Решила поделиться своим опытом проведения исследовательской работы в 7 классе на дистанте. В этот период всем пришлось нелегко, а тут еще лабораторная работа, к которой нет у детей дома необходимого оборудования (весы, динамометры, мензурки). Как вариант можно было посмотреть видео или выполнить работу в виртуальной лаборатории. Однако не на каждом телефоне она заработает, да и согласитесь, увидеть эксперимент воочию, да еще и проделать самому всегда гораздо интереснее, чем смотреть со стороны. Отталкиваясь от цели лабораторной работы №9 учебника А.В.Пёрышкина «выяснить условия плавания тела в жидкости», я решила немного упростить своим ученикам задачу, однако получить при этом желаемый результат. Я предложила им работу, в которой требовалось исследовать, наблюдать и немного поработать с книгой. Здесь не надо было делать сложные расчеты по формулам (что не все любят). Но тогда как? Купаясь в ванне, за чашкой чая, готовя обед, запуская кораблики в ванне или в тазике - да где угодно. Мои ученики увидели главное, физика не только в школе, она есть и дома, физика везде. В качестве отчета необходимо было оформить работу по образцу, заполнить таблицу, написать вывод, либо прислать обратно текстовый документ, заполнив в нем таблицу и сделав выводы. Также необходимо было прислать фото- или видеоотчет (разместить ссылку на Google Диск). Проверять такие отчеты было гораздо интереснее, так как похожих работ практически не встретилось. Одни ученики в исследовании использовали губку, мыльницу и мыло, другие - лед, бумагу, столовые приборы, а кто-то в банку с водой сложил свои украшения. Вывод же у всех получился верный. Считаю, что подобные исследовательские работы необходимо давать проводить учащимся и при очном обучении. Это исключает списывание и побуждает учащихся к самостоятельным действиям и выводам, вызывает интерес к предмету, развивает творческий потенциал учащихся. Исследовательская работа состоит из трех частей. В зависимости от уровня класса каждый учитель может выбрать только ту часть, которую посчитает нужной. Моим учащимся было предложено только две части исследовательской работы.
Лабораторная работа №9 (домашняя исследовательская работа)
Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости
Цель работы: Выяснить условия плавания тела в жидкости.
Оборудование: Широкий сосуд с водой, нитки, таблица плотностей, однородные физические тела из различных веществ (лед, дерево, пластмасса, сталь, фарфор, пробка, мыло, резина), неоднородные (например, пузырек с песком или с воздухом, губка, резиновый мячик и т.д.), таблица плотностей.
Внимание, соблюдайте технику безопасности!
- Изучите инструкцию, подготовьте оборудование.
- Будьте внимательны. Не торопитесь.
- Используйте воду комнатной температуры.
- Сосуд с водой на край стола не ставьте (если он стеклянный, то может упасть и разбиться).
- Если опыты проводите в ванне, то не сливайте воду, пока не достанете все предметы, а также не используйте слишком мелкие предметы.
- В опытах с другой жидкостью, воду НЕ ПОДКРАШИВАТЬ, чтобы не произошла опасная химическая реакция с другим веществом.
Указания к работе
Часть I
- По таблице в учебнике на странице 61-63 определите плотность воды – вещества, в которое вы будете погружать физические тела.
- Начертите таблицу в тетрадь и в ходе наблюдений заполняйте ее, либо заполняйте таблицу в данном файле.
- Сначала проводите исследование с однородными простыми физическими телами, плотность которых всюду одинакова (например, ложка алюминиевая). Поведите минимум три опыта.
- По очереди погружайте в сосуд с водой различные физические тела, записывайте в таблицу свои наблюдения (всплывает, плавает внутри жидкости, тонет).
- По таблице в учебнике на странице 61-63 для каждого физического тела определите плотность вещества, запишите ее в таблицу и сравните с плотностью воды (больше, меньше или равно).
- Посмотрите в таблицу. Обратите внимание на то
- Какие физические тела всплывают, из каких веществ они состоят?
- Какие физические тела плавают внутри жидкости, из каких веществ они состоят?
- Какие физические тела тонут, погружаясь на дно, из каких веществ они состоят?
- Сделайте вывод о том какая должна быть у тела плотность по сравнению с водой, чтобы оно плавало/тонуло/всплывало.
Часть II
- Рассмотрите сложное физическое тело, с неоднородным составом, погружая его в воду. Запишите, пользуясь таблицей, плотности веществ, из которых оно состоит.
- Наблюдая за расположением тела в воде, сделайте вывод о его средней плотности в сравнении с плотностью воды (больше, меньше, равно) и запишите в таблицу.
Часть III
- Исследуйте жидкости с разной плотностью.
Жидкости НЕ ПОДКРАШИВАТЬ, чтобы не произошла опасная химическая реакция с другим веществом. - Выдавите с помощью пипетки или шприца растительное масло в середине сосуда, заполненного водой, и посмотрите, что произойдет с маслом (поднимется вверх, останется в середине или осядет на дно).
Какую можно сделать гипотезу о соотношении плотностей воды и масла?
Найдите плотность масла в таблице и проверьте свою гипотезу. - С помощью таблицы плотностей подберите такие жидкости (безопасные), чтобы одна жидкость, не всплывая на поверхность, оставалась в середине другой. Проведите опыт.
Ход работы
Плотность воды = _____________ (по таблице)
№ опыта | Название тела и вещества |
Плотность вещества* (кг/м3) |
Состояние тела в жидкости (всплывает, плавает внутри, тонет, плавает на поверхности) |
Сравниваем с плотностью воды >,<,= |
Пример |
Алюминиевая ложка |
2700 |
тонет |
2700 >1000 больше |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Неоднородное тело (название) |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
Жидкость (название) |
|
|
|
*-таблица плотностей в учебнике на стр 61-63.
Вывод. Сделайте вывод о том какая должна быть у тела плотность по сравнению с водой, чтобы оно плавало / тонуло / всплывало.
Контрольный вопрос: Как вы считаете, почему некоторые неоднородные предметы (например, стеклянный пузырек с песком и воздухом, кораблик пластиковый, резиновый мячик и т.д.) плавают внутри жидкости или на ее поверхности, несмотря на то, что плотность вещества, из которого они изготовлены больше плотности воды?