Профориентационная работа на уроках профильного труда в коррекционных школах

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Классы: 9, 10, 11


В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возрастает  и уровень к  требованиям  профессиональной подготовки кадров,  актуализируя проблемы профессиональной ориентации молодёжи, особенно с отклонениями в развитии.

С целью усиления профориентационной работы Правительством Российской Федерации утверждён план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих кадров. Согласно плану проводится Всероссийская олимпиада профессионального мастерства «Лучший по профессии» и международный конкурс «Ворлдскиллс». Вовлечение молодёжи в данные мероприятия является главным стимулом при выборе рабочих профессий подрастающего поколения. На фоне этих мероприятий необходимо уделять внимание и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Для более успешной реабилитации профессия человека с ограниченными возможностями должна соответствовать не только их физическим возможностям, но и их психологическим особенностям.

Трудовое обучение представляет основу для качественного решения задач профориентации. Участие школьников в конкретной деятельности на уроках профильного труда, в процессе которой они приобщаются к широкому кругу рабочих профессий, это рассказы учителя о профессиях, внеклассная работа в технических кружках, организация в школе стендов, демонстрирующих достижения учащихся на школьных, городских, краевых выставках, активно воздействуют на формирование профессиональных интересов школьников.

На каждом этапе трудового обучения – в начальных, средних и старших классах – возможности профориентации обусловлены возрастными особенностями учащихся, содержанием обучения, применяемыми организационными формами и методами работы.

Трудовое обучение в начальных классах имеет для последующей профориентации подготовительное значение. Младшие школьники постепенно вводятся в мир труда и профессий, доступными для начальной школы средствами.

В процессе бесед, во время экскурсий, на просмотрах диафильмов, кинофильмов учащиеся получают элементарные представления об изготовлении знакомых им предметов и изделий, о труде взрослых и названиях их профессий, об условиях труда и т.п. Практическая проба сил заключается в ручной обработке бумаги, картона, пластилина, ткани, что позволяет сформировать или развить полученные в дошкольном возрасте трудовые умения.

Учителю профильного труда важно обеспечить преемственность в трудовой подготовке учащихся 1–4 и 5 классов, с учителями начальных классов он должен согласовать план работы, дать им целесообразный обоснованный совет и тем самым подготовить базу для дальнейшего обучения профильному труду.

С 5 класса начинается систематическая работа по профориентации на уроках труда.

Уроки с практическими заданиями, производственные экскурсии позволяют осуществить профориентационную и политехническую подготовку школьников. Наряду с формированием интереса к профессиональной деятельности, к конкретной профессии эта подготовка предусматривает формирование технического мышления, творческих способностей.

Учитель профильного труда использует в своей работе разнообразные методы: словесные, наглядные, практические, но преобладающими являются практические методы, которые позволяют организовать трудовую деятельность учащихся. Учитель применяет разнообразные приемы, например, решение задач с неполными данными, задания и упражнения, связанные с планированием и научной организацией труда, коллективные формы учебного и производительного труда и т.д.

Для того чтобы добиться положительных результатов в своей работе, учитель профильного труда должен стремиться вызвать у школьников творческую активность, осмысленное выполнение трудовых заданий. Отсутствие творческого начала на уроках труда отрицательно сказывается на отношении учащихся к урокам, снижает эффективность профессиональной ориентации. Учащегося с творческим подходом к своему труду характеризует готовность понять поставленную техническую задачу, найти оптимальный способ ее решения, подобрать материал и спланировать свою работу, внести элементы новизны в технологию изготовления изделий, стремление расширить политехнический кругозор, настойчиво овладевать трудовыми умениями и навыками, способность практически оценивать результаты своей работы.

Эффективное средство активизации учащихся – проблемный подход в обучении. Известный русский психолог С.П. Рубинштейн отмечал, что если перед человеком нет проблемы, которую он должен решить, то нет и решения в строгом смысле этого слова. Но чтобы создать ее на уроке, необходимо найти и сформулировать проблему, выдвинуть ее перед учащимися, мобилизовать их усилия на ее решение.

Проблема – это вопрос или задача. Вопросы побуждают учащихся к творческой активности и в конечном итоге усиливают интерес к урокам профильного труда.

«В каждой проблеме, - отмечает В.А.Оконь, - должно быть что-то неизвестным. Если бы всё было известным, то нечего было бы искать. Одновременно в проблеме должно быть что-то известно и дано. Если бы не было ничего дано, мы не могли бы опознать требуемой вещи. Наконец, в каждой проблеме должно быть условие, которое определяет связь между данными и неизвестными элементами».

Таким образом, творческая активность учащихся на уроке профильного труда и успех профессиональной ориентации в трудовом обучении во многом зависят от методов обучения, от умения учителя труда увязать политехнические и профессиональные знания, сведения о профессиях и производстве с изучаемым материалом.

На вводном занятии в 5 классе целесообразно рассказать о значении труда в жизни людей, о роли рабочих в современном общественном производстве, о потребности народного хозяйства в кадрах, влиянии научно-технического прогресса на численность, профессиональный состав рабочих промышленности, содержание и условия их труда. Важно знакомить учащихся с видами труда (промышленный, сельскохозяйственный и обслуживающий труд, физический и умственный, ручной и механизированный), с требованиями, предъявляемыми современным производством к квалификации рабочего и его подготовке. Учитель должен обратить внимание учащихся на значение уроков профильного труда в их профессиональном самоопределении.

Для ознакомления школьников с профессиями уместно использовать специальную литературу, статьи, очерки, рассказы.

На уроках профильного труда в 5–9 классах основные темы повторяются. Такое периодическое повторение учебного материала дает возможность школьникам перейти от знакомства с явлениями к пониманию их сущности. Разрозненные, случайные представления об отдельных видах труда  и различных специальностях обобщаются в систему знаний о труде.

Таким образом, профориентационная работа строится по принципу концентризма, т.е. повторение, расширение и углубление сообщаемого учащимся материала о профессиях и людях труда, технике и технологии в современном обществе.

С подавляющим большинством профессий ученик знакомится подробно в течение всего курса обучения. Важно, чтобы учитель не просто повторял, а усложнял материал, чтобы в каждом учебном году ученики получали новые знания.

Урок профильного труда – важнейшая форма политехнического обучения и трудового воспитания. Этот урок отличается от уроков других дисциплин, прежде всего своей практической направленностью и должен быть подчинен общешкольным учебно-воспитательным целям. К уроку профильного труда, кроме традиционных, предъявляются такие специфические требования, как высокая результативность, развитие технического мышления и конструкторских способностей учащихся, формирование навыков коллективного труда, практическая и психологическая подготовка к трудовой жизни, к выбору профессии; привитие навыков культуры труда; развитие графической грамотности; обогащение учащихся технической терминологией и др.

На уроке профильного труда более очевидно выступает степень подготовки учащихся по таким общеобразовательным предметам, как биология, математика, черчение, т.е. более конкретно проявляются межпредметные связи.

Уроки профильного труда отличаются от уроков по другим предметам тем, что именно на них ученик яснее видит результаты своего труда. Поэтому, если изготовленные учащимися изделия без применения хранятся в ящиках мастерских или, что еще хуже, выбрасываются, то такие уроки наносят большой ущерб воспитанию школьников.

Только правильно организованное и целенаправленное трудовое обучение на основе соединения обучения с производительным трудом дает необходимый образовательный и воспитательный эффект.

На уроке учитель зарождает интерес к профессии, проверяет стойкость интереса на экскурсии, так как именно экскурсия оставляет глубокий след в сознании учащихся, укрепляет чувство уважения к труду рабочего.

Для полного и эффективного использования экскурсии в целенаправленной воспитательной работе необходимо, помимо комплексных, проводить и профориентационные экскурсии на рабочее место.

Воспитательные возможности трудового обучения и его роль в подготовке школьников к сознательному выбору профессии значительно повышаются, если содержание трудового обучения направлено на глубокое знакомство с профессиями. Для этого существенное внимание следует обращать на сам продукт труда учащихся, его назначение, устройство, способы его изготовления. Не отработка механического навыка, а формирование разнообразных технологических умений в процессе изготовления общественно полезной вещи является основой трудового обучения учащихся 5–9 классов, что в свою очередь способствует практической подготовке учащихся к труду на современном производстве.

Важно не допустить ремесленнического знакомства с профессией, а заложить политехнические основы знаний, которые логически вводят учащихся в мир их будущих профессий.