Применение информационных технологий в работе по ознакомлению с культурой марийского народа детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В настоящее время существует необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал всю значимость своего народа, знал историю своей страны, мира, семьи, полюбил свою родину и осознанно пришел к пониманию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Ведь, народ жив, пока живы его культура и язык.

До сознания детей нужно донести, что они являются носителями марийской культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам марийской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь марийского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нужно помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А значит, любое занятие, встреча с игрушкой, декоративно-прикладное творчество, беседа − подчинены единственной цели: − формировать интерес к марийской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, используя все виды фольклора: сказки, песни, танцы, игры, пословицы, загадки, поговорки, хороводы. Для того чтобы эти цели были достигнуты, надо решить следующие задачи:

  • познакомить детей с разнообразием жанров марийского народного творчества, народными праздниками;
  • прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта марийского
  • народа через использование всех видов фольклора;
  • воспитывать интерес и любовь к Родине, народному творчеству, народному календарю, народным играм. 

Наиболее эффективными средствами выполнения выше перечисленных задач это:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение
  • использование информационных технологий.

Невозможно провести занятие с детьми без привлечения средств наглядности, в связи с этим часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных технологий улучшают педагогическую работу. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере знакомства с культурой марийского народа, да и любых других тем для развития детей.

При ознакомлении детей старшего школьного возраста с культурой марийского народа, мной используются следующие интерактивные методы:

  • Презентации по темам моей кружковой деятельности.;
  • Электронные энциклопедии;
  • Аудио техника для прослушивания марийских народных инструментов;
  • Мультимедийные викторины;
  • Просмотр видеофильмов, и создание видеопоздравлений по темам кружка.

С помощью ИКТ технологии большое внимание уделяется знакомству марийскому народному костюму, быту, фольклору, традициям. Дети узнают, что марийки не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также нужно знакомим  детей с марийскими народными праздниками, такими как Шорыкйол, Уарня, Пеледышпайрем, как праздновали их наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. В старшем дошкольном возрасте знакомим с марийским орнаментом, со значением каждого орнамента и прикладным искусством. У детей расширяются знания о марийской народной культуре, традициям и праздникам.

Вместе с детьми участвуем в мероприятиях, посвященных марийской культуре. Шьем национальные костюмы куклам, ставим сценки, рисуем иллюстрации к марийским народным сказкам, поем марийские частушки, танцуем марийские танцы «Топотушки», разучиваем наизусть марийские стихотворения. Дети с большой радостью приобщаются к марийской культуре.

Во время проведения календарно-обрядовых праздников, которые любят дети и с удовольствием в них участвуют, мы делаем фото видео съемку. Такие фото и видео материалы дети любят пересматривать в свое свободное время, а родители получают информации о том, как проводится работа в детском саду.

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой марийского народа становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений о родной культуре; формирует эмоционально-ценностное отношение.