Среди детей, посещающих массовые дошкольные учреждения, определенную часть составляют дети с особыми образовательными потребностями. В частности, дети с речевой патологией.
Для успешной абилитации таких детей важное значение имеет раннее выявление дефекта и оказание своевременной квалифицированной помощи всеми специалистами дошкольного учреждения.
Наличие речевых нарушений откладывает отпечаток на формирование личностных черт и качеств ребенка, особенностей речевого общения, поведения в целом.
Отмечается ряд психолого-педагогических особенностей детей с ТНР, затрудняющих процессы их социальной адаптации:
- застенчивость,
- обидчивость,
- неуверенность,
- нерешительность,
- замкнутость,
- негативизм,
- повышенная возбудимость,
- раздражительность,
- избегание трудностей,
- малая инициативность.
В комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, помимо логопедической работы, необходимо включать:
1.коммуникативные игры и упражнения, обучающие детей умению:
- начинать и поддерживать разговор,
- задавать вопрос, отвечать на вопрос,
- выражать свои эмоции и чувства, намерения, просьбу, пожелание,
- находить выход из проблемной ситуации;
2. технологии по развитию и совершенствованию других важных функциональных областей:
- совершенствование моторной функции (общей, мелкой и артикуляционной)
- развитие слухового и зрительного восприятия,
- развитие графических навыков,
- развитие эмоциональной и волевой сфер,
- развитие межполушарного взаимодействия.
Данный комплекс может быть применим не только в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, но и к детям с нормативным развитием.
Возраст детей 3–7 лет.
В составленный нами комплекс коррекционно-развивающих методик входят:
- логоритмические и кинезиологические игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, чувства темпа и ритма, координации движений, пальцевого и кистевого праксиса, межполушарного взаимодействия;
- комплекс нейрокоррекционных упражнений по методу замещающего онтогенеза по А.В.Семенович;
- задания на развитие графомоторных и оптико-пространственных навыков;
- театрализованные и психологические этюды, развивающие: воображение, выразительность движений, раскрепощенность, умение определять эмоции других людей, выражать собственные, сопереживать, управлять своим эмоциональным состоянием;
- коммуникативные игры и упражнения, формирующие позитивное самоощущение, повышающие значимость ребенка в детском коллективе, обучающие учитывать особенности и интересы других людей.
Ожидаемые результаты:
- повышение мозговой активности;
- повышение познавательной активности;
- обогащение представлений об окружающем мире;
- совершенствование тонких движений пальцев рук, кистей;
- развитие пространственных представлений относительно себя, относительно другого, на плоскости;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
- развитие воображения, произвольного внимания, памяти, мышления;
- развитие целостности восприятия;
- развитие умения понимать собственные и чужие эмоции;
- развитие умения находить способы разрешения конфликтных ситуаций;
- формирование самоконтроля, произвольности деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями проводится в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
Время проведения:
- артикуляционные упражнения в утренние часы;
- дыхательные и кинезиологические упражнения в форме физкультминуток;
- задания на развитие мелкой моторики проводятся во второй половине дня;
- театрализованная и логоритмическая работа – во 2 половине дня.
В начале и середине года проводится мониторинг для определения динамики/показателей развития детей и корректировки программы.
Подобный комплекс мероприятий позволяет решать многие образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи при работе с детьми с ОВЗ.
Литература
- «Нейропсихологические занятия с детьми». В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Москва, Айрис – пресс. 2017.
- «Нейропсихология. Игры и упражнения». И.И.Праведникова. Москва, Айрис – пресс. 2017.
- «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» под редакцией Ж.М.Глозман и А.Е.Соболевой. Москва, Смысл 2016.
- «Игры с пальчиками». О.В.Уварова М, 2007.
- «Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи». О.И.Крупенчук, О.В.Витязева. Литера, Санкт- Петербург. 2019.
- «Жизненные навыки для дошкольников» под общей редакцией С.В.Кривцовой. Программа – технология позитивной социализации в системе ДОО.
- «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие» ТЦ Сфера, 2006.