Влияние детско-родительских отношений на мотивацию обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие родителей с детьми, мотивация к обучению


На сегодняшний день, в обществе стоит вопрос, связанный с тем, как влияют детско-родительские отношения на учебную мотивацию детей. Мотивация является главной составляющей учебной деятельности. Ее изучением занимались с древнего времени и по настоящий момент. Такие древние философы как: Платон и Аристотель также занимались вопросами изучения мотивации. В их работах были попытки объяснить, что же каким образом заставляет действовать человека. То есть уже в далекие времена были попытки выяснить структуру мотивации, узнать, как она формируется и какие механизмы ее действия. Отечественные психологи и педагоги такие как А.Н. Леонтьев и С.Н.Рубинштейн также занимались вопросами мотивации не только поведения человека, но и мотивацией учебной деятельности [3]. Они отмечали ее важность, так как на основе мотивации формируется познавательная активность ученика и в последствии формируются такие знания, умения и навыки, которые необходимы для того, чтобы личность ученика смогла успешно существовать в обществе, уже будучи взрослым человеком.

Говоря о младшем школьном возрасте, то тут важно отметить, что большое значение в мотивации младшего школьника занимает мотивация благополучия и престижа. Среди этих мотивов, выделяется главный – мотив получать хорошие оценки. Однако, ученики младшей школы 1 и 2 классов воспринимают оценку в школе как оценивание своих стараний и приложенных усилий, но не как оценку за качество проделанной работы. Те, кто уже постарше, в 3 или 4 классе понимают свои обязанности и соответственно не особо хотят учится только лишь из-за того, что боятся наказания. Именно избегания наказания выступает как ведущий мотив в этом возрасте.

Таким образом, можно говорить о том, что мотивация учебной деятельности связана с типом детско-родительских отношений в семье. На сегодняшний день, прочно укоренилось убеждение о том, что тип детско-родительских отношений в семье является почти основным фактором, который формирует характер ребенка и особенности его поведения [1]. Для того, чтобы успешно развиваться и проходить социализацию, ребенку необходима семья. Ведь от того, как дети себя чувствуют в своем доме, в семье, как с ним общаются его родители, зависит и то, каким будет темп его общего и умственного развития.

Семья – это первичная ячейка где ребенок получает свое воспитание. В жизни ребенка особое место отдано близким взрослым людям, в силу того, что он биологически и психологически зависит от них. Однако семейное воспитание не всегда бывает качественным, потому что некоторые родители не умеют растить и воспитывать своих детей, а кто-то этого не хочет делать. Именно поэтому отношения между детьми и родителями являются такими важными для мотивации учебной деятельности школьника. Очень часто педагоги сталкиваются с тем, что у некоторых детей снижается эта мотивация, разбираясь в причинах такой ситуации они находят только лишь одно объяснение – это напряженная семейная ситуация или семейные отношения. Одни родители не учитывают интересы ребенка, а пытаются реализоваться в нем все то, чего не достигли сами. Тем самым нарушая и искажая учебную мотивацию, а другие во всех интересах потакают им, что тоже негативно сказывается на мотивации учебной деятельности в этом возрасте. Другие родители наказывают своих детей, за негативные отметки, что также плохо влияет на мотивацию. Потому что родителям необходимо найти золотую середину и учитывать интересы ребенка, но и делать так, что он прислушивался к ним, ведь от интересов и зависит мотивация ребенка к самому учебному процессу. Семья должна поддерживать стремления и начинания ребенка, направлять их в правильной траектории и наоборот создавать условия, при которых ребенок сможет заниматься той деятельностью, которая близка его интересам.

Проанализировав специализированную литературу, посвященную данному вопросу, нами было отмечено, что у детей в младшей школе учебная мотивация определяется социальными мотивами, например, мотив получения хорошей отметки. Однако эти мотивы не поддерживаются на протяжении долгого времени в учебной деятельности и понемногу теряют свое значение. Также мы отметили, что на формирование учебной мотивации оказывает огромное влияния детско-родительские отношения, в основе которых является отношение родителей к ребенку.

Список литературы

  1. Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н.Посысоева – М.: ВЛАДОС, 2004. – 328 с.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А.Куликова – М.: Академия, 2000. – 227 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание Личность / А.Н.Леонтьев – М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
  4. Лебедев Т.А. Семейное воспитание. Хрестоматия / Т.А.Лебедев. – М.: Академия,2001. – 407 с.