Игровая технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в формировании когнитивных навыков и гармонизации личности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игровые технологии


Несмотря на то, что современный мир предъявляет высокие запросы к молодому поколению, нельзя забывать, что главная деятельность для детей дошкольного возраста – игровая. Одна из проблем современного дошкольного образования – сокращение роли игры в образовательном процессе, а именно в игре ребенок – хозяин своей деятельности. Ставя перед собой цель, воспитать лидера, активного и ответственного гражданина, не стоит забывать, что дошкольный возраст – один из самых важных в развитии ребенка, его задача – не просто подготовить к школе, но развить в ребенке воображение, мышление, научить действовать по правилам, принимать на себя ответственность и много других функций, которые станут фундаментом дальнейшей жизни.

Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации - теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение

Когнитивные навыки – когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается.

Какие навыки и компетенции важно сформировать у ребенка в дошкольном детстве, чтобы в дальнейшем это помогало ему быть успешным?

Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе. Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам. Способность создавать нечто новое, нешаблонное, — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология.

Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект. Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление: умение размышлять, доказывать истинность или ложность суждений, принимать обоснованные решения, объяснять свою позицию себе и окружающим.

Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично. Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

Умение работать с информацией. Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее. Для эффективной работы и учебы важно уметь:

  • оценивать информацию на достоверность и надежность;
  • отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
  • объединять элементы в смысловые группы;
  • запоминать и вовремя находить нужную информацию.

Самоорганизация. Без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат детей, но без чего сложно обойтись в жизни.

Личные качества: лидерство, воля, упорство. Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый – без этих качеств трудно добиться успеха.

А развитию каких функций способствуют развивающие игры В.Воскобовича? Педагоги, используя технологию «Сказочные лабиринты игры» помогают развивать у детей познавательные функции, коммуникативные навыки, общаться и развиваться в атмосфере свободного и радостного творчества. Попробуем рассмотреть некоторые задачи, которые решаем мы – педагоги в работе с детьми, с точки зрения реализации образовательных областей на примере технологии Воскобовича.

Развитие навыков и умений у детей в рамках технологии «Сказочные лабиринты игры»

Навыки, необходимые современному дошкольнику

Навыки и умения, которые развиваются в рамках реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться.

Стимулирование развития познавательных функций и формирование, совершенствование различных умственных действий и операций.
В процессе использования игровых пособий происходит:
развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, проявляемой в игровой активности
формирование познавательных действий, осознанности;
развитие воображения и творческой активности

Творческое мышление.

Становление эстетического отношения к окружающему миру, так как в играх используется широкий спектр цветов, они имеют яркое и красивое оформление.
Реализация самостоятельной творческой деятельности
Развитие способности применять знания в нестандартной ситуации

Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Формирование умения сравнивать, обобщать, различать, классифицировать.

Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Формирование пространственного восприятия.
Развитие посредством игр логического и пространственного мышления, воображения, целостности восприятия.
Развитие умения моделировать, используя зрительную основу

Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично

Формирование и развитие начальной коммуникативной компетентности.
Развитие у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, понимание необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.
Развитие у ребенка чувства собственного достоинства
Развитие аргументированной и доказательной речи.

Умение работать с информацией

Формирование умения классифицировать предметы по указанному свойству
Формирование умения осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия

Самоорганизация

Формирование умения планировать свою деятельность, намечать последовательность, отбирать необходимый материал
Развитие самоорганизации, самоконтроля, самооценки

Личные качества: лидерство, воля, упорство

Использование технологии помогает детям приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни в обществе, дает возможность выражать свои переживания, чувства, убеждения и выбрать способы их выражения, исходя из имеющегося опыта.
Развитие чувства собственного достоинства.
Способствует пониманию социальных качеств: неприятие коллектива, одиночества, авторитарное мнение.
Обучение понимать свои желания, вырабатывать собственное мнение

«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка происходит на основе сказочных сюжетов. Любое задание для ребенка становится интересным, необыкновенным, и, конечно, он добьётся цели, чтобы его выполнить. Ведь выполняя задание, ребенок помогает сказочному герою.

Рассмотрим пособие «Фонарики» - популярная головоломка для самых маленьких. Сначала малыши составляют геометрические фигуры из двух частей одного цвета, играя в поле. Ребенку можно дать задание изменять размер фонариков, сравнить их форму и цвет. Такие упражнения способствуют совершенствованию не только логического мышления, но и мелкой моторики. Чтобы задействовать тактильную память, предлагаем ребенку обводить края деталей пальцами, просим на ощупь найти тот или иной элемент. Затем дети конструируют из деталей головоломки фигурки по схеме и собственному замыслу, играя на столе. А если мы предложим помочь Медвежонку Мишику сделать подарок для друга? Дети обязательно захотят помочь! Сначала дети будут создавать предметы, опираясь на схему. А на следующем этапе смогут видеть полноценные образы, создавая их из набора геометрических фигур. Малыши в игре развивают воображение, пространственное мышление, координацию движений, а мы начинаем формировать личностные качества (ответственность за другого, доброта).

Если попросить детей не только самостоятельно придумать образы из «Фонариков», сконструировать их на столе, а еще группой или в паре придумать рассказ. Таким образом, развиваем коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Вот несколько рассказов, которые сочинили дети 4 лет. Детьми были выложены домик, елочка, солнышко, машина и животное (лиса, котик…).

«В лесу был заброшенный дом. Мимо него проезжала машина. А потом пробегала лиса. Лиса увидела дом и стала в нем жить. А елочка стояла далеко». Вова

«Жил-был очень добрый котик. Он пошел гулять в лес и увидел дом. Потом он увидел ежика. Он посадил ежика в автомобиль. И они вместе поехали к котенку домой. Потом они пошли в лес и увидели в лесу солнышко». Полина

«Жил в лесу волк. Увидел он дом, зашел туда, а там никого нет. Потом увидел елочку в окне. Потом мимо елочки проезжал автомобиль. Над ним светило солнышко. Он очень обрадовался. Вышел на улицу посмотреть елочку». Кирилл

Конструирование различных образов дети выполняли уже не в первый раз. Кроме того, они уже придумывали небольшие истории по созданным предметам. Рассказы были больше описательного характера. А вот упражнение на создание «совместной истории» было дано впервые. Дети с удовольствием выкладывали изображения на общей поверхности. Они спорили, меняли расположение предметов на столе. Трудность вызвало составление общего рассказа. Дети не смогли договориться. Поэтому рассказы получились индивидуальные.

Другой интересный опыт – Алгоритмика. Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в столь раннем возрасте.

Игра «Роботы». Детям была предложена схема алгоритма (рис 1.), созданная на основе элементов пособия «Фонарики»: необходимо было определить, где чей домик. Один ребенок загадывает фигуру. Другой ребенок робот – должен выяснить, где домик героя (загаданная фигура). Робот, следуя по схеме, задает вопросы: Эта фигура большая? Она зеленого цвета?

Загадавший, может отвечать только «Да» или «Нет».

Рис.1

В данной игре у детей есть возможность буквально понять, что такое последовательные действия, оценить эффективность своей деятельности. Используя такие игровые задания, мы можем учить детей не только строить свои, но и понимать чужие алгоритмы.

Другая игра «Да-нет». Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике, она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т.д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

Мы с детьми придумали свой вариант игры. Дети знакомились со схемами изображений по игре «Фонарики». Затем водящему надевалась шапочка (обруч), куда прикреплялась одна из схем. Водящий должен, задавая разные вопросы, отгадать что изображено. Остальные дети могут отвечать на вопросы только «Да» или «Нет». Какие качества развивает данная игра? Самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, классификация, анализ.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника.

Что же должен знать и уметь ребенок для достижения успеха в XXI веке? Оказывается, ключевых умений всего несколько. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду! Поэтому начинать формировать их надо уже в детском саду…

Список литературы

  1. Воскобович В.В., Мёдова Н.А,Файзуллаева Е.Д., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» СПб, 2017
  2. Макушкина С.В. «Умные игры в добрых сказках» парциальная программа. Спб, 2017
  3. Статья «Как развить когнитивные способности ребенка» Мария Сорока текст электронный https://www.likar.info/kids-health/article-78999-kak-razvit-kognitivnye-sposobnosti-rebenka/ Дата обращения 11.05.2020