государства.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д.А.Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требует и ФГОС второго поколения.
Кроме этого, система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Internet.
Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
- отсутствие тьюторского сопровождения одаренных детей в контексте открытого образовательного пространства в условиях ФГОС посредством интерактивной информационно-образовательной среды;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- отсутствие единой электронной базы данных на уровне образовательной организации, муниципальной системы образования одаренных детей;
- отсутствие электронной базы методических и дидактических материалов для учителей, сопровождающих одаренных детей;
- отсутствие единого образовательного пространства, интеграции и сетевого взаимодействия образовательных организаций (общего, дополнительного и профессионального образования) в части выявления и развития одаренных детей.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения в контексте открытого образовательного пространства в условиях ФГОС. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе с учетом индивидуализации. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации, одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим было принято управленческое решение разработать Проект, способствующий:
- повышению профессиональной подготовки тьюторов, учителей, сопровождающих одаренных детей; созданию интерактивной информационно-образовательной среды в целях эффективного обеспечения тьюторского сопровождения одаренных детей, в том числе с ОВЗ;
- совершенствованию системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.
Кроме этого, в рамках Проекта разработаны индивидуальные «образовательные маршруты» с учетом специфики творческой, социальной, художественной и интеллектуальной одаренности ребенка; сформирована база данных одаренных детей и учителей, работающих с юными дарованиями.
Тьюторское сопровождение одаренных учащихся посредством интерактивной информационно-образовательной среды Интернет-портала является прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.
Стратегическая цель Проекта - создание условий для проявления каждым ребенком, в том числе с ОВЗ своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности посредством интерактивной информационно-образовательной среды Интернет-портала.
Дидактическая цель Проекта - повышение профессиональной компетентности тьюторов и учителей, работающих с одарёнными детьми.
Задачи:
- Разработка нормативно-правового обеспечения.
- Создание интерактивной информационно-образовательной среды для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей посредством интерактивной информационно-образовательной среды на основе тьюторского сопровождения.
- Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми. Освоение современных технологий открытого образования при работе с высокомотивируемыми детьми.
- Создание электронного банка данных «Одаренные дети». Создание страницы «Форум» на Интернет-портале для тьюторов, учителей, сопровождающих одаренных детей.
Выстраивание сетевых коммуникаций одаренных детей с тьютором, учителями, родителями и образовательными организациями (общего, дополнительного и профессионального образования). - Участниками Проекта являются администрация школы, педагоги, одаренные учащиеся, в том числе с ОВЗ, родители
Мероприятия в рамках Проекта позволят оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми с помощью создания единого образовательного пространства, основанного на интеграции и сетевом взаимодействии образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования. Кроме этого, при создании вариативных моделей тьюторского сопровождения.
Организационный этап
Разработка нормативно-правовых актов: Программы «Лифт в будущее», Положения о тьютерском сопровождении одаренных детей, Положения о создании электронной базы данных «Одаренные дети», Положения о мониторинге реализации индивидуальных образовательных программ, Программа постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации
На этом этапе планируется:
- разработать программу повышения квалификации тьютеров, учителей, сопровождающих высокомотивируемых учащихся, в частности, пройти профессиональную курсовую подготовку на базе Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» в рамках реализации ФГОС по теме «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса» и др.;
- вступление участников Проекта в федеральную Ассоциацию тьюторов;
- проведение педагогического совета по вопросу «Тьюторское сопровождение одаренных детей посредством интерактивной информационно-образовательной среды Интернет-портала;
- проведение тематических круглых столов на тему « Одаренность», «Тьютер в школе», «Тьюторское сопровождение одаренных детей», «Тьютерское сопровождение развития одаренного ребенка в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций», «Интерактивная информационно-образовательная среда как условие выявления, развития и поддержки одаренных детей»;
- проведение на базе школы мастер-классов по использованию современных технологий открытого образования, таких как технологии: «Критическое мышление», «Кейс-стади», «Портфолио», «Дебаты», «Социокультурные игры» и др.;
- заключение договоров о сотрудничестве с образовательными организациями (общего, дополнительного и профессионального образования);
- проведение родительской конференции на тему «Тьюторское сопровождение одаренных детей посредством интерактивной информационно-образовательной среды Интернет-портала;
- разработка Интернет-портала «Одаренные дети» на русском хостинге;
- создание инструментариев для диагностики одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- организация тьютеркого сопровождения одаренных учащихся в части разработки индивидуальных образовательных программ (далее - ИОП);
- организация и проведение предметных интернет - олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, для одаренных учащихся на Интернет-портале;
- разработка участниками Проекта веб-квестов, сетевых учебных проектов, виртуальных тетрадей, ментальных карт, карт успешности учащихся;
- размещение на интернет-портале «Одаренные дети» страницы «Форум для учащихся» и «Форум для педагогов»;
- создание электронной база данных «Одаренные дети»;
- создание базы данных и размещение на Интернет-портале «Одаренные дети» методических рекомендаций для родителей одаренных детей, методические и дидактические материалы для учителей, работающих с одаренными детьми.
На втором этапе предусматривается не только тьютерское сопровождение одаренных детей, но и их психологическая, педагогическая и социальная поддержка посредством интерактивной информационно-образовательной среды.
Завершающий этап
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных учебных планов, выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с учащимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
Тьютор-педагог - это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение необходимых компетенций, организует условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной траектории.
Информационно-образовательная среда способствует осуществлению тьюторского сопровождение одаренных детей не только в реальном, но и виртуальном формате. Современные информационные технологии позволяют персонализировать работу сервисов сети, подстраивать под себя и использовать их для своих целей. В связи с этим у школы появилась возможность создать уникальное образовательное пространство для взаимодействия с одаренными детьми, их родителями. Наибольший педагогический интерес вызывает модель взаимодействия всех участников образовательных отношений, в частности, каким образом происходит сетевое взаимодействие педагогов, психологов, администрации школы, учащихся в контексте сопровождения юных дарований. А также, благодаря каким каналам передаётся информация обучающимся через сеть, как в сети работают сами высокомотивируемые дети и молодежь, выполняют поиск информации, классифицируют её и делятся знаниями.
Интернет-сеть стала средой и для передачи информации, и средством связи для сетевого общения. Кроме того, она становится местом, где обучающиеся могут присутствовать постоянно, где они общаются, помогают друг другу и действуют совместно.
Тьюторское сопровождение одаренных детей посредством интерактивной информационно-образовательной среды Интернет-портала позволяет выстроить дистанционное общение между педагогом-тьютором и учащимися, что способствует развитию и самореализации одаренных детей.