Домашняя исследовательская работа по физике в 7-м классе по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: плавание тел


Решила поделиться своим опытом проведения исследовательской работы в 7 классе на дистанте. В этот период всем пришлось нелегко, а тут еще лабораторная работа, к которой нет у детей дома необходимого оборудования (весы, динамометры, мензурки). Как вариант можно было посмотреть видео или выполнить работу в виртуальной лаборатории. Однако не на каждом телефоне она заработает, да и согласитесь, увидеть эксперимент воочию, да еще и проделать самому всегда гораздо интереснее, чем смотреть со стороны. Отталкиваясь от цели лабораторной работы №9 учебника А.В.Пёрышкина «выяснить условия плавания тела в жидкости», я решила немного упростить своим ученикам задачу, однако получить при этом желаемый результат. Я предложила им работу, в которой требовалось исследовать, наблюдать и немного поработать с книгой. Здесь не надо было делать сложные расчеты по формулам (что не все любят). Но тогда как? Купаясь в ванне, за чашкой чая, готовя обед, запуская кораблики в ванне или в тазике - да где угодно. Мои ученики увидели главное, физика не только в школе, она есть и дома, физика везде. В качестве отчета необходимо было оформить работу по образцу, заполнить таблицу, написать вывод, либо прислать обратно текстовый документ, заполнив в нем таблицу и сделав выводы. Также необходимо было прислать фото- или видеоотчет (разместить ссылку на Google Диск). Проверять такие отчеты было гораздо интереснее, так как похожих работ практически не встретилось. Одни ученики в исследовании использовали губку, мыльницу и мыло, другие - лед, бумагу, столовые приборы, а кто-то в банку с водой сложил свои украшения. Вывод же у всех получился верный. Считаю, что подобные исследовательские работы необходимо давать проводить учащимся и при очном обучении. Это исключает  списывание и побуждает учащихся к самостоятельным действиям и выводам, вызывает интерес к предмету, развивает творческий потенциал учащихся. Исследовательская работа состоит из трех частей. В зависимости от уровня класса каждый учитель может выбрать только ту часть, которую посчитает нужной. Моим учащимся было предложено только две части исследовательской работы.

Лабораторная работа №9 (домашняя исследовательская работа)

Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

Цель работы: Выяснить условия плавания тела в жидкости.

Оборудование: Широкий сосуд с водой, нитки, таблица плотностей, однородные физические тела из различных веществ (лед, дерево, пластмасса, сталь, фарфор, пробка, мыло, резина), неоднородные (например, пузырек с песком или с воздухом, губка, резиновый мячик и т.д.), таблица плотностей.

Внимание, соблюдайте технику безопасности!

  1. Изучите инструкцию, подготовьте оборудование.
  2. Будьте внимательны. Не торопитесь.
  3. Используйте воду комнатной температуры.
  4. Сосуд с водой на край стола не ставьте (если он стеклянный, то может упасть и разбиться).
  5. Если опыты проводите в ванне, то не сливайте воду, пока не достанете все предметы, а также не используйте слишком мелкие предметы.
  6. В опытах с другой жидкостью, воду НЕ ПОДКРАШИВАТЬ, чтобы не произошла опасная  химическая реакция с другим веществом.

Указания к работе

Часть I

  1. По таблице в учебнике на странице 61-63 определите плотность воды – вещества, в которое вы будете погружать физические тела.
  2. Начертите таблицу в тетрадь и в ходе наблюдений заполняйте ее, либо заполняйте таблицу в данном файле.
  3. Сначала проводите исследование с однородными простыми физическими телами, плотность которых всюду одинакова (например, ложка алюминиевая). Поведите минимум три опыта.
  4. По очереди погружайте в сосуд с водой различные физические тела, записывайте в таблицу свои наблюдения (всплывает, плавает внутри жидкости, тонет).
  5. По таблице в учебнике на странице 61-63 для каждого физического тела определите плотность вещества, запишите ее в таблицу и сравните с плотностью воды (больше, меньше или равно).
  6. Посмотрите в таблицу. Обратите внимание на то
  7. Какие физические тела всплывают, из каких веществ они состоят?
  8. Какие физические тела плавают внутри жидкости, из каких веществ они состоят?
  9. Какие физические тела тонут, погружаясь на дно, из каких веществ они состоят?
  10. Сделайте вывод о том какая должна быть у тела плотность по сравнению с водой, чтобы оно плавало/тонуло/всплывало.

Часть II

  1. Рассмотрите сложное физическое тело, с неоднородным составом, погружая его в воду. Запишите, пользуясь таблицей, плотности веществ, из которых оно состоит.
  2. Наблюдая за расположением тела в воде, сделайте вывод о его средней плотности в сравнении с плотностью воды (больше, меньше, равно) и запишите в таблицу.

Часть III

  1. Исследуйте жидкости с разной плотностью.
    Жидкости НЕ ПОДКРАШИВАТЬ, чтобы не произошла опасная химическая реакция с другим веществом.
  2. Выдавите с помощью пипетки или шприца растительное масло в середине сосуда, заполненного водой, и посмотрите, что произойдет с маслом (поднимется вверх, останется в середине или осядет на дно).
    Какую можно сделать гипотезу о соотношении плотностей воды и масла?
    Найдите плотность масла в таблице и проверьте свою гипотезу.
  3. С помощью таблицы плотностей подберите такие жидкости (безопасные), чтобы одна жидкость, не всплывая на поверхность, оставалась в середине другой. Проведите опыт.

Ход работы

Плотность воды = _____________ (по таблице)

№ опыта

Название тела и вещества

Плотность вещества* (кг/м3)

Состояние тела в жидкости (всплывает, плавает внутри, тонет, плавает на поверхности)

Сравниваем с плотностью воды >,<,=

Пример

Алюминиевая ложка

2700

тонет

2700 >1000 больше

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Неоднородное тело (название)

 

 

 

3

 

 

 

 

4

Жидкость (название)

 

 

 

*-таблица плотностей в учебнике на стр 61-63.

Вывод. Сделайте вывод о том какая должна быть у тела плотность по сравнению с водой, чтобы оно плавало / тонуло / всплывало.

Контрольный вопрос: Как вы считаете, почему некоторые неоднородные предметы (например, стеклянный пузырек с песком и воздухом, кораблик пластиковый, резиновый мячик и т.д.) плавают внутри жидкости или на ее поверхности, несмотря на то, что плотность вещества, из которого они изготовлены больше плотности воды?