Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме «Сказуемое. Виды сказуемых»

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: сказуемое


Раздел: Русский язык.

Класс: 8.

Цели урока:

  • Обобщить сведения о сказуемом, знакомые учащимся по курсу V-VII классов;
  • Ознакомление с разными типами сказуемых;
  • Расширить понятие о сказуемом.
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
  • Учить различать простое и составное глагольное сказуемое.
  • Повторить порядок морфологического разбора глагола.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя, психологическая подготовка к уроку.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня у нас урок необычный, а открытый… у нас гости. Так давайте же достойно встретим их. Я очень рада видеть вас на нашем уроке. В этом году у нас невероятной красоты осень. Последние деньки уходящей осени - чудесный праздник для души. Осень чарует нас своей красотой, тихое и в то же время торжественное увядание природы просто завораживает. Многие писатели и поэты обращаются к этой поре года. И мне захотелось, чтобы осень-красавица пришла и к нам на урок русского языка. А начнем мы его с замечательного стихотворения Б.Пастернака «Золотая осень» (чтение стихотворения)

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить еще один главный член предложения - сказуемое; вы должны будете узнать о разных типах сказуемых и учиться отличать их. Но сначала проведем небольшую работу с презентацией.

Задания выполняем в рабочих листах.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

  • чЕрпать
  • принУдить
  • зАвидно
  • цепОчка

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

  • БаловАть
  • жалюзИ
  • позвОнишь
  • мусоропровОд

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

  • тОрты
  • чЕрпать
  • предвосхИтить
  • осведомИться

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Отец поудобнее уселся за рулём и прибавил скорости.

5. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

6. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Ответы для самопроверки:
1-3
2-3
3-4
4-уселся поудобнее
5-вижу его
6-своими товарищами

Изучение нового материала

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы: что говорится о предмете речи? Что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?

Существует три виды сказуемого:

- Простое глагольное (ПГС)

- Составное глагольное (СГС)

- Составное именное (СИС)

Простое глагольное сказуемое - выражается одной глагольной формой, глоголом в форме одного из наклонений : изъявительного во всех временах, сослагательного и повелительного.

1. Глаголом в форме не только простого, но и сложного будущего времени:

2. Синтаксически цельным словосочетанием

3. Фразеологизмом, который можно заменить одним глаголом в личной форме.

4. Двумя глаголами в одной и той же форме

5. Иногда перед глаголами могут употребляться частицы: так, взял, будто, словно.

Составное глагольное сказуемое - выражается вспомогательным глаголом или кратким прилагательным готов, способен, должен, намерен, рад или слова состояния надо, нужно, необходимо, можно, нельзя + инфинитив.

Во вспомогательном глаголе передаётся форма (время, число, лицо), т.е. грамматическое значение, т.е. слово может меняться. В инфинитиве заключено лексическое значение. Вспомогательный глагол меняется, а инфинитив не изменяется.

Составное именное сказуемое - выражается глаголом-связкой + именной частью: имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, краткое причастие, наречие, цельные словосочетания и фразеологизмы.

В глаголе - связке заключается грамматическое значение: была, будет. В именной части заключается лексическое значение. Меняется только грамматическое значение, а лексическое значение не изменяется.

Составное именное сказуемое=вспомогательный глагол+глагол-связка+именная часть.

Давайте закрепим новый материал, выполнив задание:

  1. Пруд как блестящая сталь.
  2. Мы можем выступить на улице.
  3. Я буду руки твои целовать.
  4. Я буду краток.

Ключи:

  1. Пруд как блестящая сталь. (Составное именное сказуемое)
  2. Мы можем выступить на улице. (Составное глагольное сказуемое)
  3. Я буду руки твои целовать. (Простое глагольное сказуемое)
  4. Я буду краток. (Составное именное сказуемое)

Для закрепления наших знаний, перейдем к комплексному анализу текста.

Осень - причудливая волшебница. Она расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца. Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Никому не остановить осеннего пожара. Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться.»

Задания к тексту:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Чем является это слово с точки зрения средств художественной выразительности?
  3. Определить стиль текста.
  4. Определить тип речи.
  5. Подчеркнуть сказуемые и указать типы сказуемых.

Рефлексия

  • Я хорошо запомнил …
  • Мне нужно повторить …
  • У меня хорошо получается
  • Мне нужно научиться …

Домашнее задание

  • Параграф 18, стр. 57-58, упражнение 97, стр. 59 (подчеркнуть сказуемые и указать тип.)