Интеграция предметов художественного-эстетического цикла в современной школе

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: д/с


Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия) можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это – попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Интегрированный урок позволяет решать  целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из этих задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали и Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский.

Особенностью интегрированного занятия является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только их совместными объединениями усилиями. В рамках интегрированного урока можно заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу, правильно построить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные занятия имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.

Интеграция музыки, изобразительного искусства дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.

В целом интегрированный урок углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, способствует формированию разносторонней личности. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельности, оказывают на школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно- психическое напряжение, вызванное другим видом деятельности. Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы, вызывает у школьников большой интерес.

Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса.

Такие проекты могут проводиться  в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях.

Интегрированный проект стирает грани между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция дает возможность показать мир во всем многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности. Обучающиеся с большим интересом подходят к изучению программного материала, понимая, что он необходим для дальнейшей работы над проектом.

Сущность интегративного преподавания

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

  • объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
  • в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследований;
  • они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;
  • необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Практика подтверждает хорошую интеграцию изобразительного искусства и музыки.

Основным предметом в предполагаемой системе уроков является музыка, ИЗО, а также литература.

Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Современная школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей окружающую действительность, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы смены приоритетов - от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «...освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний». Учитывая данный факт, сегодня одной из основных задач общеобразовательной школы становится одномоментный охват искусства, культуры, природы, человека в качестве единого предмета изучения. А именно - создание такого педагогического комплекса, который объединяет предметы не произвольно, а исходя из собственной природы, сохраняя при этом самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Отсюда следует, что логика современной образовательной ситуации есть логика интегративного познания мира. Принимая это во внимание, возникает потребность в рассмотрении интеграции предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогической проблемы, так как процесс взаимосвязи и взаимопроникновения знаний области «Искусство» осуществляется естественно и активно. Проблема интеграции в педагогике художественного образования не нова.

Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования имеет своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  •  развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
  •  развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  •  формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать:

Изобразительное искусство:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Музыка:

  • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  • формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. 

Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе - альтернативная система обучения; альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а следовательно - необходимое направление в современной педагогике. Как уже было сказано выше, в настоящее время имеется большое разнообразие подходов к возможности реализовать процесс интеграции на практике, чему подтверждением являются имеющиеся на сегодняшний день программы. Однако следует отметить, что в практической деятельности идеи интеграции не находят большого отклика у учителей, преподающих предметы художественно-эстетического цикла. А если и происходит сближение знаний области «Искусство», то лишь «на уровне межпредметных связей, что, конечно же, есть проявление предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция».

Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:

  • между потребностью осуществления интеграции дисциплин художественно-эстетического цикла в современной общеобразовательной школе и неподготовленностью учителей к руководству данным процессом;
  • между необходимостью разработки теоретической базы интеграции предметов области «Искусство» и отсутствием механизмов ее реализации в подготовке современного учителя.

Хотя проблема интеграции учебных предметов не нова, в педагогике художественного образования она во многом остается нерешенной и продолжает быть весьма актуальной на сегодняшний день. В частности, в системе высшего педагогического и художественного образования недостаточно разработаны научно-методические основания и педагогические технологии подготовки учителей, способных осуществлять интеграцию предметов художественно-эстетического цикла в условиях современной общеобразовательной школы. Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в том числе в художественно-педагогической науке, зачастую не соответствуют сегодняшним реалиям, тем набирающим силу тенденциям, которые происходят в развивающейся системе российского образования.

Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи предметов эстетического цикла, исходя их требований государственных стандартов, модернизации системы образования, должны, прежде всего, определяться правильным методологическим подходом, рассмотрением необходимости искусства (музыки, ИЗО в учебном процессе.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность учащихся, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Среди них известные педагоги и писатели К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.

Крупнейший педагогический мыслитель, автор фундаментальных работ по теории образования, педагогической психологии, истории образования П.Ф.Каптерев рассматривал эстетическое развитие подрастающего поколения как непрерывный процесс, где все его ступени преемственно связаны между собой. Важнейшую роль в эстетическом воспитании детей П.Ф.Каптерев отводил искусству, различным его видам в единстве литературы, музыки, живописи, хореографии. Он называл искусство «царством красоты», считал, что продолжительное и серьезное соприкосновение с прекрасными художественными творениями оказывает благотворное воздействие на весь духовный мир человека. Отмечая важность данного направления работы с детьми, ученый считал, что в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам воспитания, поскольку они лучше вводят в область прекрасного, с их  помощью сам воспитываемый становится творцом красоты.

Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия  и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения, танца). Эстетическое воспитание предполагает комплексное использование таких искусств, как живопись, и литература, народный фольклор и народное творчество, пение, музыку.

Изобразительное искусство стало активно привлекаться как средство эстетического воспитания и более успешного формирования зрительных образов на уроках музыки с 40-х годов XX века. При этом подобные рекомендации стали входить в официально утвержденные программы для школ.

Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем интеграции искусств, в воспитании младших школьников, указывают на значение межпредметных связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании.

В работах авторов: Г.П.Ивченко, Л.А.Ходяковой, кандидатские диссертации Л.П.Ильенко, Л.Г.Бейрюмовой, подчеркивается важность и необходимость комплексного воздействия искусств на эстетическое воспитание, и развитие личности школьников, на формирование у них эстетических интересов как необходимого условия для общекультурного и нравственного развития.

Они утверждают, что воздействие различных видов искусств в их органической взаимосвязи на учащихся, обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности, успех овладения знаниями, умениями, навыками. Это объясняется тем, что взаимодействие искусств обусловлено многообразием форм человеческой практики, духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру. Искусство в многообразии его видов и жанров как наиболее концентрированное выражение эстетического через эстетического отношения способствует общекультурному развитию школьников, их художественному и эстетическому образованию, составляющему ядро их художественно- эстетического развития. При этом важно отметить, что процесс формирования эстетических интересов школьников в условиях обучения предметам искусства на основе тесного их взаимодействия, с одной стороны, носят выраженный характер психологического процесса, с другой стороны характеризуется всеми особенностями педагогического процесса. Процесс художественно-эстетического развития личности школьника обуславливается закономерностями процессов восприятия, мышления, эстетических вкусов, потребностей, интересов.

Мы считаем, что интегрированный подход к предметам искусства является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических интересов и потребностей школьников, их творческого самовыражения.