Красота сердца

Разделы: Школьная психологическая служба, Мастер-класс

Класс: 5

Ключевые слова: Психологическая адаптация учащихся, Психопрофилактика взаимоотношений учащихся


Введение

Цели:

  • Психопрофилактика взаимоотношений учащихся 5 класса на основе этических норм общения.
  • Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
  • Поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье учащихся.
  • Культивирование и развитие позитивных чувств во взаимодействии с окружающими людьми.
  • Психологическая адаптация учащихся 5 класса.

Задачи:

  • Актуализация психопрофилактической работы в школьном социуме.
  • Вовлечение педагогов и родителей в реализацию психопрофилактической программы.
  • Развитие эмоциональной компетенции у учащихся 5 класса.
  • Формирование умения сознательно пользоваться своими положительными качествами в конфликтных ситуациях.
  • Осмысление значения этических норм общения при взаимодействии со сверстниками и людьми младшего и старшего возраста.

Теоретическое обоснование программы

В нашей школе существует комплексная программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», по которой проводятся уроки психологии со 2 по 6 классы. Дети уже знакомы с основным психологическим правилом напоминающим, что не бывает плохих чувств, бывают плохими поступки. Испытываемые нами чувства - это одно, а совершаемые поступки или действия - это другое.

Данная программа позволяет сделать дополнительный акцент на значении позитивных эмоций и чувств при выстраивании взаимоотношений с одноклассниками и другими людьми.

Одним из основных видов деятельности практического психолога образования является психологическая профилактика. Из определения следует, что психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Термин «психологическое здоровье», по мнению И.В. Дубровиной [3] , относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Автор считает, что духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности - Истину, Красоту, Добро - и пытается реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и общении. Но духовность сама собой не рождается. Взрослым следует помочь ребёнку овладеть средствами самопонимания и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира, помочь ребёнку увидеть красоту и сложность этого мира, научить радоваться жизни как таковой, стать хозяином самого себя.

Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность её признаётся всеми учёными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования. Профессор И.В. Дубровина [3] пишет, что наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе. Американские специалисты выделяют в этой работе три уровня.

Первый уровень - первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

Второй уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались.

Третий уровень - третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Соответственно, на каждом уровне профилактической работы, могут быть задействованы разные рисуночные методики.

В содержании психопрофилактической работы одной из задач школьного психолога является разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учётом задач каждого этапа.

В книге Дэниела Гоулмана «Деструктивные эмоции. Как с ними справиться?» [2] представлен диалог американских учёных с Далай-Ламой. Среди них автор программы PATHS (стимулирование альтернативных стратегий мышления) Марк Гринберг. Эта программа обучает детей справляться со своими негативными эмоциями. В результате диалога выявилась следующая тенденция в работе с эмоциями. Акцентируем внимание на заключительных высказываниях участников диалога. Далай-Лама: «Я верю, что контроль над негативными эмоциями - это очень важно, но сам по себе такой контроль не решает реальных проблем. Я думаю, вы понимаете, насколько велика потребность в развитии и культивировании позитивных эмоций. Несмотря на то, что эти позитивные эмоции нельзя использовать в качестве противоядия непосредственно в момент накала эмоций, они могут подготовить ребёнка или другого человека к использованию гораздо более эффективных методов борьбы с негативными эмоциями». Марк Гоулман: «Мы на Западе, как мне кажется, уделяем большое внимание деструктивным эмоциям отчасти потому, что обычно реализуем данные программы в школах, где самым мощным стимулом их финансирования является разгул насилия… У нас пока нет уроков, посвящённых благоговейному трепету или изумлению. Я уже многое узнал о том, на какие направления мне следует обратить внимание, и очень благодарен вам за это» [2].

В буддийской традиции есть такой подход в работе с чувствами: при появлении чувств нужно наблюдать за тем, как они на вас воздействуют. Какое чувство возникает у ребёнка, когда он проявляет щедрость? Следить нужно не только за тем, как другой человек реагирует на вашу щедрость, но и за тем, как вы сами чувствуете себя в этот момент. Такой приём развивает у детей чувствительность и восприимчивость к добродетелям - без напоминания взрослых о том, что они должны этим заниматься.

Итак, культивирование и развитие позитивных эмоций является, фактически, психопрофилактической работой и вполне может быть использована на первом уровне.

У Шалвы Александровиче Амонашвили в работе «Без сердца что поймём» [1] есть предложение провести в школе необычное соревнование: «учителя и ученики соревнуются в проявлении мощи Сердца. И проходит оно без судейства, без выявления победителей и призовых мест, без наград, без гордыни, без шума». Каждый день предлагается утверждать во взаимоотношениях определённые качества: терпение, любовь к ближнему, доброту, красоту, взаимную признательность и т.д. Ш.А.Амонашвили считает, что сердце надо воспитывать. Почему? Для этого существуют определённые научные предпосылки.

Обратимся к работе Виктора Максимовича Шепеля. В своём труде «Эффективный менеджмент: мыслить по-русски» [9] он аргументирует участие сердца в формировании менталитета. Опираясь на научные факты и философские размышления, автор делает вывод, что «сердце человека - биологический орган и уникальный механизм, воспроизводящий разнообразные виды нематериальной продукции, той самой продукции, которая образует мозаичную духовную ткань, сотканную из чувств, догадок, предположений и т.д.». И ещё одно утверждение академика: «Чем менее чувственным становится сердце, тем активнее в человеке выступают культ силы и эгоизм личных интересов. Более того, чем образованнее становятся люди, тем в геометрической прогрессии сокращается среди них численность альтруистов. Это объяснимо. Альтруизм - зов сердца к самопожертвованию. Не у всякого образованного есть такое сострадательное сердце, а точнее - трепетная душа, красотой которой, как определил Ф.Честерфилд, является добродетель… Сердце нуждается в душевной экологии, в подпитке разнообразными эстетическими и нравственными переживаниями. Для этого необходимы специальные меры по насыщению его эмоциональной информацией, сокращению «пигмента старости», обогащению благородными чувствами и мыслями».

Шалва Александрович как-то заметил, что изучение любого предмета в школе должно делать ребёнка (да и самого учителя, мы думаем, тоже) лучше. Если образование, по мнению В.М.Шепеля, не гарантирует сострадательного сердца, то тогда не может идти речи и о полноценном психологическом здоровье выпускника школы. Не воспитывая сердца, мы тем самым не можем должным образом формировать менталитет учащихся. А менталитет, как известно, выходит за рамки мыслетворения. Менталитет является «несущей конструкцией» таких феноменов, как национальный дух и характер [9].

Таким образом, реализация данной программы будет носить не просто символический характер или красивую ассоциацию с сердечным началом, а вполне практический характер, за которым стоят весьма важные, значимые психологические процессы.

Принцип построения программы

Основной и главный принцип программы - это добровольность. Этот принцип распространяется на всех этапах работы и со всем школьным социумом. Если ребёнок, по каким-то своим причинам, отказывается участвовать в программе, а отпустить его домой не представляется возможным, то он может заниматься своим делом, находясь в пространстве класса.

Данная программа предназначена для учащихся 5 классов. Известно, что на этот возрастной период приходятся такие проблемы как переход на новый возрастной уровень, кризис идентичности и кризис, связанный с отделением от семьи и приобретение самостоятельности. Согласно теории Э.Эриксона эго-идентичность предполагает наличие веры в то, что «внешние обстоятельства тебе помогут». Также следует отметить, что эго-идентичность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного движения, развития самого себя. Программа позволяет подтвердить ожидания подростка и научить творческому взаимодействию с окружающими людьми. О.В.Хухлаева [8] замечает, что необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания количества драк на переменах и соответственно жалоб от родителей.

На предварительном этапе проводится встреча с педагогами, которые работают в 5 классе, с родителями этого класса, а также с самими учащимися. На этих встречах разъясняется суть данной программы. При получении добровольного согласия можно предложить педагогам и родителям, на данный промежуток времени, воспользоваться советами Н.Е.Щурковой («Прикладная педагогика воспитания») [10], которые позволяют мягко корректировать поведение детей. Кроме этого, от родителей хотелось бы ожидать тактичного наблюдения за проявляемыми чувствами ребёнка. Как было отмечено в теоретической части, можно поинтересоваться у ребёнка о том, что он чувствовал, когда он смог проявить терпение, любовь к ближнему и т.д.

За неделю до реализации данной программы школьным психологом проводится диагностика с использованием рисуночной проективной методики «Мои одноклассники» и методика определения школьной тревожности Филлипса (А.В.Микляева, П.В.Румянцева. «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие») [6]. Данные методики будут использованы после реализации психопрофилактической программы и сделан сравнительный анализ полученных данных до реализации программы и после.

Занятия предполагается проводить на 3 и 4 уроках. Чтобы иметь запас времени, желательно, чтобы это были последние уроки. Поэтому нужна договорённость с администрацией школы, с учителями и родителями. Если такой возможности предоставлено не будет, то как вариант - занятия по окончании уроков. Кроме этого, шестой день желательно полностью посвятить практической работе и подведению итогов недели, поэтому уроки лучше снять.

Заранее с классным руководителем и детьми обговариваются места в классе, где будут располагаться работы детей, цитаты известных людей о том или ином качестве. С родителями можно заранее обговорить, как оформить необычно класс на пятый день, когда будет утверждаться такое качество как красота.

Каждый день, после занятий небольшое обсуждение того качества, которое мы собираемся утверждать на следующий день.

В классном уголке вывешивается план занятий с названиями утверждающихся качеств.

Время проведения: вторая или третья неделя сентября, продолжительность одного занятия 1,5 - 2 часа.

Общее количество занятий - 6.

Условное название данной программы - «Красота Сердца».

Планируемые результаты:

  • осмысление значимости этических норм и применение во взаимоотношениях;
  • развитие эмоциональной компетенции;
  • эффективная адаптация учащихся 5 класса.

Основная часть

Психопрофилактическая программа «Красота Сердца» реализуется в кабинете, который закреплён за данным классом. Предполагается охватить всех учащихся 5 класса. Но принцип добровольности имеет первостепенное значение. Наука психология напоминает, что не бывает нейтрального психологического состояния. Внешняя видимость желания не формирует истинно положительных психологических качеств. Принцип добровольности позволяет внутренне почувствовать ответственность за принятое решение. Свобода действий позволяет ощутить самостоятельность. Добровольность также предполагает искренность чувств, поступков, намерений. Без этого невозможно создать определенной психологической атмосферы открытости и доброжелательности, настроиться на альтруистическое звучание, которое является «зовом сердца».

Конечно же, важным моментом является поведение взрослых людей - родителей и педагогов. Личный пример остаётся самым действенным способом воздействия на ребёнка. Как подметил Далай-Лама в диалоге с американскими учёными: «постоянное погружение детей в атмосферу искренней любви и сострадания - как в семье усилиями родителей, так и в школе усилиями учителей, проявляющих искреннюю заботу о благополучии детей, - может оказаться достаточно эффективным по себе. Очень сложно научить детей ценить сострадание и любовь с помощью одних только слов. Поступки говорят громче слов» [2].

Используется метод литературного воздействия. В данную программу включены три рассказа «Санька», «Ти», «Выбирая жизнь». Джоната Кимельфельда из сборника его произведений «Размышления. Рассказы. Стихи. Притчи» [4]. Это размышления четырнадцатилетнего подростка. Он удивительным образом напоминает людям разных возрастов о значении человечности, о том, что И.В.Дубровина называет абсолютными ценностями - о Красоте, о Добре, об Истине. Это прекрасная возможность побеседовать с ребятами 5 класса о том, что чувствует, о чём думает, практически их сверстник. Тем более, что рассказ «Ти» написан в 10 лет, а рассказ «Санька» в 12 лет, «Выбирая жизнь» в 11 лет. Последний рассказ написан на основе реальных событий.

Несмотря на возникающие проблемы в этом возрасте, как указывают многие психологи, достаточно высоким остаётся познавательный интерес, стремление хорошо учиться. Остаётся потребность в любви и внимании со стороны взрослых. Поэтому программа предусматривает повышенный, искренний интерес со стороны родителей и учителей. К тому же негативные проявления никогда не преодолевались негативными же действиями. Поэтому терпение должно быть действенным.

В программу включены рисуночные методики. Рисунок в этом возрасте ещё не утрачивает своего значения. Он также остаётся самым простым и доступным способом творчества.

В программе используется также метод соразмышления, когда все участники учатся слушать и понимать суть доносимого рассказа или объяснения, а не критиковать по принципу: «это правильно, а это не правильно». Поэтому вводится правило одного говорящего. Это правило обсуждается с ребятами заранее.

В программу включены групповые методы работы, позволяющие проявить навык сотрудничества и взаимодействия.

Ряд рисуночных методик сочетаются методом метафор.

Для формирования эмоциональной компетенции используется метод саморефлексии. Даётся возможность детям и взрослым сигнализировать о своём состоянии или переживаемых ощущениях и чувствах.

В программе «Красота Сердца» будут востребованы игровые методики. Причём они могут вводиться по ходу проведения занятий в зависимости от настроения и состояния детей. Запланированной игрой на всю неделю будет игра «Тайный друг». Это игра проводится накануне: в пятницу или субботу. Каждый ребёнок пишет своё имя на небольшом листочке бумаге (заготавливаются психологом), затем все листочки складываются в пакетик, перемешиваются и раздаются вновь детям. Учащиеся достают листочки и тот, кому досталось имя своего одноклассника, тот становится для него «тайным другом». В течение недели этому однокласснику оказываются всевозможные знаки внимания, но так, чтобы он не догадался от кого это исходит. Подведение итогов состоится на последнем занятии, где каждый постарается высказать своё предположение, кто являлся его другом в этой игре. Затем ребята «рассекречиваются».

Если сами занятия будут проходить на 3-4 уроках, то само качество утверждается с самого начала дня. Будь то в школе или вне её. Об этом с детьми мы тоже договариваемся. К первому занятию понадобятся старые журналы, поэтому их лучше заготовить заранее и положить в классе. Также ребятам предлагается в течение всей недели подумать о том, какой памятник сердцу можно будет создать.

1 день (понедельник). Утверждается творящее терпение - и долой раздражение.

Накануне (в субботу или пятницу) с ребятами обсуждается, что такое «творящие терпение» и что такое «раздражение». Утром каждый желающий может принести высказывание известных людей об этом качестве. Оно прикрепляется в отведённое для этого дня пространство в классе.

1.1. Коллаж «История моего имени».

Используемый материал: старые журналы, клей, листы бумаги формата А3, фломастеры, цветные карандаши, магниты или скотч.

Инструкция: «Наша первая с вами работа будет связана с историей. Но с историей не привычной, а с историей вашего имени. Вам сейчас предстоит сделать коллаж, с помощью которого вы бы рассказали о вашем имени. Почему вас так назвали? Хотели ли вас назвать по-другому? Что означает ваше имя? На что оно похоже? И что-то ещё, о чём вам захочется поведать. Одним словом, рассказать о своём имени. После того как коллаж будет готов вы можете прикрепить его на доске с помощью магнитов». По окончании работы следует презентация учащихся своих работ. Одноклассники могут задавать вопросы. Психолог помогает анализировать коллаж ребёнка. Если изготовление и презентация коллажей пройдёт быстро, то можно детям предложить поиграть в следующие игры.

1.2. Игра «Держим на своих ладонях земной шар».

Потребуется средних размеров мяч. Дети встают в круг. Вытягивают руки вперёд ладонями вверх. Нужно быстро перекатывать мяч по кругу с одной ладони на другую, при этом, не уронив мяча. Затем меняется положение ладоней. Теперь они повёрнуты тыльной стороной вверх. И мяч снова передают по кругу, пытаясь не уронить его. Это упражнение можно провести на установление рекорда.

1.3. Игра «С днём рождения» [7].

Инструкция: «С данного момента вам запрещено разговаривать. Вы должны выстроиться в шеренгу в соответствии с датой своего рождения. Год рождения не имеет значения.

После игр обсуждение утверждаемого качества. Получилось или не получилось. Если получилось проявить терпение то, что чувствовали при этом?

Второй день будет посвящён такому качеству как любовь к ближнему. Что это значит для ребят? В чём должна проявляться любовь? Как можно дать её почувствовать? А что такое неприязнь? Как она проявляется во взаимоотношениях?

2 день (вторник). Утверждаем любовь к ближнему - и долой неприязнь.

Изобразительный материал: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, магниты, или скотч.

Чтение рассказа «Санька» Дж. Кимельфельда [4]. Беседа о прочитанном. Почему автор вручал бы таким матерям как у Саньки медаль за материнское мужество? За что автор проникся глубоким уважением к одиннадцатилетнему брату Саньки, к Диме? Почему дети проявили злость и неприязнь к Саньке? Почему в детях и взрослых появляется это чувство - неприязнь?

2.1. Иллюстрация к рассказу «Санька».

2.2. «Мы любим друг друга» [5].

Инструкция: «Представьте себе, что фея любви дотронулась до вас волшебной палочкой, и с этой минуты каждый открыл для себя тайну любви. Попробуйте нарисовать эту тайну». Затем рисунки вывешиваются на доске и ребята пытаются угадать, какую тайну любви фея открыла тому или иному однокласснику. После можно сделать общий альбом с названием «Тайна любви».

По окончании работы коллективное обсуждение утверждаемого в этот день качества. Смог ли кто-то проявить это качество и что он при этом чувствовал. После этого небольшое обсуждение утверждаемого качества на третий день - доброта.

3 день (среда). Утверждаем доброту - и долой злость.

Изобразительный материал: акварель, цветные карандаши, гуашь, скотч или магниты.

3.1. Игра «Добрый след»[11].

Для проведения игры образуются две команды, представители которых поочерёдно выбирают карточки с одним из перечисленных слов (костёр, краски, семена, песня, игла, лупа, земля, книга, ключ…). Количество карточек зависит от количества туров.

Согласно условиям игры каждая из команд должна предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова. Победителем становится команда - обладатель большего количества добрых дел. Время на обдумывание строго ограничивается - это 3-5 минут. Результаты фиксируются на доске. Можно, чтобы ребята дали названия своим командам.

3.2. «Красота Сердца».

Детям предлагается ответить на вопрос: «Что они чувствуют, когда встречаются с чем-то добрым?». Затем на доске прикрепляется заранее сделанный силуэт сердца. Ребятам предлагается подумать обо всём добром, что можно сделать друг для друга, чтобы им жилось лучше и интереснее. Все предложения записываются внутри сердца.

3.3. «Огонь души»[5].

Учащимся предлагается нарисовать «огонь» своей души и рассказать историю о том, как огонь поселился в их душе, и как с ним живётся. Рассказы будут звучать после того, как дети постараются отгадать, кому принадлежит тот или иной «огонь души». Рисунки также можно затем собрать в один общий альбом с названием «Огонь души».

По окончании работы обсуждение утверждаемого на сегодняшний день качества. Что ребята чувствовали, когда совершали добрые поступки.

В этот день стараемся осмыслить, что такое сотрудничество и что такое самость. Также предлагается подумать о том, на какой вопрос вы хотели бы получить ответ от своих одноклассников. На следующий день психолог перед началом уроков собирает вопросы, чтобы вложить их в общий конверт.

4 день. Утверждается сотрудничество - и долой самость.

4.1. Игра «Конверт дружеских вопросов»[11].

Приготавливается большой красивый конверт. В него вкладываются на отдельных карточках множество (больше, чем число присутствующих) вопросов философского, морально-этического, житейского, гигиенического, гастрономического, правового, эстетического и прочего характера. Например: «Когда ты разозлишься, учитываешь ли ты в это время состояние того, на кого ты разозлился?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты любишь, что ты в это время чувствуешь и думаешь?», «Задумывался ли ты над тем, что составляет твоё счастье?».

Конверт передаётся из рук в руки. После ответа карточка в конверт не возвращается. Во время игры можно создать музыкальный фон.

4.2. Игра «Скала».

Все участники встают на стулья и создают какие-то препятствия для прохождения. Определяется начало и конец «скалы». Последний участник должен перебраться в начало и при этом не сорваться. Руководителю нужно будет обязательно подстраховывать ребёнка при его прохождении пути. В конце игры ребята делятся впечатлениями.

4.3. Рассказ Дж.Кимельфельда «Ти»[4].

Почему Ти сравнил москвичей с «глупыми маленькими животными»? Как понять совет Ти - все большие дела начинаются с малых? Что значит выражение «смотреть и думать глазами сердца»?

Детям предлагается нарисовать иллюстрацию к этому рассказу, которая бы в большей степени выражала суть произошедших событий, суть самого рассказа. Затем рисунки вывешиваются на доске, и ребята обосновывают свой выбор.

Обсуждение утверждаемого в этот день качества. Что чувствовали, когда сотрудничество с другим человеком складывалось?

Размышления о красоте. О её значении для человека. Научился ли кто-нибудь из присутствующих что-то делать только потому, что это было красиво? Что такое красота поступка. Можно ли сотрудничество, доброту, любовь, терпение считать красивыми качествами и почему?

5 день. Утверждаем красоту - и долой безобразие.

Дети приходят в праздничном наряде или привносят в одежду какой-то необычный элемент. Накануне, если была договоренность с родителями, класс должен был быть необычно оформлен.

Изобразительный материал: фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, пастель, ватман, скотч или магнитики.

5.1. Рассказ Дж. Кимельфельда «Выбирая жизнь»[4]. О красоте бескорыстного поступка.

Этот рассказ ребята не обсуждают. Мы делимся только своими впечатлениями и чувствами от услышанного. В отличие от других рассказов - это быль, т.е. реальные события, которые некогда произошли.

5.2. «Планета Единства»[5].

Класс делиться на 3-4 группы. На группу выдаётся лист ватмана. Задание следующее: «Представьте себе, что вы жители планеты Единства. Как, по-вашему, должна выглядеть эта планета? Подумайте, что должны сделать жители планеты, чтобы:

  • на планете никто не грустил;
  • планета утопала в цветах;
  • жители планеты не болели;
  • дети любили ходить в школу;
  • на планете не было ураганов;
  • люди с других планет с огромным желанием приезжали бы к ним в гости.

После выполнения совместного рисунка дети делают его презентацию, рассказывают о своей планете.

Далее обсуждение утверждаемого качества. Что дети чувствуют, когда видят что-то красивое? Что они чувствуют, когда совершают красивый поступок? Трудно ли совершать красивые поступки?

6 день. Возведение памятника Сердцу.

Изобразительный материал: ватман, листы бумаги А4 и А3, лоскутки материала, цветная бумага, цветные карандаши, гуашь, фломастеры, пластилин, клей, скотч, магнитики и материал, который дети принесут сами.

Это заключительный этап работы. Дети изготавливают свои проекты. Они могут быть совместные, могут быть персональными. Каждый решает сам как ему удобней воплотить заданную идею. По окончании презентация работ. «Рассекречивание» тайных друзей и чаепитие.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. «Без сердца что поймём». Издательский дом Шалвы Амонашвили Лаборатория гуманной педагогики МГПУ. Москва 2004.
  2. Гоулман Дэниел «Деструктивные эмоции. Как с ними справляться? Научный диалог с Далай-Ламой». Попурри. Минск 2005.
  3. Дубровина И.В. «Практическая психология образования». Питер. 2007.
  4. Кимельфельд Дж. «Размышления. Рассказы. Стихи. Притчи». Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих. Москва 2010.
  5. Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр». Амрита-Русь. Москва 2009.
  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие». Речь. Санкт-Петербург 2004.
  7. Фопель К. «Создание команды» Генезис. Москва 2003.
  8. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Средняя школа (5 - 6)». Генезис. Москва 2006.
  9. Шепель В.М. «Эффективный менеджмент: мыслить по-русски». Финансы и статистика. Москва 2005.
  10. Щуркова Н.Е. «Прикладная педагогика воспитания». Питер 2005.
  11. Щуркова Н.Е. «Классное руководство: игровые методики». Педагогическое общество России. Москва 2006.