Доклад «Использование системно-деятельностного подхода на занятиях для развития творческих способностей учащихся»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: д/с


Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках занятия базируется на следующих принципах:

  • позиция педагога: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом;
  • позиция учащегося: за познание мира (в специально организованных для этого условиях);
  • учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели педагога;
  • учебная деятельность – управляемый учебный процесс;
  • учебное действие – действие по созданию образа;
  • образ – слово, рисунок, схема, план;
  • оценочное действие – Я умею! У меня получится!
  • эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…

Основным на занятии является момент общения учащегося с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни.
При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в творческой деятельности.

В работе мне помогают следующие методы: словесный, информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвритический.

В информативно-рецептивный метод включаю следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец; показ.

Словесный метод включает в себя: художественное слово, рассказ, объяснение, беседу.

Репродуктивный метод позволяет закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора; работу на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

А также я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • Принцип поэтапности с учетом возрастных особенностей ребенка.
  • Принцип динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному.)
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами.)

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере:

  • развивающая среда. При организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • широкий подход к решению проблемы;
  • проявление творчества в художественной деятельности;
  • атмосфера творчества;
  • единая позиция педагога в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними (партнерские отношения);
  • комплексное и системное использование методов и приемов;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • овладение детьми способами изображения;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность педагогу быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы занятия – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы.