Цель: воспитание бережного отношения к природе, любви к сельскохозяйственному труду, уважительного отношения к людям труда.
Задачи: показать детям, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде, чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим; научить ценить и беречь хлеб; привить любовь к профессии хлебороба, агронома, селекционера, рабочего, шофёра и др.
План подготовки:
- Оформить карту мира, обозначив на ней центры происхождения хлебных злаков; подготовить презентацию «Они славят Родину трудом», где поместить портреты учёных-селекционеров, передовиков производства своего района; оформить стенд «Основные хлебные культуры», используя гербарий; подобрать репродукции к выставке «Художники о хлебе» (например, Пластов А. «Жатва», Голембиевская Т.
- «Урожай», «Хлеб фронту», Шишкин И. «Рожь», Бородин И. «Мы ещё вернёмся» и др.).
- Подготовить видеофрагмент «Кинокадры из блокадного Ленинграда».
- Классную комнату украсить колосьями хлебных злаков, снопами из злаков.
- Оформить стенгазету: «Хлеб - всему голова», в которой могут быть такие разделы: «Немного истории», «Слава тем, кто хлеб растил», «Поэты о хлебе» и др.
- Можно пригласить знатных хлеборобов, династии, мастеров-хлебопёков.
- Подготовить также выставку хлебобулочных изделий, производимых в городе, селе, а также приготовленных самими ребятами.
Подготовку к классному часу необходимо начинать за 1-2 месяца.
Ход мероприятия
Классный руководитель: «Есть хлеб - будет и песня!» Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей, и в наш век технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, овладели энергией атома, а хлеб остаётся хлебом!
/выходят чтецы/
1-й чтец:
Слыша добрые вести, видя силу страны,
Хлебом мы, честь по чести, поклониться должны.
Хлеб всемирно огромен, жизни - сущий венец,
Брат мартенов и домен, космодромов отец!
2-й чтец: Хлеб - солдат в дни войны, искусный пропагандист, политик, дипломат в дни мира. Не потому ли, кроме всех прочих войн, больших и малых, долгих и коротких, локальных и мировых, которые, к несчастью человеческому, потрясают исстрадавшуюся планету, есть ещё одна война, точнее сказать, битва, которую ведут постоянно, из века в век, ведут тысячелетиями, - это битва за хлеб, ибо она означает, в конечном счёте, битву за жизнь на земле.
3-й чтец: Хлеб - наша гордость, богатство и сила.
Когда же впервые появился хлеб? Когда он впервые пришёл на стол к человеку? Учёные-археологи разных стран мира после изучения многих материалов, подтвердили, что первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки - рожь, пшеницу, а … дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба в ещё очень древние времена. Так, при раскопках трипольских поселений на территории Кировоградской области, нашли высушенные и растёртые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5 тысяч лет назад.
4-й чтец: Существует и другой рассказ о хлебе. «Орехи, так как жёлуди, были первым хлебом. Их скорлупа была найдена в пещерах - жилищах первобытных людей». Вот с каких давних пор люди стали заботься о хлебе. Это было так давно, что нам уже никогда не узнать имя первого сеятеля. В глубине веков затерялся и день, когда первобытный человек растёр горсть зерна, замесил муку с водой и на раскалённых камнях испёк свой первый хлеб…». Кто был первым в истории хлебопёком? Увы, на эти вопросы трудно ответить!
5-й чтец: Шло время, век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, полагают, в Египте, 4-5 тысяч лет назад. При раскопках египетских пирамид обнаружили немало статуэток и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из неё хлеб.
6-й чтец: Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались «хлайфе». От них это переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наше слово «хлеб». Прошли века, а старый наш добрый хлеб продолжает служить человечеству. Хорошо сказал о нём известный советский поэт Эдуардас Межелайтис:
Буханка хлеба - это настоящий
Осколок солнца на моей земле,
Огонь, обогревающий, горящий
Извечно на обеденном столе!
Классный руководитель: Но история хлеба долгое время была ещё и историей голода. Русскому крестьянству до революции не хватало хлеба. В XVIII веке в России из 100 лет 34 были недородными. В XIX столетии насчитывалось 40 неурожайных лет. Из первых 12 лет XX столетия семь оказались годами голода. Крестьяне ели вместо хлеба лебеду, толчёную кору, перезимовавшие под снегом колоски. Тот, кто кормил Россию, сам жил впроголодь.
7-й чтец:
Горький хлеб тебе неведом
Подневольного труда,
Он знаком был нашим дедам
В те минувшие года,
Той порой, когда босые
Шли пешком и ночь, и день
По своей земле, России
Люди наших деревень.
Шли, искали место, где бы
Заработать в мире хлеба.
Хлеб слепой судьбы бедняцкой
Горек был и тяжек был
Раньше был такой порядок:
У богатого хлеб сладок,
А у бедняка корка чёрная была!
Классный руководитель: В истории Страны Советов тоже было время, когда не хватало хлеба. Его приходилось отбирать для народа у врагов с оружием в руках.
8-й чтец:
Хлеб - детям! А хлеба ни крошки в Кремле!
И сам не посеется с неба.
Лежала чёрная у вождя на столе
Осьмушка солдатского хлеба.
Хлеб - детям и фронту.
В осаде страна!
И кровь прикипала к железу,
На каждый мешок золотого зерна -
Сто пуль из кулацких обрезов!
Классный руководитель: Вспомним трудный хлеб войны с полей, отдавших фронту не только мужские руки, но и лучшую технику, хлеб замешанный на великом труде и вдовьих слезах, хлеб, ковавший победу.
Я о России, не о хлебе….
9-й чтец:
Война ломилась в Отчий край,
Единственный, как солнце в небе,
Лежал на блюде каравай.
Он выпекался из пайковой,
С древесной примесью муки.
А мать неспешно и сурово
Его делила на куски,
Той, справедливой мерой с нею
Никто сравниться бы не смог:
Кто был слабей, тому сытнее
И толще резала кусок.
Как хлеба ни было бы мало,
О всех, заботясь и скорбя,
Мать никого не обделяла,
За исключением себя….
/Демонстрация видеофрагмента «Кинокадры из блокадного Ленинграда/
Классный руководитель: Сохраним в памяти ту пайку хлеба, которую день ленинградцам и, которую назвать хлебом можно было весьма условно. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки (выбоя из мешков) - вот каков он был, ленинградский блокадный хлеб, 125 граммов в сутки.
10-й чтец: Отрывок из поэмы Олега Шестинского «Хлеб наш насущный».
Лишь печаль и забота в детском сердце моём….
Запах хлебозавода, запах в сорок втором.
Умер запах цветочный, умер запах травы….
Аромат мой полночный, хлебный, возле Невы.
Подышу я глубоко, поведу головой….
У ворот одиноко всё стоит часовой.
Собираются люди, рой голодных теней,
Подышали и буде, вроде стало сытней.
Может ночью приснятся калачи на печи….
Ах, как трудно расстаться с ароматом в ночи!
И навеки целебный этот запах во мне….
Честной мерою хлебной мерю всё на земле!
Но люди жили и не покорились врагу.
Классный руководитель: В добром куске нашего хлеба - и труд, и наука, и песня, и танец, и мечта, и счастье людское! Миллионы тонн караваев, булок, лепёшек и других изделий выпекается ежегодно в нашей стране. Утром, проходя мимо пекарни можно услышать запах свежего хлеба!
/выступает мастер-хлебопёк, рассказывая о своей профессии/
Классный руководитель: У нас самый дешёвый хлеб в мире. Но кто возьмётся утверждать, что те рубли, которые мы видим на ценнике в магазине, - это его истинная стоимость? Нет! У хлеба цена особая!
11-й чтец:
Хлеб Родины - это тысячи ночей, бездорожья, грозы, жара.
Это труд и сегодня и завтра, напряжение, как на войне!
До сих пор небывалая жатва, эшелоны хлеба - стране!
Это душные ночи без сна и от пота в глазах темно.
Это - хлещущее зерно! Моря! Океаны зерна!
Это голос страны, который окреп. Это гордость её и сила….
Вот, что такое обычный хлеб, купленный в магазине!
Классный руководитель: Несколько лет назад, отстаивая от огня поле, погиб председатель одного из украинских колхозов Леонид Анатольевич Основиков. Человек, прошедший войну, своей кровью поливший землю в борьбе с врагом и в мирное время отдавший жизнь за хлеб. Подвиг Основикова повторили и другие люди. Хлеб - великая мудрость природы. И должна быть мудрость в его расходовании. Обращаясь к вам, знаменитый хлебороб Александр Васильевич Гиталов говорил: «Нужна ответственность за бережное отношение к хлебу снизу доверху и сверху донизу - от семьи до министров, ответственность персональная и общественная».
А всегда ли мы бережно относимся к хлебу?
Подсчитано, если каждый из нас за год выбросит по кусочку хотя бы два килограмма хлеба, то это уже будет более миллиона тонн. Подумать только, сколько тысяч людей работали на нашу небрежность! Если на каждом квадратном метре поля останется только один колосок, хлебороб не досчитается на каждом гектаре пуда зерна, а на всём хлебном поле страны - более ста миллионов пудов!
Классный руководитель: «Берегите уважение к хлебу в себе и в детях своих, - повторяем мы слова старой сибирской крестьянки Марии Сорокиной, - нет ничего горше и обиднее, чем боль и обида, нанесённые хлебу. Кто не ценит хлеб, тот не уважает людей и уже потому не достоин уважения сам, кем бы ни был он».
/выступает знатный хлебороб, дети дарят ему цветы/
Поклонимся же хлеборобу и будем честны и совестны перед его великим скромным подвигом: перед тем, как выйти из булочной, с батоном или кирпичиком хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его нам на стол.