Использование модульной технологии на уроках иностранных языков для формирования функциональной (читательской) грамотности

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: английский язык, немецкий язык, модульное обучение, Функциональная грамотность, читательская грамотность


В настоящее время система школьного образования часто обращает внимание на вопрос формирования функциональной грамотности как основы развития компетентной личности учащегося. Современная образовательная парадигма основывается на концепции «образование через всю жизнь» (англ. «life-long learning»). Данная парадигма выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и как одну из наиболее актуальных проблем современного образования.

Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся средней общеобразовательной школы заключается в том, что далеко не всегда школьное образование соответствует тем требованиям, которые предъявляет сегодня время и социум. Многие считают, что школа зачастую предоставляет возможность к получению только основных, так называемых предметных знаний и навыков, являющихся недостаточными для успешного функционирования личности в разнообразных аспектах реальной жизни в современных условиях.

Как мы знаем, неотъемлемой частью урока ИЯ является развитие четырех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение). Более подробно хотелось бы остановиться на чтении, так как читательская грамотность, как одно из направлений функциональной грамотности, является, на мой взгляд, базовым направлением. Действительно, в настоящее время важно развивать функционально-грамотное чтение на уроках ИЯ, так как это формирует ряд необходимых умений как предметного, так и метапредметного характера (УУД), которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, трансформируя и адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды. Урок ИЯ представляет собой широкое поле для использования разнообразных методов и приемов формирования функциональной грамотности, учащихся через чтение.

В своей практике я сталкиваюсь с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, соответственно, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, которая дана в таблицах. Результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ показывают, что выпускники школы имеют недостаточный уровень читательской грамотности, что в будущем может оказать негативное влияние на дальнейшее обучение, работу и отношения в социуме.

В нашей школе мы нашли решение данной проблемы в виде ежегодно проводимого в 1 полугодии межпредметного образовательного модуля «Учись учиться», который направлен на формирование УУД, а также социализацию школьников путём решения практических задач.

Основная цель межпредметного модуля «Учись учиться»: создание условий для развития основ читательской компетенции, навыков работы с различными видами текстов, преобразование и интерпретацию информации.

Задачи модуля:

Развитие общеучебных умений, а именно:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Я хотела бы поделиться опытом проведения модуля «Учись учиться» среди параллели 6 классов по английскому и немецкому языкам. На протяжении учебной недели (в объеме 3 часов) ребята работали с текстами, используя различные приемы.

Один из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации.

Типовым заданием, направленным на поиск в тексте конкретной информации, был выбор альтернатив верно/неверно. Оно было дано для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учащиеся несколько раз внимательно просматривали текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте.

Ребятам был дан текст и 2 задания:

I' m Andrew. I' m from Ireland, a beautiful green country on the edge of the Atlantic Ocean. My family is friendly. There are five of us: Dad, Mum, my brother, my sister and me. I' m 12 and I' m the youngest. All the members of my family like to travel, and every summer we have a cycling trip round Ireland. We invite my uncle and his family to take part in our exciting trip. We develop a route, pack our things, take our bikes and go. We usually ride around ten miles a day and then stay in small hotels for the night. From time to time, we stay in a place for a day or two and just go sightseeing or relax on one of the nearby beaches. Next year, we are going to join a group of tourists who want to cross France and Spain on bikes. Would you like to join us?

Задание 1. Read the Andrew's story and say whether these statements are true of false.

1. Andrew and his family live in Ireland.

2. Travelling is popular in Andrew's family.

3. Andrew's family travels without any friends and relatives.

4. During their trips, they sleep in tents in the forests.

5. Sometimes they have a rest from their bikes for a day or two.

6. Next year, they plan to have a cycling trip round Europe.

Если утверждение оказалось неверным (false), учащиеся должны были его исправить на верное (true).

Второе задание - поиск ответа на заданный вопрос и формулировка вопроса исходя из данного ответа.

Задание 2. Fill in the gaps. There are answers and questions.

Questions

Andrew's answer

1

Andrew is from Ireland, a beautiful green country on the edge of the Atlantic Ocean.

2

What does his family like to do?

3

They usually ride around ten miles a day and then stay in small hotels for the night.

4

What is his family going to do next year?

5

From time to time, they stay in a place for a day or two.

Также учащиеся на протяжении работы в рамках модуля преобразовывали текстовую информацию в табличную форму, например, был дан текст «Life in the city and in the country» и ребятам нужно было заполнить таблицу, найдя все плюсы и минусы городской и сельской жизни.

City, town

Countryside

Advantages

lots of shops and malls, …

beautiful nature, …

Disadvantages

noisy, …

boring life, …

Итоговым продуктом модуля «Учись учиться» становится игра по станциям среди параллелей 5-7 классов, приуроченная ко дню рождения города Братска. На станции иностранных языков «Интурист» было предложено 2 задания: для ребят, которые изучают только английский язык, и задание для ребят, которые изучают и немецкий язык в качестве второго иностранного.

В первом задании необходимо было прочитать текст о Братске на английском языке и сделать по нему кроссворд. Во втором задании был дан текст на английском, но часть текста была написана на немецком, и чтобы полностью ответить на вопросы англоязычных туристов, необходимо было отрывок текста на немецком языке перевести на русский, а с русского - на английский. Когда у ребят полностью получился текст на английском, они уже были способны дать ответы на английском языке иностранным туристам. В качестве подсказки имена собственные сразу же были переведены с немецкого на английский.

Bratsk

Bratsk is a Siberian town on the river Angara. The history of developing the Angara goes back to the 17th century, when in 1631 the Cossacks with Maxim Perfilyev at the head built a small fortress on the right bank of the Angara. The Russian Cossacks called the local Buryat inhabitants "brotherly people" and the fortress became known as Bratsk.

New life in Bratsk began in the middle of 1950s. In December 1954 first builders came here to build a new town and Hydro-Power Plant. Ivan Naimushin was the leader of the Hydro-Power Plant construction.

Die Stadt Bratsk ist heute eine moderne Stadt. Die Bevölkerungszahl ist ungefähr 220 tausend Menschen. Das Leben des modernen Bratsk ist mit dem Bau des legendären Wasserkraftwerks verbunden. Das Bratsker Wasserkraftwerk liefert zur Zeit seine Elektroenergie in verschiedene Regione des Landes.

Bratsk ist das Industriezentrum Sibiriens. Es gibt viele Industriebetriebe hier. Das sind das Bratsker Aluminiumwerk and Holzbearbeitungskombinat. Die Produktion dieser Industriebetriebe wird in verschiedene Länder der Welt exportiert.

Bratsk is also a cultural centre. There are two theatres in Bratsk: professional puppet theatre and drama theatre. There are a lot of cinemas and three big Palaces of Culture. If you are interested in history of Siberia and Bratsk, you can visit museums. There are the Bratsk Museum of Regional Studies, Angara Village and the Museum of Labour Achievements.

People in Bratsk have all opportunities to have a good rest. There is a great number of libraries, stadiums, swimming pools here. The Angara is also a favorite resting place. There are rest-homes, camps and boarding houses on its shores.

The most important problem in Bratsk is pollution. Bratsk people hope that struggle for clean environment is the most significant thing in our time.

Das Bratsker Wasserkraftwerk - Bratsk Hydro-Power Plant

Das Bratsker Aluminiumwerk - Bratsk Alluminium Plant

Das Bratsker Holzbearbeitungskombinat - Bratsk Timber Industry Complex

Questions:

  1. Where is Bratsk situated?
  2. Who were the first settlers on the banks of the Angara?
  3. What are people in Bratsk most proud of?
  4. What are the largest industrial enterprises in Bratsk?
  5. What places of interest in Bratsk can people visit?

Работа с модулем показала, что, естественно, не все ученики могут проработать материал всего модуля самостоятельно, т.е. без консультаций учителя. Однако следует отметить, что ученики успешно освоили алгоритм работы с текстом в рамках модуля и смогли самостоятельно выполнить большую часть заданий, лишь частично прибегая к помощи учителя. Также при работе с текстами в рамках модуля значительно повысилась активность учеников, которые были заинтересованы в хороших результатах своей работы, особенно в итоговом конкурсе. Кроме того, новая форма работы повысила их интерес к учебе.

При работе в рамках модуля создавались условия для включения каждого ученика в деятельность. Учитель и ученик - это сотрудники, учитель выступал лишь в качестве помощника.

Можно сделать вывод, что работа с заданиями на формирование функциональной читательской грамотности способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности. Навыки работы с текстом, с информацией являются источником для формирования продиктованных временем умений и навыков современной личности, успешно функционирующей во всех областях жизни: в семье, обществе, на работе и в личных взаимоотношениях.