Основными методами оценки координационных способностей являются:
- метод наблюдений;
- метод экспертных оценок;
- аппаратурные методы;
- метод тестов.
Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать прежде всего опытному и грамотному педагогу о степени развития координационных способностей воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменение обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требование к координационным способностям человека. Качество наблюдений можно повысить, если опираться пpи этом на критерии оценки координационных способностей (правильность быстрота, рациональность и находчивость), которые имеют качественные и количественные характеристики.
При управлении и регулировании сложных в координационном отношении двигательных действий школьник может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, если отвлечься от такого признака, как экономичность, то ведущим количественным критерием оценки координационных способностей в циклических локомоциях (бег с изменением направления движения, плавание) будет чаще всего скорость передвижения по дистанции. Основным показателем координационных способностей в общеразвивающих координационных упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений и положений рук, ног, туловища в разных плоскостях) является правильность (адекватность и точность) выполнения этих движений. Главным критерием оценки координационных способностей, относящихся к группе баллистических (метательных) движений с акцентом на «точность», будет меткость попадания в цель.
Наиболее распространенными являются комплексные критерии.В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по. пересеченной местности), по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр или единоборств). В качестве таких комплексных критериев оценки координационных способностей выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет координационные способности.
Все критерии оценки координационных способностей не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точностьвоспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.
Быстротакак критерий оценки координационных способностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях.
Представление о развитии координационных способностей можно получить также методом экспертных оценок, т. е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, который в силу своей сложности требует специальных знаний.
Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта, и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики.
В связи с вышесказанным основным методом диагностики координационных способностей применяются специально отобранные двигательные тесты.
Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям: челночный бег 3×10м в и.п. лицом вперёд; 3 кувырка вперёд; метание теннисного мяча рукой на дальность; метание теннисного мяча рукой на точность попадания; ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.
Тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию: бросок мяча в цель, стоя спиной по направлению броска; прыжок вниз на разметку; прыжок в длину с места с минимальным увеличением дальности прыжка в очередной попытке; прыжок вверх без помощи рук с усилением 2/3 от высоты прыжка; динамометрия; катание мяча рукой на точность остановки; катание мяча ногой на точность остановки.
Тесты для оценки способности к ориентированию в пространстве: бег к пронумерованным медицинболам; маятник – бросок – цель; ходьба (подскоки) к цели.
Тесты для оценки способности к комплексной реакции: упражнение – реакция – мяч; упражнение – маятник – реакция; свисток – упор присев – поворот – ускорение на 3 метра.
Тесты для определения способности к равновесию: балансирование на узкой стороне гимнастической скамейки; повороты на гимнастической скамье; ходьба по шестиугольнику.
Тесты для оценки статического равновесия: стойка на одной ноге; стойка на одной ноге на узкой планке; стойка на двух ногах на приспособлении; стойка на двух руках.
Тесты для определения способности к ритму: спринт в заданном ритме; точный темп (ритм) бега; бег в заданном темпе в течение 10 секунд.
Тесты для определения способности к согласованию движений: перешагивание гимнастической палки, удерживаемой руками; о.с. – упор присев – упор лёжа; выпрыгивание вверх без взмаха и со взмахом рук; ходьба по дощечкам; прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов; забрасывание подвешенного теннисного мячика в кубок; соотношение дальности прыжка в длину с места, стоя спиной и лицом к месту приземления; ассиметрично согласованные движения рук, ног, головы различной координационной сложности; сохранение устойчивости позы после поворотов, кувырков и т.п.
Тесты для определения способности к перестроению двигательного действия и моторному приспособлению: подвижная игра-тест «Пятнашки»; подвижная игра-тест «Борьба за мяч»; бег к мячам; прыжки вверх с места, стоя на возвышенности; тестовая батарея для оценки двигательной координации детей и подростков.