ЕГЭ как инструмент управления образовательным процессом. Формы, методы, педагогические технологии в деятельности педагога при подготовке обучающихся к ЕГЭ

Разделы: Математика

Класс: 11


Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в обществе.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации одними из задач развития являются:

  • Модернизация содержания учебных программ исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности.
  • Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, уверенность в честной и беспристрастной государственной итоговой аттестации.
  • Обеспечение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе и в электронном формате.
  • Популяризация математических знаний и математического образования.

Остановимся на решении этих задач подробно с точки зрения подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ.

ГЭ по математике за последние годы претерпел целый ряд качественных изменений: убрана тестовая часть, введен целый ряд заданий, имеющих прикладной характер. Это и расчетные задачи на оптимизацию, и чтение графических зависимостей. Задачи на работу с таблицами, диаграммами. Текстовые задачи на концентрацию растворов, смеси, сплавы. Геометрические задачи, направленные не только на знание формул площадей и объемов, но и умение применить эти формулы в быту и на практике. Тем самым решается задача модернизации образования исходя из потребностей общества.

Введение двух уровней сдачи ЕГЭ базового и профильного обеспечивает ликвидацию пробелов в базовых знаниях для каждого выпускника средней школы, а успешная сдача профильного уровня ЕГЭ гарантирует честную и беспристрастную конкуренцию при поступлении в ВУЗы.

Таким образом,  ЕГЭ – это мощный инструмент управления образовательным процессом. Поэтому следует пересмотреть формы, методы и педагогические технологии в деятельности учителя математики при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

В  работе учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ основной акцент необходимо сделать на решение текстовых задач.

Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми категориями и понятиями. Например:

Задача 1. Каждый видел у себя в подъезде или квартире электрический счетчик. Число на его панели показывает, сколько электроэнергии израсходовано. Если в комнате горит лампочка, то цифры на панели медленно меняются от 1 до 9. Если, кроме того, включены какие-нибудь электроприборы, то смена происходит намного быстрее. Показания счетчика обычно записывают 1 числа каждого месяца. Если 1 января счетчик показывал 3878, а 1 февраля 3923, то за январь израсходовано 3923-3878=45 кВт/ч электроэнергии. 1 кВт/ч стоит 3,52 руб. Сколько рублей нужно уплатить за это количество электроэнергии?

Текстовые задачи также носят воспитательный характер. Например:

Задача 2. Для экономии электроэнергии при освещении подъездов придумали выключатель, который автоматически включает и выключает свет (срабатывает датчик на движение). Применение этого выключателя уменьшает расход электроэнергии в 50 раз. На освещение подъездов пятиэтажного дома за месяц расходуется 150 кВт/ч электроэнергии.

а) Сколько электроэнергии будет сэкономлено, если в подъезде установить этот выключатель?

б) Используя 1 кВт/ч электроэнергии можно выпечь 100 буханок хлеба. Сколько буханок хлеба можно выпечь на сэкономленной электроэнергии?

Задача 2. Экономисты подсчитали, что струйка воды из неисправного крана – это 140 кг воды ежесуточно.

а) Много ли воды утечет, если пройдет 1 час?

б) за 7 часов?

в) Если в городе 200000 квартир и в каждой протекает один кран, сколько тонн воды вытечет из них за одни сутки?

г) Вода необходима для полива сельскохозяйственных культур. Например, для полива капусты требуется ежемесячно 450 кг воды на 1 квадратный метр. Определите, капустное поле, какой площади можно было бы поливать целый день этой бесполезно вытекшей водой?

Задачи также позволяют применять знания человека, полученные при изучении математики, при решении вопросов повседневной жизни. Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности.

В своей работе я использую авторский «Сборник задач практического содержания», где все задачи распределены по темам с учетом возрастных особенностей обучающихся. Эти и другие задачи включаю в систему уроков математики, начиная с 7 по 9 класс. Для пополнения сборника привлекаю детей. Организую исследовательскую работу по теме «Задачи в моей жизни», что позволяет поддерживать интерес к предмету и систематически готовить обучающихся к сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни в цивилизованном обществе.

На ступени старшей школы (10-11 класс) каждый из учителей математики при изучении тем «Тригонометрические функции», «Производная» и др. сталкивался с таким вопросом учащихся, как: «А как мне тригонометрические функции или производная пригодятся в жизни?». Чтобы ответить на этот и другие подобные вопросы, совместно с учителями физики и химии провожу интегрированные уроки по темам «Задачи, подводящие к понятию производной», «Электромагнитные и звуковые волны», «Электромагнитные колебания» и другие. Получая знания на интегрированных уроках, ученик понимает не только сущность физических явлений и процессов, но и неоценимый вклад математики как науки в описании этих явлений, что решает задачу популяризации математических знаний и раскрывает метапредметные связи.

Единый государственный экзамен превратил математику не просто в констатацию математических формул и законов, но и в понимание того, что без математики не может отдельно существовать ни одна наука, того, что любой человек, получивший школьное математическое образование, должен овладеть тем минимумом математических знаний, чтобы жить в этом мире, пользоваться его богатствами, преобразовывать его.

Ну а те ученики, кто планирует использование математики в своей дальнейшей профессиональной деятельности, в ходе индивидуальной и дифференцируемой работы получают более глубокие знания и успешно сдают профильный уровень ЕГЭ.

Для успешной сдачи ЕГЭ обучающиеся должны быть подготовлены не только практически, но и психологически.  Выполняя типовые задания на уроках,  стараюсь создать ситуацию успеха, создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Уроки провожу в атмосфере непринужденности, чтобы дети чувствовали себя свободно. Чтобы при увеличении математической нагрузки не потерять активность детей на протяжении всего урока, использую разнообразные формы, приемы и методы обучения: уроки взаимообучения, уроки-консультации, уроки-лекции…

Повысить эффективность усвоения учебного материала позволяют слайдовые презентации, подготовленные как учителем, так и самими учащимися, цифровые образовательные ресурсы Интернет.

Для качественной подготовки к экзамену систематически ведется карта индивидуальных достижений учащихся, что не только позволяет отслеживать мониторинг успеваемости, но и приучает обучающихся к самоанализу и самоконтролю.

Для реализации принципа дифференциации обучения использую банк упражнений по заданиям Части 1 КИМ.

Постоянно контролирую вычислительные навыки учащихся фронтально или в форме математических диктантов.

Систематически обучаю контролю времени, что является немаловажным фактором подготовки к ЕГЭ.

Ну а самым главным, по моему мнению, фактором успешной подготовки и сдачи ЕГЭ обучающимися является постоянное и систематическое  самообразование учителя.

Хотелось бы отметить направления самообразования и самосовершенствования:

  • психолого-педагогическое (ориентировано на детей и их родителей);
  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психологическое (искусство общения);
  • методическое (знание и умелое использование педагогических технологий, методов и приемов обучения);
  • правовое (юридическая грамотность);
  • информационно-компьютерные технологии.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования педагога:

  • чтение педагогических периодических изданий;
  • изучение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • решение задач, тестов, упражнений повышенной сложности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций.