Метапредметное занятие по формированию элементарных математических представлений «Сравнение групп предметов»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: учить сравнивать предметы по разным признакам.

Задачи:

  • сравнивать предметы по размеру, по количеству, по цвету; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение.
  • развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность; развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать доброжелательного отношения друг к другу;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность; создавать положительный эмоциональный фон.

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут.

Словарная работа: белый медведь, бурый медведь, медведица, медвежата, спячка.

Материалы и оборудование: познавательный рассказ о медведях, раздаточный материал (раскраски, счетный материал), демонстрационный материал фотографии, иллюстрации).

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Дежурные, пожалуйста, раздайте на столы раздаточный материал.

Все детки сели на свои места, стульчики придвинуты к столу, спинка прямая. Ребята посмотрите, на доску. Кто изображен на доске? (Медведи)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, о ком сегодня пойдет речь? (Мы будем говорить о медведях)

Воспитатель: Где мы можем увидеть медведей? (По телевизору, в зоопарке, в цирке)

Воспитатель: Ребятки, а кто был в Московском зоопарке? (Ответы детей).

Воспитатель: Это Московский зоопарк, один из самых больших и старых зоопарков России. Здесь очень много разных животных и птиц. В зоопарке живут животные из разных стран. За животными хорошо ухаживают, им уютно жить в своих домах, их хорошо кормят. Обязательно, сходите со своими родителями в зоопарк. А это территория зоопарка, она очень большая (региональный компонент).

Основная часть

Воспитатель: Внимание, ребятки, на доску, мы с вами видим медведей. Сколько их? (5)

Воспитатель: Как вы узнал, что их 5? (Посчитали)

Воспитатель: Выложите, пожалуйста, у себя на столе столько же кругов сколько медведей вы видите. (Дети выкладывают 5 кругов)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посчитаем хором наши круги. Я буду считать медведей, а вы будете считать круги, что мы можем сказать про круги и про медведей? (Их столько же. Медведей =5, кругов=5)

Воспитатель: Посмотрели, сравнили. Получилось равенство, давайте запишем (5=5).

Воспитатель: А теперь вы выложите под этими кругами столько треугольников, чтобы их было на один меньше, чем медведей, которых вы видите. Сколько, ребята, вы выложили треугольников? (4)

Воспитатель: Что мы можем сказать про треугольники? (Их меньше)

Воспитатель: Как вы узнали, что их меньше? (Посмотрели, сравнили)

Воспитатель: А, как вы сравнили? Как мы сравниваем? (Надо наложить фигурки)

Воспитатель: Давайте наложим треугольники на круги.(Дети выполняют работу)

Воспитатель: Что мы увидели? Одному кругу не хватило треугольника. Какой мы сделаем вывод? (Кругов на один больше чем треугольников. А треугольников на один меньше чем кружочков)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как мы можем это записать? 5 и 4 какой знак мы, ребятки, поставим между этими числами? Знак больше (один из детей записывает неравенство у доски)

Гимнастика для глаз

Воспитатель: ребятки, следите глазками за медведем (вверх - вниз (3 раз), по кругу (в одну сторону, а теперь по кругу в противоположную сторону). Найдите картинки с медведями на окошке, а теперь посмотрите на дверь спальни (повторить 2 раза), молодцы.

Воспитатель: Сколько на окошке вы увидели медведей 6, а на двери 2. Давайте сравним их, что больше детки 6 или 2? (6)

Воспитатель: Давайте запишем, кто хочет записать? (6 больше 2; один из детей выполняет задание у доски)

Воспитатель: Молодцы, ребята, продолжаем заниматься. Детки посмотрите на доску, что вы видите. (Медведей больших и маленьких)

Воспитатель: (Повторяем понятие большое - маленькое). Мы увидели больших и маленьких медведей. Сравните дети этих медведей. Чем различаются эти медведи? Как называются детеныши медведей? (Одни большие, взрослые, другие маленькие, детеныши. Большая медведица - это мама. Маленькие детеныши - это медвежата)

Воспитатель: Как мы их сравним? (По размеру)

Воспитатель: Посчитайте, сколько у нас на картинке больших медведей? (3)

Воспитатель: Сколько у нас на картинке медвежат? (7)

Воспитатель: Уберите весь раздаточный материал в коробочку. Теперь выложите, пожалуйста, 3 кружочка и 7 квадратиков. Давайте сравним. Давайте наложим кружочки на квадратики.Что мы можем сказать? (Дети выполняют работу)

Воспитатель: Что мы увидели? Какой мы сделаем вывод? (Кружочков на 4 меньше, чем квадратиков)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как мы можем это записать? 3 и 7 какой знак мы, ребятки, поставим между этими числами? (Знак меньше; один из детей записывает неравенство у доски)

Воспитатель: Детки, посмотрите, пожалуйста, еще на две картинки. Что вы видите? (Большие медведи. Только по цвету разные (белые медведи и бурые медведи) (сравнение по цвету).

Воспитатель: Сколько вы видите белых медведей? (2)

Воспитатель: Теперь посчитайте бурых медведей? (4)

Воспитатель: Выложите, 2 кружочка, а под этими кружочками, выложите столько треугольников, чтобы их было на два больше. Сколько ребята вы выложили треугольников? (4)

Воспитатель: Что мы можем сказать про кружочки? (Их меньше)

Воспитатель: Как вы узнали, что их меньше? (Посмотрели, сравнили)

Воспитатель: А, как мы сравниваем? (Надо наложить фигурки)

Воспитатель: Давайте наложим треугольники на круги.(Дети выполняют работу)

Воспитатель: Что мы увидели? Двум треугольникам не хватило кружочков. Какой мы сделаем вывод? (Кругов на два меньше, чем треугольников. А треугольников на два больше, чем кружочков)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как мы можем это записать? 2 и 4 какой знак мы ребятки поставим между этими числами? (Знак меньше; один из детей записывает неравенство у доски)

Воспитатель: Выходим на ковер. Садитесь поудобнее и послушайте историю про бурого медведя, а потом я задам вам вопросы. Поэтому слушайте внимательно.

Бурый медведь

Бурый медведь - это самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу. Его зовут хозяином леса!

У хозяина леса переваливающаяся походка, потому что он наступает на землю одновременно двумя лапами, расположенными на одной стороне его тела, то есть сразу - то правыми, то левыми. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь способен догнать лошадь, а еще медведи очень хорошо плавают.

Зимой медведь впадает в спячку. Зимняя спячка в берлоге помогает медведям пережить голодную зимнюю пору. В спячке медведь почти не двигается, такое состояние организма помогает экономить жир, накопленный медведем накануне спячки, что позволяет ему легко пережить долгую зиму. Весной медведи просыпаются.

Воспитатель: Вопросы к тексту:

В какое время года медведи впадают в спячку? (Зимой). В какое время года медведи просыпаются? (Весной). Почему медведи впадают в спячку? (Зимой мало еды)

Физкультминутка

Воспитатель: А, сейчас мы отдохнем, физминутку проведем.

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и за детками бежит…

Убегаем ребятки на свои места. Садимся. Стульчик пододвинули к столу, спинка прямая. Молодцы. Дежурные достаньте, пожалуйста, цветные карандаши и положите их на столы. Я вам раздаю картинки. Скажите, пожалуйста, кто на них нарисован. (Медведица и медвежата)

Воспитатель: Молодцы, правильно. А под картинкой, вы увидите прямоугольники, это схемы слов. Послушайте первое слово медведица (мед-ве-ди-ца). Как я произношу это слово? (По слогам)

Воспитатель: Давайте разделим слово медведица на слоги. Как мы делим на слоги? (Хлопаем. Мед-ве-ди-ца (дети хлопками делят слова на слоги)

Воспитатель: Сколько слогов у нас получилось? (4; записываем на доске)

Воспитатель: Как называются детеныши медведицы? (Медвежата)

Воспитатель: Послушайте, как я произношу слово медвежата (мед-ве-жа-та). Разделите слово медвежата на слоги. (Дети хлопками делят слово на слоги)

Воспитатель: Сколько слогов у нас получилось? (4)

Воспитатель: Что мы можем сказать про количество слогов в этих словах? (Они равны)

Воспитатель: Молодцы, у нас получилось равенство. (Один из детей записывает равенство у доски, 4=4)

Воспитатель: Сейчас потренируем наши ручки. Раскрасьте наших животных, не заезжая за контур.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, как здорово у нас получилось. Скажите, что мы с вами делали сегодня? (Сравнивали числа, делили слова на слоги; узнали много интересного про медведей и обязательно сходим в Московский зоопарк посмотреть на медведей)

Убираем наши работы в шкафчик. Спасибо за внимание!