Урок русского языка по теме «Правописание соединительных гласных в сложных словах». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Перспектива», соединительные гласные в сложных словах


Цель:

  • закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о,е;
  • развивать речь детей при образовании сложных слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • знать правило правописания соединительных гласных в сложных словах,
    • уметь правильно писать сложные слова,
    • уметь отличать сложные слова от простых.
  • Развивающая:
    • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сопоставления, классификации, а также внимания, памяти, логического мышления;
    • развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, совершенствовать умение классифицировать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе.
  • Воспитательная:
    • пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка.

Оборудование: Компьютер, презентация, карточки.

Формируемые УУД:

  • п. - формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • к. - признание права каждого человека на собственное мнение;
  • р. - способность к рефлексии собственной деятельности;
  • л. - положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь.

Ход урока

1. Орг. момент. (Слайд 1)

Презентация

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

2. Актуализация знаний

- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа.

3. Минутка чистописания. Оо / / Ее / /

- Словарная работа: (Слайд 2) Записываем с новой строки «колесо», выделите орфограммы.

- Какие слова спрятались в слове?

Как вы понимаете выражение «вертеться как белка в колесе»? (хлопотать, суетиться)

- Вспомните алгоритм разбора слов по составу. (Слайд 3) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- (Слайд 4). Посмотрите на доску. Перед вами слова, распределите в два столбика эти слова.

- походы, сказка, переход, сказочка, проход, сказочный

походы

сказка

проход

сказочный

переход

сказочка

- Каким способом образовались слова 1 столбика - (приставочным)

- Каким слова 2 столбика - (суффиксальным)

- К каждому столбику подберите однокоренное слово, которое образовалось приставочно-суффиксальным способом.

Походка, присказка.

- Как называется способ образования данного слова? (Приставочно-суффиксальный). (Слайд 5)

Задание 2. (Инд. - работа по карточкам - 2 человека+ 1 чел. Толковый словарь.

4. Оценки. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса

- Разберите слова по составу: Самовар, пешеход.

- Попробуйте составить модель слова.

- Из каких частей состоит слово? (Из двух корней)

- Как называется гласная, которая стоит в середине слова? (Соединительная гласная)

- (Слайд 6) Можно ли подобрать слова к этой модели?

- Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?

- Найдите значение слова сложный в словаре.

- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)

- Назовите первое значение. (Сложный - состоящий из нескольких частей)

- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)

- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)

Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.

- Назовите слова, в которых два корня. Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).

- Сформулируйте задачи урока:

  • знать, какие слова называются сложными,
  • поупражняться в образовании сложных слов и их правописании
  • правильно писать соединительную гласную в словах

- Поэтому тема нашего урока…

(Слайд 7) Ученики: «Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах».

5. Выведение правила

- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести) правило по теме нашего урока.

- Вернемся к словам самовар и пешеход.

- Какие слова называются сложными, и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах. (Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Работа с учебником

Работаем с учебником. Откройте учебник на с. 109, упр. 193.

- Что вы должны помнить о сложных словах, выполняя упражнение? (Соед. гл. только О или Е).

- Какое задание есть ещё в упражнении? (Составить 3 предложения с данными словосочетаниями.)

- Сверимся с учебником. Прочитайте правило на с. 109. Какой вывод сделали?

- (Слайд 8) Рассмотрите слова в левом и правом столбиках и сформулируйте правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Когда (после каких звуков) в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда - е?

ВЫВОД: В сложных словах пишется соединительная гласная О после твёрдых согласных, в сложных словах пишется соединительная гласная Е после мягких согласных, шипящих и [ ц ].

- Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)

- Ребята, как вы думаете, как называется способ образования сложных слов? (Сложение основ)

(Слайд 9) Способы образования слов.

8. Творческая работа. Работа по карточкам (задание в парах)

(Слайд 12) Побываем в горах. В горах природа зимой меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Работаем в парах.

Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

В горах

□ В лесу на склонах гор было очень красиво.
□ Зимой наш класс отправился в горы.
□ На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
□ ________________ укрыл землю пушистым покрывалом.
□ А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.
□ Слова для справок: (снег, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

- Проверим выполнение задания. (Слайд 13)

9. Итог урока

Подведём итог урока.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Продолжим предложения.

  1. Слова, у которых ____________ называются сложными.
  2. Гласные буквы ___ или ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________гласными.
  3. Способ образования сложных слов называется _______.

- Вы сегодня хорошо работали, сейчас скажите, случайны ли по чистописанию были даны такие буквы? (Нет, это соединительные гласные)

10. Рефлексия

Учитель: (Слайд15).А теперь оцените себя, каким был для вас урок?

11. Домашнее задание. (Слайд 16)

Правило с. 109

На выбор: 1. по учебнику с. 109 упр. 194.

2. Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.

12. Дополнительно: Интерактивный кроссворд. (Слайд 17) (Вертолёт, скалолаз, следопыт, мухомор, дымоход)

13. Заключение

Учитель: (Слайд 18) Молодцы! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить - дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Если осталось время…

14. Игра. «Образуй сложное слово» (С мячом)

Учитель: Устали? Давайте играть. Я называю два простых слова, вы составляете одно сложное.

  • Лес, рубить - лесоруб
  • буря, ломать - бурелом
  • сам, летать - самолёт
  • пар, ходить - пароход
  • сам, варит - самовар
  • пар, возить - паровоз
  • книга, любить - книголюб
  • секунда, мерить - секундомер
  • Гори, зонт - горизонт.

- Что вас удивило? (Слово «горизонт» - не сложное, а простое, в нём один корень, пишется буква и - табличка)

Приложение