Формирование словаря младших дошкольников в играх-занятиях с куклой

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о состоянии словаря и о методике его формирования является одним из актуальных вопросов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о его чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения дидактических игр-занятий с детьми младшего дошкольного возраста определяется содержанием словарной работы, особенностями детей данного возраста.

Таким образом, исследование игр-занятий с куклой и применение их в работе с детьми дошкольного возраста является на сегодняшний день актуальным.

1. Исследования в области развития речи детей дошкольного возраста

Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться как можно раньше.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Одной из задач по развитию речи детей является обогащение, закрепление и активизация словаря.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах – обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я.А.Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.

Иоганн Генрих Песталоцци в обучении языку выдвинул 3 основные задачи:

  1. обучение звуку, или средству развития органов речи;
  2. обучение слову, или средству ознакомления с предметами;
  3. обучение речи, или средству научится ясно выражаться о предметах.

В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.

Задачу воспитания Ф.Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К.Д.Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д.Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:

  • развитие дара слова;
  • усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературы;
  • усвоение грамматики, или логики языка.

Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно – в 20–30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е.И.Тихеевой. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют следующие положения:

  • развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;
  • речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей.
  • язык и труд (у детей – игра) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия, клонящиеся к организации труда и игр детей, к развитию их языка, соответствуют интересам;
  • руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка.

Е.И.Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях, в словарных упражнениях.

Е.А.Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф.А.Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М.М.Кониной и А.М.Бородич, В.И.Логиновой.

В.И.Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

  • Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;
  • Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком и коммуникативной функции;
  • Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, Н.П.Ивановой, Ю.С.Ляховской, Е.М. Струниной и др.

Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка.

2. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки

Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски – все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

По определению Л.С.Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Любая игрушка в первую очередь должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное.

Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

Игрушка, несмотря на свои дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначений этих предметов.

Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их языку.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому ,что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. У детей двух лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, посудой, с грузовиками и т.д.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в « школу». Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически оформленной.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, собачка и другие – объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей, множество разнообразных чувств.

В приводимом перечне, игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е.А.Флериной, выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки – забавы, музыкальные и театральные игрушки.

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлюлоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самый разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья (голыш). Руки и ноги обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки двух лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Игры с куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

Постоянство ребенка по отношению к своей кукле, состарившейся, потерявшей блеск, и тем самым оказавшейся на самой низкой ступени в кукольном обществе, является одной из наиболее привлекательных характеристик детской души. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы – одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объективный смысл.

Но только игры с куклой – образом человека – позволяет ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослым и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает. Дети в игре разговаривают с куклами, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, декламировать стихи. Куклы в свою очередь, обогащают эмоционально – нравственную сферу ребенка, формируют навык диалогового общения, помогают ребенку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей.

Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки позитивной концепции будущей мамы, а у мальчика – будущего отца. Кукла – воплощение сокровенного детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Наблюдая за детьми во время игр, мы отмечаем неподдельный интерес детей к играм с куклой.

Игры в куклы могут быть разнообразными. В психологии их условно разделяют на режиссерские и сюжетно-ролевые. Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный) с несколькими персонажами – игрушками: куклами, зверями, машинками и т. д. Он управляет ими – несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть. В ролевой игре ребенок берет роль на себя, т. е. он сам на время игры становится мамой, продавцом и т. д. Замысел ролевой игры приходится постоянно согласовывать с другими детьми – исполнителями других ролей, иначе – игра не получится. В такой игре ребенок принимает правила – действует так, как положено по роли, и как договорились играть.

Беря на себя роль, ребенок «входит в образ»: используется пантомимика, мимика, жесты, разнообразные интонации. Когда малыш играет в режиссерскую игру, все это « делает» кукла, которую он держит в руках.

Позднее ребенок сам пробует «водить» куколку, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр. В театральных играх с куклами ребенок стремится, как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки. Выполнение роли с помощью такой игры формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально – речевых способностей, а также они предназначены для эстетического воспитания детей.

Кукла имеет большое значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребенка. Малыш ведет себя с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребенок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребенка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы.

Через куклу взрослый организовывает поведение детей в игре, дает оценку их поступкам. Кукла – авторитетный товарищ по игре, вот почему дети так точно и быстро откликаются на ее предложения, советы, рассуждения. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребенок научился видеть в кукле живого человека, которому нужны неустанное внимание и забота.

Привлекательность куклы для ребенка зависит от ее двух основных качеств: подвижности (руки, ноги и голова должна двигаться, костюм сниматься) и образа, близкого ребенку (такой кукле ребенок может приписывать все свои желания, мысли, заставляя ее действовать и осуществлять эти мысли и дела).

В детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла. Эта же кукла может быть использована наравне с другими пособиями в интересах сенсорного, и неразрывно с ним связанного лингвистического воспитания. Такая кукла, и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, фигурируют главным образом в организованных играх и занятиях, и предоставляются во временное пользование детей только при условии неотступного наблюдения за ними.

К оборудованию такой куклы мы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет, или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Детям должно быть привито понимание, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок.

Для того чтобы игра увлекала детей, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями педагог должен стараться вовлечь малышей в совместную деятельность. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, взрослый организует игру, направляет, помогает преодолевать затруднения, одобряет правильные действия. Новые игры должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Необходимо убедиться самому воспитателю в неоценимой пользе игры для речевого, умственного и нравственного развития и воспитания малышей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всем учебно-воспитательном процессе детского сада.

На основании этого можно сделать вывод, что особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений младших дошкольников об окружающих предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой - либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств и отношений.

3. Методы и приемы, используемые на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.

В процессе понимания ребенком речевого сообщения окружающих, исследователи выделяют две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.

Необходимо ознакомление ребенка со словом в разных видах деятельности, уточнение понимания значения слова детьми, освоение обобщающего значения слов, введение слов, обозначающих элементарные понятия.

Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением.

Для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполняют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т.п. Можно использовать как натуральные предметы (посуда, варежки, головные уборы), так и игрушки (кукольная одежда, мебель).

Например, в игре – занятии «Бантик из бумаги и ткани» воспитатель показывает детям куклу Катю. Она грустная, не может завязать себе бантик; у нее много бантиков, но все они бумажные. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Дети рассказывают все, что знают о бумаге и советуют Кате сделать бант из ткани. Кукла Катя благодарит детей за объяснения. «Кате очень понравился бантик, который мы сделали из ткани. Она запомнила, что ткань можно стирать и гладить», - говорит педагог. Дети прощаются с куклой.

На занятиях по развитию речи используются такие приемы, как:

  1. Показ и рассматривание игрушки. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.
  2. Выполнение действий с игрушкой. Выполнив вместе со взрослым ряд действий с предметом и, проговорив их, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и их речи и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра. Общение так же является дополнительным стимулом к развитию активного словаря.
  3. Просьбы, поручения. Этот прием не только помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, но и учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, и увеличению объема активного словаря.
  4. Вопросы–ответы. Данный прием используется для активации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.
  5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому пополнению словаря ребенка и его активации.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.

Этот прием способствует непроизвольному запоминанию речевых образов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и отдельных операций. Желание услышать в рассказе взрослого положительную оценку своей деятельности способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

Рассмотрим игру с куклой. Сначала педагог знакомит малышей с куклой, называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь. Мы приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают навыки игры с куклой. Такие игры используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря, и развития связной речи.

Кукла – это любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это мы стараемся использовать для того, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание. В будущем сформированные положительные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

Вывод. Как известно, у дошкольника становление речи происходит в тесной связи с расширением опыта в ходе общения с окружающими его людьми. Прежде всего, она обеспечивает расширение словаря за счет понимания других значений уже известных детям слов, воспитывает привычку правильно по смыслу употреблять слова, что во многом определяет культуру речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые уместны для данного типа высказывания и точно отражают замысел говорящего.

Заключение

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующая знаковая функция сознания ребенка. Поэтому особенно важны занятия с дидактическими игрушками.

Занятия с дидактическими игрушками, а именно с дидактическими куклами помогают:

  • Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.
  • Стимулировать их речевую активность. Такие игры – занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.
  • Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.
  • Укреплению правильного произношения звуков.
  • Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей, а так же на их словарный запас.

Список литературы

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду./ Умственное воспитание дошкольника. – М.: Сфера, 2002. – 345с.
  2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.
  3. Вместе с куклой я расту: познавательно – игровые занятия с детьми 2–7 лет/ авт. – сост. О.Р.Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 221с.
  4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет/ Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 79с.
  5. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду/ Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1980. – 146с.
  6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой – М.: Просвещение, 1982 – 128с.
  7. Морозова Е.Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48с.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 336с.
  9. Рудик О.С. Развитие речи детей 2–4 лет в свободной деятельности. – М.: Сфера, 2010. – 159с.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина, - 5 – е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
  11. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей – М.: Просвещение, 1976. – 96с.
  12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288с.
  13. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения/ Детская речь как предмет лингвистического изучения/ Под ред. Цейтлин С.Н., - Л.: 1987. – 240с.
  14. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2012. – 127с.