Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, развитие речи, логоритмические упражнения, речевое общение, нейрокоррекционные упражнения


Среди детей, посещающих массовые дошкольные учреждения, определенную часть составляют дети с особыми образовательными потребностями. В частности, дети с речевой патологией.

Для успешной абилитации таких детей важное значение имеет раннее выявление дефекта и оказание своевременной квалифицированной помощи всеми специалистами дошкольного учреждения.

Наличие речевых нарушений откладывает отпечаток на формирование личностных черт и качеств ребенка, особенностей речевого общения, поведения в целом.

Отмечается ряд психолого-педагогических особенностей детей с ТНР, затрудняющих процессы их социальной адаптации:

  • застенчивость,
  • обидчивость,
  • неуверенность,
  • нерешительность,
  • замкнутость,
  • негативизм,
  • повышенная возбудимость,
  • раздражительность,
  • избегание трудностей,
  • малая инициативность.

В комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, помимо логопедической работы, необходимо включать:

1.коммуникативные игры и упражнения, обучающие детей умению:

  • начинать и поддерживать разговор,
  • задавать вопрос, отвечать на вопрос,
  • выражать свои эмоции и чувства, намерения, просьбу, пожелание,
  • находить выход из проблемной ситуации;

2. технологии по развитию и совершенствованию других важных функциональных областей:

  • совершенствование моторной функции (общей, мелкой и артикуляционной)
  • развитие слухового и зрительного восприятия,
  • развитие графических навыков,
  • развитие эмоциональной и волевой сфер,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Данный комплекс может быть применим не только в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, но и к детям с нормативным развитием.

Возраст детей 3–7 лет.

В составленный нами комплекс коррекционно-развивающих методик входят:

  • логоритмические и кинезиологические игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, чувства темпа и ритма, координации движений, пальцевого и кистевого праксиса, межполушарного взаимодействия;
  • комплекс нейрокоррекционных упражнений по методу замещающего онтогенеза по А.В.Семенович;
  • задания на развитие графомоторных и оптико-пространственных навыков;
  • театрализованные и психологические этюды, развивающие: воображение, выразительность движений, раскрепощенность, умение определять эмоции других людей, выражать собственные, сопереживать, управлять своим эмоциональным состоянием;
  • коммуникативные игры и упражнения, формирующие позитивное самоощущение, повышающие значимость ребенка в детском коллективе, обучающие учитывать особенности и интересы других людей.

Ожидаемые результаты:

  • повышение мозговой активности;
  • повышение познавательной активности;
  • обогащение представлений об окружающем мире;
  • совершенствование тонких движений пальцев рук, кистей;
  • развитие пространственных представлений относительно себя, относительно другого, на плоскости;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
  • развитие воображения, произвольного внимания, памяти, мышления;
  • развитие целостности восприятия;
  • развитие умения понимать собственные и чужие эмоции;
  • развитие умения находить способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • формирование самоконтроля, произвольности деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями проводится в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.

Время проведения:

  • артикуляционные упражнения в утренние часы;
  • дыхательные и кинезиологические упражнения в форме физкультминуток;
  • задания на развитие мелкой моторики проводятся во второй половине дня;
  • театрализованная и логоритмическая работа – во 2 половине дня.

В начале и середине года проводится мониторинг для определения динамики/показателей развития детей и корректировки программы.

Подобный комплекс мероприятий позволяет решать многие образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи при работе с детьми с ОВЗ.

Литература

  1. «Нейропсихологические занятия с детьми». В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Москва, Айрис – пресс. 2017.
  2. «Нейропсихология. Игры и упражнения». И.И.Праведникова. Москва, Айрис – пресс. 2017.
  3. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» под редакцией Ж.М.Глозман и А.Е.Соболевой. Москва, Смысл 2016.
  4. «Игры с пальчиками». О.В.Уварова М, 2007.
  5. «Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи». О.И.Крупенчук, О.В.Витязева. Литера, Санкт- Петербург. 2019.
  6. «Жизненные навыки для дошкольников» под общей редакцией С.В.Кривцовой. Программа – технология позитивной социализации в системе ДОО.
  7. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие» ТЦ Сфера, 2006.