Как организовать уроки так, чтобы они были более интересны обучающимся?
Как повысить успеваемость по географии?
Как подготовиться к ОГЭ?
В этом поможет изучение географической номенклатуры.
География – важный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующийся у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей.
В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.
Выдающийся советский географ Н.Н.Баранский говорил: «Карта – язык географии. Без карты нет географии» [1]
Формирование картографических навыков современного школьника.
В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как: объект изучения, средство наглядности, источник знаний, результат исследования.
Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:
- формирование картографических знаний
- овладение практическими приемами работы с картой
- осмысление содержания карты
- пространственное представление
Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».
В 5-6 классах – первое знакомство с картой, дети учатся работать с ней, читать её, то с 7 класса карта становится на уроке главной, учебник служит лишь дополнительным источником информации.
5-6 класс – базовая карта – карта полушарий; изучение общих географических закономерностей и, параллельно, формирование навыков работы с тематическими картами; например, по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, по теме «Гидросфера» - карта Мирового океана.
7 класс – базовая карта – карта материков и океанов. В дальнейшем идёт сопоставление карт. Например, по теме «Литосфера» идёт знакомство с тектонической картой, которая сопоставляется с физической и выявляются общие закономерности развития твёрдой оболочки Земли; Учащимся даются различные творческие задания, которые дают возможность как можно больше узнать о методах работы с картой.
8 класс – базовая карта – физическая карта России – осуществляется работа с различными тематическими картами. Большая часть практических работ требует анализа карты и учащимся это удается т.к. они уже хорошо усвоили приемы и методы работы с ней. Появляются комплексные карты, которые требуют более четкого анализа. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает школьникам разобраться во взаимосвязях между компонентами природы. Широко используется на уроках метод наложения карт.
9 класс – базовая карта – экономическая карта России. При комплексном изучении экономических районов затрагиваются физико-географические стороны: задача школьников усложняется методом наложения: выявляются природные особенности и в тоже время хозяйственное оснащение объекта. Такой принцип практической деятельности дает возможность вспомнить пройденный материал
Приемы работы с географической картой
Я в своей деятельности использую разнообразные формы и приемы работы с картографической информацией.
Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые я ставлю перед началом работы.
Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты.
- Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- Ознакомься с масштабом карты.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
Задания, с использованием карты:
В 6 классе отрабатываю умения по физическим картам определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания.
В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать географической связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами.
В курсе 8-9 классов ученики уже предполагается самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбирают нужную карту для ответа, на уровне навыка, пользуются легендой к карте, сопоставляют карты, объясняют географические связи между компонентами природы, составляют характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценивают природные условия и природные ресурсы территорий.
Опыт работы позволяет утверждать, что обучающиеся испытывают определенные трудности при работе с картой. Для решения этой проблемы в своей практике я использую различные приемы при работе с картой.
Приёмы и методы работы с географической картой
«Географический диктант»
Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда я зачитываю список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.
«Географическая номенклатура»
Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от времени упражняться в определении местонахождения географических объектов.
Полезна тренировочная работа с контурными картами.
Игры «Четвертый лишний»
Из четырех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний.
«Знатоки карты»
На контурной карте вразброс цифры. Каждой цифре соответствует определенный объект.
Каждый участник за определенное время должен назвать как можно больше объектов.
Игра «Географическая мозаика».
Задание на сопоставление политической и физической карт. Я называю объекты (вулканы, озера, горы, реки) и прошу определить страны, на территории которых эти объекты находятся, или называю страны и прошу найти, в пределах каких гор и равнин находятся эти страны. Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов.
«Географическая разминка»
Учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте. Этот метод можно использовать на этапе закрепления новых знаний и умений.
Учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют.
Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.
Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Экзамен по географии требует глубоких географических знаний. Знание географической номенклатуры - залог его успешной сдачи.
Для этого необходимо знать не только расположение тех или иных географических объектов, но и их правильное правописание. Грамматические ошибки приводят к снижению результата на экзамене.
В 9 классе нужно хорошо знать карту территориально-административного деления России.
Для этого использую контурную карту АТД России по категориям субъектов.
На данной карте (см. приложения) отмечены центры всех субъектов РФ, а их в настоящее время 85.
Зная хорошо карту дети легко будут представлять и отвечать на вопросы по экономической географии, например: выбрать 3 города, расположенные в европейской или азиатской части, расположить города в направлении с севера на юг и т.д.
При хорошем знании карты у обучающихся будет более качественная подготовка к экзамену.
Список информационных источников
1. https://geolya.ru|citaty
2. http://uchitelya.com/georgrafiya/142956-zadaniya-9-dlya-podgotovki-k-oge-po-geografii- s-otvetami.html - задания для подготовки к ОГЭ по географии.
3. А.П.Кузнецов. Экономическая и социальная география мира. М., 2000 – 456 с.
4. В.Г.Чернова. Н.А.Якубовская. География в таблицах и схемах. С-П, 2018 - 142 с.