Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики, где приоритетным направлением является создание необходимых условий для получения образования.
Современное общество предъявляет ко всем участником образовательного процесса высокие требования. Модернизация образования протекает в условиях децентрализации управления, широкой автоматизации образовательных учреждений, расширении спектра образовательных услуг.
На протяжении веков в человеческом обществе сложилось негативное отношение к людям с отклонениями в развитии. Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья играет важную роль на современном этапе развития общества. Решается важная задача гуманизации общества, в том числе, средствами образования.
Общение в кругу глухих, слабослышащих и позднооглохших людей имеет ряд недостатков:
- суженный кругозор;
- умение говорить жестами только с подготовленными или специально наученными люди;
- отсутствие понимания говорящих людей, неумение читать по губам;
- не способность выражать свои чувства и эмоции посредством общения;
- отсутствие единого преподаваемого жестового языка для людей говорящих на разных языках;
- отсутствие постоянного круга общения.
Иностранный язык входит в перечень обязательных дисциплин, определенных действующим Государственным образовательным стандартом.
В процессе социализации любого ребёнка, в том числе и ребёнка с нарушением слуха, большое значение играет общение. Оно способствует передаче знаний, эмоционально-нравственного опыта развитию межличностных отношений. Нарушения слуха отрицательно влияют на такую структурную единицу общения как средства общения, потому что возможно применение не всех и в полной мере средств передачи информации, затруднена также стадия расшифровки полученной информации из-за ограниченности слуховых возможностей и, как следствие, эмоционально-оценочной деятельности.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром.
Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. [Тарасов Д.И., Наседкин А.Н., Лебедев В.П., Токарев О.П. Тугоухость у детей. - М.: Медицина, 1984, - 239 с.]
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников. Основным направлением такой помощи является обучение навыкам говорения. Именно раннее вмешательство в процесс развития речевых умений предупреждает отклонения в развитии психических функций.
Известно, что на характер развития ребенка с различной степенью глухоты влияют условия окружения и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания глухих детей.
Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.
В работах ученых подчёркивается, что на развитие личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. [Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. - 232 с.]
Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50-70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.
Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2-3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.
Глухие обучающиеся - это неоднородная группа школьников. Диапазон различий в развитии глухих детей чрезвычайно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. (Проект Специальный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования для глухих детей).
Глухой, позднооглохший и слабослышащий обучающийся получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При этом требуется максимальное углубление в область развития жизненных компетенций данной категории учащихся направленных для способности дальнейшего самостоятельного (индивидуального) развития и обучения вне образовательного поля учебного заведения.
Необходимо, при обучении учащихся с ограниченными возможностями по слуху производить сравнительный анализ научных сведений, определяющих научно-методические основы обучения родному языку обучающихся с нарушениями слуха и обучения иностранным языкам слышащих. Установить основные положения для специального обучения слабослышащих и позднооглохших учащихся иностранному языку.
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху выявить цели и мотивы учащихся с нарушениями слуха в изучении иностранному (английского) языку, определяющие их дальнейшее изучение для овладения соответствующими знаниями; для учащихся, изучавших английский язык для дальнейшего изучения на следующем этапе обучения, определить уровень и прочность полученных знаний.
Так же следует определять содержание учебного курса иностранного (английского) языка для начальной и старшей школы учащимся с нарушенным слухом, определить методы, приемы и средства обучения, разработать систему упражнений для преподавания начального курса в начальной и старшей школе иностранного (английского) языка учащимся с нарушениями слуха.
Разрабатывая методические рекомендации и пособия для преподавателей коррекционных школ работающих с учащимися с ограниченными возможностями по слуху, в которых преподается иностранный (английский) язык, необходимо составлять дополнительные упражнения и задания для отработки учащимися в домашних и классных условиях для создания условий реализации Государственного образовательного стандарта общего образования.
Список литературы
- Тарасов Д.И., Наседкин А.Н., Лебедев В.П., Токарев О.П. Тугоухость у детей. - М.: Медицина, 1984, - 239 с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978.
- Магистерская диссертация «Особенности обучения иностранному языку слабослышащих и позднооглохших детей» Разецкая. Г.Н., 2017 г. Тюменский Государственный университет
https://library.utmn.ru/dl/VKR_Tobolsk/VKR_2017/GF/Razechkaay%20E.N..pdf