Историческая память народа соткана из множества полотен, отображающих события и персонажей, без которых нашего государство не смогло бы называться подлинно великим. Много среди этих полотен великих дел и достойных людей, однако, не все из них причислены к лику святых Православной Церкви.
В чем причина такого положения вещей?
Ответ на этот вопрос можно дать определением понятия святой. Святой – это значит отделенный. Святой апостол Павел называет христиан древней церкви святыми, то есть отделенными от мира и посвященными Господу. Со временем смысловая нагрузка этого слова изменилась, и теперь мы называем святыми не всех христиан, но лучших из нас, тех, которые своей жизнью максимально раскрыли образ Божий в себе, показав тем самым неизменное Божество в изменчивом мире.
Святые жили и будут жить в разные эпохи, однако странно было бы предполагать, что святость человека видна снаружи. Во многом святость человека определяется Церковью уже после его смерти, когда Господь раскрывает истинный смысл и цель жизни конкретного христианина, который мог быть кем угодно: князем, или простолюдином, богатым или бедным, здоровым или больным.
По этой причине образ благоверного князя Александра для нас может быть примером искренней преданности Господу не смотря на положение в обществе и трудности, встречающиеся на жизненном пути. Все мы с вами знаем о том, в сколь трудное время пришел благоверный Александр к власти.
Русь находилась с Востока под Ордой, с Запада хотели ее склонить к католичеству, внутри происходили бунты и междоусобицы. Каждый человек того времени чувствовал неспокойствие и неуверенность в будущем. Государству тогда требовался лидер, который бы своим примером указал путь для развития нашего государства, повел бы за собой не только в бой, но и дал бы образ искренней веры и всепобеждающей надежды на Господа, никогда не оставляющего без помощи уповающих на Него.
Читая житие Александра Невского, складывается впечатление, что окружающие его трудности не только не смущали, но и укрепляли великого князя. Стоя между молотом и наковальней, благоверному Александру удалось снискать расположение Орды, и дать решительный отпор не только военный, но и духовный, Западному христианству.
Все, без исключения, слышали о знаменитой фразе Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Этот военный призыв вселил в воинов Александра уверенность в Силе Господа, дал им возможность не упасть духом и одолеть сильного противника на реке Неве. Житие святого указывает на то, что этот знаменитый призыв он сказал воинам после выхода из храма, где молил Господа укрепить силы солдат и даровать победу над врагом.
Но не только военными победами был славен благоверный князь. История сохранила его решительный ответ на предложение папы римского Иннокентия IV о заключении унии между князем и римским престолом. Ответ был решительный: «От вас учения не принимаем». Это было достаточно тяжелое решение, так как два русских князя: младший брат Александра Андрей Ярославич и князь галицкий Даниил Романович были готовы на это соглашение, что означало фактическое предательство православия.
Однако, мало было побед над внешними неурядицами, во время правления Александра Невского внутри Русского государства вспыхивали восстания. Люди, недовольные непомерной данью для Орды, выгоняли послов хана, отправленных для сбора. Эта ситуация вызвала негодование хана, он обратился с угрозами к благоверному князю и тому удалось усмирить людей. Но бунты утихли только на время, через некоторое время вновь вспыхнули восстания, и разгневанный хан вызвал Александра в Орду.
Взяв благословения митрополита, князь Александр уехал в Орду, там он сетовал перед ханом за людей и уговаривал того не разорять земли, которые отказались выплачивать дань. Хан Берке согласия не сразу, но, продержав Александра в Орде год, всё-таки смилостивился и дал возможность князю уехать домой. К сожалению, в пути благоверный князь заболел и, приняв монашеский постриг, умер.
Так кто же для нас благоверный князь Александр Невский? Великий полководец, государственный деятель, защитник веры, устроитель храмов?
Ответ: все это.
Однако, все вышесказанное является временным и рано или поздно растворяется в истории, важно то, что по-настоящему останется в веках, то, что хранит народная память. Говоря о сокрытой внутренней жизни человека, мы не всегда имеем ввиду его внутренний мир, в некоторых случаях подобное определение можно дать его семейной жизни.
Православная Церковь учит нас тому, что семья человека — это его малая церковь. Это определение связано с известной цитатой апостола Павла из послания в Ефесянам, где апостол язычников наставляет семьи: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.» (Ефес 5. 25, 22). В этом смысле каждый из членов семьи является равным участником этой церкви, созидая и укрепляя ее. Плоды подобных семей можно привезти много: Петр и Феврония, царь Николай и царица Александра, праведный Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна и многие другие.
В этот длинный ряд, одним из самых первых можно поставить союз князя Александра Невского и Александры Брячиславовны. Этот брак служил для современников примером любви и взаимоуважения супругов. Пока великий князь занимался государственными делами, Александре удалось воспитать детей в вере и благочестии, дать им возможность послужить всем своим существом Господу и государству Российскому.
Плоды этих трудов мы увидим уже в сыне Александра Невского, благоверном князе Данииле Московском, который во многих своих делах превзошел величие своего отца, фактически сконцентрировав государство Русское вокруг Москвы.
Чему же нас учит личность благоверного Александра Невского?
Во-первых, стойкости и решительности в принятии жизненно важных решений.
Во-вторых, несгибаемой вере в Господа Иисуса, который дает возможность человеку противостоять многочисленным силам тьмы.
В-третьих, преданности своему отечеству и своей семье, желанию всего себя без остатка пожертвовать во благо других людей.
Эти все качества, безусловно, отличают каждого человека вне зависимости от его вероисповедания и убеждений. По этой причине святой благоверный князь Александр Невский может стать примером многим поколениям юношей и девушек, желающих посвятить свою жизнь служению Господу и Отечеству.