Развитие рисования у детей: что нужно знать родителям

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, а развитие творческих способностей возможно при активизации этих процессов. Поэтому качество творческой личности у детей нужно развивать уже в дошкольном возрасте.

Одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование, т.к. оно способствует развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Все дети в своем развитии повторяют тот же путь, что прошло все человечество. И точно такая же картина с детскими рисунками. Сначала малыш просто начинает понимать, что некоторые его движения оставляют следы. Любые следы: на бумаге, на обоях, на снегу – и лишь потом осмысленные узнаваемые картинки. Важно знать, что стадии рисунка напрямую связаны с развитием интеллекта и речи. Пока нет фразовой речи, то, как правило нет и предметного рисунка. А это значит, лет до двух, иногда до трех, ребенок сам вряд ли нарисует нечто осмысленное. В научной литературе эта стадия детского рисунка так и называется – стадия марания и каракули.

На этой стадии можно наблюдать несколько ступенек:

Первая ступенька – сначала ребенок просто проводит хаотичные линии, причем не всегда попадает карандашом по тому листу бумаги, который ему предложили. И еще одно правило: чем меньше ребенок, тем больше листы, можно использовать и старые ненужные обои

Вторая ступенька – малыш начинает попадать на лист. При этом можно давать широкую кисть и закрашивать вырезанные из бумаги картинки.

Третья ступенька – ритмичные каракули, круги и спирали. На этой стадии иногда дети начинают подробно рассказывать, что они нарисовали. Не надо спорить с ними, если они видят в беспорядочных “каляках” поезд с вагончиками или киску.

И вот наступает торжественный момент – ребенок начинает рисовать нечто узнаваемое.

Четвертая ступенька, её ещё называют стадией “головоногов”. На этой стадии ребенок рисует не то, как он видит мир, а то, как он этот мир воспринимает. Он рисует самое важное – человечков, машины, домики, солнышко, цветы, птичек и многое другое…. В первую очередь дети рисуют самих себя, маму, папу…

Ребенок рисует кружок – голову, две палочки – ножки, и заявляет, что это - бабушка. Так выглядит классический “головоног”. Одни дети рисуют таких человечков в два года, другие – в три, четыре, но суть одна: голова и ножки и это самое главное! Такие рисунки вы увидите у самых разных детей, вне зависимости от того, учили ли их рисовать. Потом к подобным изображениям добавляются глазки, ручки, еще позже ботинки, шапка, варежки. Не торопитесь учить ребенка рисовать туловище или животик – когда придет пора, он сам заметит, что не все нарисовал.

Не надо критиковать рисунки детей и избегайте фраз «Ты неправильно нарисовал». Он нарисовал, так, как умеет, и так, как он понимает. Не беда, что дерево похоже на расческу, суть он уловил – есть вертикальный ствол, а от ствола в сторону растут ветки. Можно рассмотреть на прогулке кусты и деревья – может быть он заметит, что не все ветки прямые, и что от одной ветки растут веточки более тонкие.

Когда появляются “головоноги”, то вслед за ними, дети начинают рисовать машинки, солнышко, тучи, дождик, потом – домики, деревья, цветы, самолеты.

Маленькие дети любят тиражировать свои картинки. Уж если малыш научился рисовать солнышко, то теперь он, вероятно, будет рисовать его на каждом своем рисунке. Он нарисует вам сотню человечков, потом целую кучу цветов, котят, зайчиков…

Самые удачные рисунки надо вешать на стенку и всем показывать, дарить бабушкам и друзьям, чтобы ребенок видел, что вам нравится, когда он рисует, что каждый рисунок получается лучше предыдущего.

Основная задача при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте его советами, цените его старания. Давайте ребенку рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он в полной мере может развить свой творческий потенциал

Даже если ребенок не хочет быть художником или связать свою жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретает важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни.

  1. Рисование развивает мелкую моторику. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток.
  2. В процессе рисования формируется красивый почерк, изображая конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, юный художник учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства.
  3. Рисование учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику.
  4. Во время занятий рисованием дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять свои ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату.

При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует.

Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желание и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека и так далее.

«Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее всех ценить! Сам процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту», - Вреж Киракосян (современный армянский художник и писатель).

Список литературы

  1. Т.Н. Доронова «Природа и искусство, изобразительная деятельность» программа «Радуга» М.
  2. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества». М.; 1995.
  3. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. 1986.