Цели:
- Образовательные - закрепить знания нумерации от 1 до 7, закрепить состав чисел 5 и 4, пропедевтика понятия «сантиметр», понятие «времени» и единицу измерения времени.
- Развивающие - развивать речь, внимание, память, мышление, моторику руки.
- Воспитывающие - воспитывать аккуратность, любовь к предмету, дисциплинарные навыки.
Тип урока: урок закрепления.
Оборудования: учебник по математике 1 кл., Моро, карточки с цифрами, отрезки, треугольники, кружочки, поезд.
I. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение ранее изученного материала
- Ребята, сколько на доске? (6).
- Положи столько же кружочков? Добавь еще одно.
- Сколько получилось? (7)
- Как получили число 7?
- Чего больше или ?
- На сколько?
- Чего меньше?
- На сколько?
- А что нужно сделать, чтобы треугольников и кружочков было одинаково? (прибавить или убрать ).
Порядковый счет.
На доске цифры
- Ребята, расставьте числа по порядку (на свои места)
- Какое число следует при счёте за числом 5? (6)
- Какое находится между числами 1 и 3? (2)
- Какое число стоит перед числом 4? (3)
III. Закрепление изученного материала
Знакомство с моделью часов.
Показываю часы
- Ребята, что это (часы)
- А какие часы бывают? (настенные, наручные, будильник, электронные, механические)
- А ещё бывают песочные, водяные, огненные, солнечные.
- Люди ориентировались во времени с помощью солнечных часов час стрелкой "работала" тень.
Водяные часы - в них время показывал уровень воды, постепенно переливавшийся из одного сосуда в другой. Одновременно с водяными существовали песочные часы, устроенные по тому же принципу.
Как видели в водных часах время "текло", в песочных - "пересыпалось". Но существовали и такие часы, в которых время "сгорало". Такие часы делали в Китае. Из смеси древесных опилок и особой смолы изготовляли стержни с нанесёнными на них чёрточками для отчёта времени, и один конец стержня поджигался. Эти огненные часы могли служить будильником: к стержню в определённом месте подвешивались металлические шарики. В нужный момент шарики падали в широкую тарелку и своим звоном будили спящего.
Часы (Китай) ср. века
Астрономические часы
Они приводись в движение при помощи воды, равномерно поступающей на колесо.
- Сколько времени показывают часы?
- Что показывает маленькая стрелка? (Часы)
- А большая? (Минуты)
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони 3 хлорка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Работа над составом чисел.
Состав под № 5.
Нам нужно в окошки вставить 2-а числа, чтобы при сложении получилось 5. (4)
- Ребята, сколько вагонов в первом составе? (4)
- Сколько вагонов во втором составе? (3)
- Сколько вагонов надо добавить, чтобы в каждом составе было 6? (7)
- Ребята, что это? (Отрезок)
- Чем линия отличается от отрезка? (У отрезка есть начало и конец, а линию можно продолжить)
Сейчас мы будем измерять отрезок.
Возьмём мерку, и измеряю 7 мерок.
Вот это | называются метки.
- Ребята дано так! (дано)
- Ребята, а мерочка одинакового размера? (Да)
- А вот так быстрей? (Да)
Пойди, измерь жёлтый отрезок. Зелёный ....
У каждого на столе отрезок и его нужно измерить.
Работа в тетради.
7 - 1 = |
4 - 1 = |
6 - 1 = |
3 - 1 = |
5 - 1 = |
2 - 1 = |
IV. Итог урока
Сегодня хорошо работали. Урок окончен. До свидания.