Опыт коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ с использованием сенсорных панелей и стола для работы с песком

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, коррекционно-развивающая работа, работа с песком


Актуальность темы

Категория детей с ОВЗ достаточно разнообразна. Это дети с задержкой речевого и психического развития, дети с умственной отсталостью, детским церебральным параличом, расстройством аутистического спектра.

У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психических предпосылок к освоению основной общеобразовательной программы.
Основной особенностью психологического развития детей данной категории является низкий уровень развития восприятия. А восприятие – это основополагающий процесс для развития познавательной активности, полноценного интеллектуального развития ребенка.

Одним из инструментов, используемых педагогом-психологом в работе с детьми с особыми образовательными потребностями по развитию восприятия: звукового, слухового и тактильного, является работа с сенсорными панелями и столом для работы с песком.

Вид работы: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Категория детей:

  • задержка речевого развития;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость;
  • синдром Дауна;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение зрения.

Возраст детей: 3–7 лет.

Цель работы: корректировать и развивать психические и речевые функции детей, помогать процессу индивидуализации и социализации.

Задачи работы: через взаимодействие с песком и поверхностями сенсорных панелей с характеристиками различного направления корректировать и развивать:

  • речь;
  • внимание, мышление;
  • мышечную и слуховую память;
  • зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие;
  • наглядно-действенное и образное мышление;
  • дифференцировать свойства предметов;
  • формировать сенсорные эталоны;
  • помогать взаимодействию реальности и воображения;
  • способствовать снижению напряжения, тревоги;
  • развивать эмоциональную и волевую сферы;
  • развивать межполушарные связи.

Значение оборудования:

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире будут полученные ребенком знания об окружающем мире.

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Сенсорное оборудование, используемое в работе психолога, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, способствует активизации познавательной активности, всех сторон речи, коррекции поведения.

Структура песка, его энергетика позволяют снять излишнее напряжение, активизировать чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, погрузить ребенка в игровую ситуацию. Разнообразные фигурки животных, людей, растений, символы социализации способствуют реализации психологических, педагогических, коррекционных и развивающих задач.

Оборудование кабинета психолога:

  • стол для работы с песком,
  • сенсорные панели.

Описание оборудования:

1. Сенсорные панели, закрепленные на стене. Панели с различными поверхностями и характеристиками:

  • гладкая – шершавая;
  • теплая – холодная;
  • 4 подушечки с поролоном различной степени твердости;
  • деревянные цилиндры различной высоты;
  • деревянные пластины, издающие громкий звук и бубен, издающий тихий звук;
  • металлические пластинки на спице, двигающиеся в различном темпе и ритме;
  • панель с ячейками различного размера.

2. Стол с подсветкой для работы с песком.

Стол с полупрозрачной поверхностью, подсвечивающийся снизу. Поверхность стола с бортиками, засыпается песком.

Ожидаемые результаты:

  • повышение мозговой активности;
  • повышение познавательной активности;
  • обогащение представлений об окружающем мире;
  • совершенствование тонких движений пальцев рук, кистей;
  • развитие пространственных представлений относительно себя, относительно другого, на плоскости;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
  • развитие воображения, произвольного внимания, памяти, мышления;
  • развитие целостности восприятия;
  • развитие умения понимать собственные и чужие эмоции;
  • развитие умения находить способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • формирование самоконтроля, произвольности деятельности;
  • формирование школьной мотивации.

Структура занятия

Работе с песком и сенсорными панелями может отводиться как все занятие, так и его часть.

Перед началом реализации коррекционно-развивающих задач, основной задачей является установление контакта психолога с ребенком, создание доброжелательной атмосферы, пробуждение интереса к занятиям.
На начальном этапе коррекционной работы, используется способ «рука в руке».

Работа с песком

При необходимости перед началом коррекционного занятия можно использовать ритуал входа.

1. Для развития мелкой моторики, активизации зрительной, слуховой, тактильной зон мозга, ребенку предлагаются различные действия с песком, сопровождаемые речью взрослого:

  • «Сожми песок в кулачке и разожми»,
  • «Растирай песок между ладонями», «Захватывай песок в щепотку и разжимай»,
  • «Насыпь дорожки из песка»,
  • «Засыпь определенный палец или ладонь песком другой рукой»,
  • «Найди спрятанный предмет» и т.д.

2. Задания для формирования сенсорных эталонов и развития математических представлений:

  • «Проведи дорожку между кубиками одного цвета»,
  • «Собери только маленькие грибы» или «Собери грибы со шляпками определенного цвета»,
  • «Помоги маме найти пуговицы с определенным количеством дырочек»,
  • «Продолжи последовательность из геометрических фигур» и т.д.

3. Для развития межполушарных связей и соматогнозиса ребенку предлагаются действия двумя руками одновременно, поочередно ведущей и второй рукой; прикасаться к поверхности ладошкой, определенными пальцами, ребром ладони.

4. Задания для развития пространственных представлений на плоскости:

  • «Нарисуй в правом/левом нижнем/верхнем углу определенную фигуру»
  • «Нарисуй предметы слева/справа, вверху/внизу»,
  • напиши цифры, которые смотрят налево/направо».

5. Задания для развития глазодвигательных навыков:

  • «Проведи ежика до домика, собрав все грибочки»,
  • «Продолжи заборчик»,
  • «Напиши букву».

6. Задания на коррекцию и развитие графических навыков:

  • - «нарисуй дорожку» (прямую, извилистую, сверху вниз, снизу вверх и т.д.)
  • - «Нарисуй заборчик»,
  • - «Нарисуй дождик» (вертикальных линий),
  • - «Нарисуй лесенку»,
  • - «Нарисуй следы животного»,
  • - «Нарисуй волны» и т.д.

7. Задания по развитию речи: пониманию обращенной речи, пониманию и удержанию инструкции, увеличению пассивного и активного словаря ребенка, развитию звукоподражательных навыков, фразовой речи, грамматической, лексической и фонетической сторон речи:

  • «Дай мне слона»,
  • «Покорми собаку»,
  • «Назови фигурки»,
  • «Выбери животного с определенным звуком в определенном месте слова»,
  • «Собери зоопарк»,
  • «Одну часть стола засели животных с одним звуком, другую часть с другим звуком»,
  • «Давай соберем животных для Красной книги»,
  • «Образуй слова от слова «песок»,
  • «Подбери слова-действия»,
  • «Раздели диких и домашних животных»
  • «Определи и назови, местоположение предмета, используя предлоги из-за, между, из-под, через».

8. Задания для формирования готовности к школе:

  • «Поиграем в школу»,
  • «Придумай задание и проверь, как я с ним справлюсь»,
  • «Что ты будешь делать, если сложится такая ситуация»,
  • «Докажи, что ты прав»,
  • «Найди ошибки в поведении персонажей».

Работа с сенсорными панелями.

Ребенку даются следующие задания:

  • «Закрой глаза. Скажи, кого ты гладишь?». С неговорящим ребенком психолог сам называет, кого гладит ребенок.
  • «Поехали на поезде. Сначала поезд едет медленно, а потом быстрее, быстро»,
  • «Заяц прыгает с пенька на пенек. Этот пенек высокий, а этот низкий»,
  • «Купим в магазине подушку. Какая она твердая. А эта мягче, еще мягче, самая мягкая»,
  • «Гром гремит громко, эхо отзывается тихо»,
  • «Покрути колесико и цвет поменяется. Какие цвета были, какие стали?»,
  • «Лист цветка с одной стороны и с другой»,
  • «Дождик поет песенку «ш-ш-ш-ш». Повтори!»
  • «На большую тарелку положи большое пирожное. Какое положишь на маленькую?»

В конце занятия можно использовать:

  • ритуал выхода,
  • вопросы, помогающие ребенку отслеживать и запоминать собственные ощущения и эмоции, настраиваться на последующие занятия.

Литература

  1. «Песочная терапия в развитии дошкольников». О.Б.Сапожникова, Е.В.Горюнова. ТЦ Сфера 2014 г.
  2. «Сенсорное развитие детей 4–5 лет» Кудрявцева Е.А., Пермяк М.А. Учитель 2014 г.
  3. «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования» Владос 2017 г.