Цель:
- закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е;
- развивать речь детей при образовании сложных слов.
Задачи:
-
Образовательная:
- знать правило правописания соединительных гласных в сложных словах,
- уметь правильно писать сложные слова,
- уметь отличать сложные слова от простых.
-
Развивающая:
- развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сопоставления, классификации, а также внимания, памяти, логического мышления;
- развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, совершенствовать умение классифицировать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе.
-
Воспитательная:
- пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка.
Оборудование: Компьютер, презентация, карточки.
Формируемые УУД:
- п. - формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование;
- к. - признание права каждого человека на собственное мнение;
- р. - способность к рефлексии собственной деятельности;
- л. - положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.
Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь.
Ход урока
1. Орг. момент. (Слайд 1)
- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
2. Актуализация знаний
- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа.
3. Минутка чистописания. Оо / / Ее / /
- Словарная работа: (Слайд 2) Записываем с новой строки «колесо», выделите орфограммы.
- Какие слова спрятались в слове?
Как вы понимаете выражение «вертеться как белка в колесе»? (хлопотать, суетиться)
- Вспомните алгоритм разбора слов по составу. (Слайд 3) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
- (Слайд 4). Посмотрите на доску. Перед вами слова, распределите в два столбика эти слова.
- походы, сказка, переход, сказочка, проход, сказочный
походы |
сказка |
проход |
сказочный |
переход |
сказочка |
- Каким способом образовались слова 1 столбика - (приставочным)
- Каким слова 2 столбика - (суффиксальным)
- К каждому столбику подберите однокоренное слово, которое образовалось приставочно-суффиксальным способом.
Походка, присказка.
- Как называется способ образования данного слова? (Приставочно-суффиксальный). (Слайд 5)
Задание 2. (Инд. - работа по карточкам - 2 человека+ 1 чел. Толковый словарь.
4. Оценки. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса
- Разберите слова по составу: Самовар, пешеход.
- Попробуйте составить модель слова.
- Из каких частей состоит слово? (Из двух корней)
- Как называется гласная, которая стоит в середине слова? (Соединительная гласная)
- (Слайд 6) Можно ли подобрать слова к этой модели?
- Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?
- Найдите значение слова сложный в словаре.
- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)
- Назовите первое значение. (Сложный - состоящий из нескольких частей)
- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)
- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)
Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.
- Назовите слова, в которых два корня. Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).
- Сформулируйте задачи урока:
- знать, какие слова называются сложными,
- поупражняться в образовании сложных слов и их правописании
- правильно писать соединительную гласную в словах
- Поэтому тема нашего урока…
(Слайд 7) Ученики: «Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах».
5. Выведение правила
- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести) правило по теме нашего урока.
- Вернемся к словам самовар и пешеход.
- Какие слова называются сложными, и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах. (Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Работа с учебником
Работаем с учебником. Откройте учебник на с. 109, упр. 193.
- Что вы должны помнить о сложных словах, выполняя упражнение? (Соед. гл. только О или Е).
- Какое задание есть ещё в упражнении? (Составить 3 предложения с данными словосочетаниями.)
- Сверимся с учебником. Прочитайте правило на с. 109. Какой вывод сделали?
- (Слайд 8) Рассмотрите слова в левом и правом столбиках и сформулируйте правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Когда (после каких звуков) в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда - е?
ВЫВОД: В сложных словах пишется соединительная гласная О после твёрдых согласных, в сложных словах пишется соединительная гласная Е после мягких согласных, шипящих и [ ц ].
- Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)
- Ребята, как вы думаете, как называется способ образования сложных слов? (Сложение основ)
(Слайд 9) Способы образования слов.
8. Творческая работа. Работа по карточкам (задание в парах)
(Слайд 12) Побываем в горах. В горах природа зимой меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Работаем в парах.
Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке. В горах
□ В лесу на склонах гор было очень красиво.
|
- Проверим выполнение задания. (Слайд 13)
9. Итог урока
Подведём итог урока.
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Продолжим предложения.
- Слова, у которых ____________ называются сложными.
- Гласные буквы ___ или ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________гласными.
- Способ образования сложных слов называется _______.
- Вы сегодня хорошо работали, сейчас скажите, случайны ли по чистописанию были даны такие буквы? (Нет, это соединительные гласные)
10. Рефлексия
Учитель: (Слайд15).А теперь оцените себя, каким был для вас урок?
11. Домашнее задание. (Слайд 16)
Правило с. 109
На выбор: 1. по учебнику с. 109 упр. 194.
2. Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.
12. Дополнительно: Интерактивный кроссворд. (Слайд 17) (Вертолёт, скалолаз, следопыт, мухомор, дымоход)
13. Заключение
Учитель: (Слайд 18) Молодцы! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить - дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Если осталось время…
14. Игра. «Образуй сложное слово» (С мячом)
Учитель: Устали? Давайте играть. Я называю два простых слова, вы составляете одно сложное.
- Лес, рубить - лесоруб
- буря, ломать - бурелом
- сам, летать - самолёт
- пар, ходить - пароход
- сам, варит - самовар
- пар, возить - паровоз
- книга, любить - книголюб
- секунда, мерить - секундомер
- Гори, зонт - горизонт.
- Что вас удивило? (Слово «горизонт» - не сложное, а простое, в нём один корень, пишется буква и - табличка)