Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.
Цели урока:
- В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
- Воспитать чувства ответственности при выполнении коллективной работы.
Задача: формирование самостоятельной и творческой деятельности.
Эпиграф к уроку:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более камешек, чем другим: о океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)
Оформление: таблицы, плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Материалы: презентация к уроку, для учащихся путевые листы с кроссвордом и таблица работы для контроля знаний.
Подготовка к уроку:
Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Проводиться он будет для учащихся 9 класса. Специфика этого урока заключается в том, они должны будут анализировать, обобщать и защищать свои выводы, объединившись в группы. Учащиеся 9 класса подошли к середине изучения раздела «Законы взаимодействия и движения тел».
Ход урока
Вступительное слово учителя
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
I. Конкурс "Доверяй, но проверяй"
Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора в каждой команде, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они представят классу сам опыт и анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику- балл в личную «копилку».
Задание для первой команды. (презентация слайд №1)
Задание для второй команды. «Шарик, танцующий в воздухе» (презентация слайд №2)
II. Конкурс "Колесо истории"
(презентация слайд №3)
III. Конкурс "Головоломки"
(презентация слайд №4)
Головоломка для второй команды (см. рисунок )
Подсказка: Вырежьте затемненные клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта.
(Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир»).
IV. Игра «Интересные вопросы»
Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. Дается время на обсуждение (1-2 минуты). За правильный ответ команде дается 1 балл, баллы в личном зачете присуждает капитан команды.
V. Блиц-турнир
Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопроса дается 10с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл.
(презентация №5)
VI. Подведение итогов. Награждение победителей
VII. Заключительное слово учителя
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика- отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Домашнее задание: § 10-12, упр12(3)
Источники информации
1.«Физика» 9 класс, авторы А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Издательство «Дрофа» М. 2005.
2. О.И.Громцева Тесты по физике. Издательство «Экзамен», 2013.
3. В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике Москва «ВАКО», 2013.
4. Составить синквейн, кластер, кроссворд.