Потребность современного общества в человеке как успешной личности, востребованном профессионале, способном самостоятельно принимать квалифицированные решения и нести за них ответственность требует от современного образования создания особых условий для осуществления профессионального самоопределения старшеклассников. На первый план выводится особый вид деятельности - психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие устойчивости самосознания подростка, его личностное развитие, способствующее самоопределению в жизни. Личностно-ориентированный подход напрямую связан с осуществлением поддержки ученика.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как помощь старшекласснику в его личностном росте (Н.Чистякова); как помощь в социальном воспитании, в процессе социализации, приобщение старшеклассника к социально- культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе осуществления выбора, самореализации и саморазвития (А.В.Мудрик); как создание оптимальных условий для возможностей саморазвития (О.М.Краснорядцева). Д.А.Леонтьев выделяет основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода диагностику, формирование и поддержку готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и школьными психологами, и педагогами [3].
Отсутствие намерений трудоустраиваться по получаемой профессии, неудачный ее выбор – это моральные и материальные потери как для самих учащихся и их родителей, так и для государства в целом, поскольку оно нуждается в мотивированных профессионалах разных отраслей. Соответственно, психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на выработку у подрастающего человека способов реализации выбора будущей профессии.
Для правильного выбора нужна мотивация. Мотив же формируется только тогда, когда есть потребность. Задача всех нас состоит в формировании потребности у учащегося в самоопределении и заполнение дыр в его картине мира.
Что для этого мы можем сделать?
Для самоопределения в профессиональной сфере на начальном этапе старшекласснику важно осознать какая профессия ему больше подходит. Для этого ему необходимо:
- проанализировать свои психологические характеристики, склонности и способности. Здесь подразумевается работа с психологом и педагогами – многим может не хватать элементарно здоровья для выбранной профессии, педагоги могут помочь оценить способности учащегося;
- проверить с помощью взрослых соответствие выраженных склонностей и способностей определённому типу профессий. Со стороны родителей – знакомство учащихся с представителями профессий, знакомыми, работающими в этой сфере, со стороны педагогов – экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий;
- иметь знания о профессии. На этом уровне могут подключаться все стороны образовательного процесса – какие компетенции нужны для профессии, полный перечень сведений о ней – график, заработная плата по городу/области, отрасли, в которых существует спрос на работников данной профессии; знания и умения по школьным предметам, необходимым как основа для данной профессии; в чем заключается смысл труда данной профессии, основные ситуации, с которыми сталкивается специалист на работе; локализация рабочего места; объекты труда специалиста и способы работы с ними и т.д.;
- учитывать объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии [2].
Важным мотивирующим моментом является создание образа своего будущего и пошагового плана его реализации. Чем более подробный он и наглядный, тем больше ресурсов может взять в нем подросток. На этом этапе помощь могут оказать все, но важная роль отводится именно родителям. Мы должны донести прежде всего до них, что профессия – это инструмент, при помощи которого можно менять мир в определенную сторону. В современном обществе ситуация такова, что говорят не о профессиях, а о индивидуальных конфигурациях компетенций и квалификаций – можно получить базовый общепрофессиональный набор, а затем добирать компетенции узкоспециальные, ориентируясь на ситуацию. Работает принцип «лего» – из компетенций-«кирпичиков» собирается конфигурация, наиболее подходящая для решения текущих задач [1].
Вывод: при принятии решения, куда пойти учиться, нужно ориентироваться не на название профессии, не на престижность заведения, а на перечень компетенций, которые получит выпускник. Выбирать специализацию и сравнивать между собой ученые заведения стоит именно на основании того, чему научат – это мы должны донести до родителей, в первую очередь, и самих учащихся.
Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.
Исследование мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют, во-первых, уровень заработной платы; во-вторых, советы окружающих значимых людей (родители или друзья). Еще часть учащихся руководствуются в выборе малозначительными факторами – например, близость к дому. Только одна треть подростков выбирают профессию, ориентируясь именно на содержание деятельности, на те компетенции, которые они хотят получить по итогам обучения.
Хотя многие исследования и статьи по этой теме наглядно показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является именно ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Литература
- Беседина И.И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях. Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 52 с.
- Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П.Дурасановой. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. — 68с.
- Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // КНЖ. 2014. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-formirovanii-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-1 (дата обращения: 30.01.2021).