Конспект урока обучения грамоте "Буква Мм"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, УМК «Начальная школа XXI века», Буква Мм


Класс (возраст)

1 класс, 7-8 лет

Предмет

Обучение грамоте

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс

УМК «Начальная школа 21 века», авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О., М.: Вентана - Граф, 2012г.

Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема)

Конспект урока с презентацией.
Технология проблемно-диалогического обучения, системно- деятельностный подход

Цель, задачи

Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [м] [м‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

Задачи:

Предметные:

  • Познакомить учащихся со звонкими звуками [м], [м’]
  • Учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами
  • Учить звуковому и сравнительному анализу слов
  • Способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения

Развивающие:

    Развитие речи
  • Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей
  • Обогащение речи школьников Развитие мышления
  • Способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение)
  • Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах
  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать

Воспитательные

    Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Метапредметные:

Личностные УУД:

    формироватьположительное отношение к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

    формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
    формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

    формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
  • формировать умение находить ответы на вопросы текста.

Коммуникативные УУД:

    принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Среда, редактор, в котором выполнен ресурс

Microsoft Office Word 2003, Microsoft Office PowerPoint 2003

Необходимое оборудование и материалы для занятия

мультимедийное оборудование - проектор, компьютер; презентация к уроку;
учебник «Букварь» 1 класс авт. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
«лента букв», «слоговая таблица»; карточки с индивидуальными заданиями; карточки-схемы для звукового анализа слов; набор цветных кубиков для звукового разбора слов; индивидуальные таблицы «Яблонька» для самооценки; смайлики-магниты для оценки работы у доски

Аннотация к уроку

Данный проект урока (конспект с презентацией) используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «Мм», согласными звуками [м], [м’], расширяет знания детей об окружающем мире.

Результаты

Личностные

  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;
  • проявлять любознательность к изучаемому материалу;
  • формируем умение высказывать самые простые правила;
  • формироватьположительное отношение к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
  • формировать умение находить ответы на вопросы текста.

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Предметные

  • выделять звуки [м], [м'] из слов,
  • характеризовать их, сравнивать,
  • обозначать буквой Мм,
  • определять место новой букве на «ленте букв»;
  • читать слоги и слова с изученной буквой;
  • читать текст вслух, искать ответы на вопросы.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Учебник: Букварь для 1 класса четырехлетней начальной школы (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова).

Тип урока: Урок "открытия" новых знаний.

Материально-техническое обеспечение урока

Литература:

  • Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Москва: Издательский центр « Вентана-Граф», 2011.
  • Журова Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте: методические комментарии к урокам. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2012.
  • Смирнова И.Г. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.

Оборудование:

  • Раздаточный материал на каждого;
  • Цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков;
  • Рисунки,картинки с изображением букв «М, м»;
  • Карточки «Веселе буквы» для игры;
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы;
  • Учебник «Букварь» (с.64)

Материал к уроку

1. Организационный момент

Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.)

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.

2. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, на этом уроке мы продолжим путешествие по Стране Знаний. На прошлом уроке наши буквы …(пауза). Вспомните прошлый урок.

Ученики: - Отправились на поездах в путешествие.

Учитель: - Почему буквы сели в разные поезда?

Ученики: - Буквы были гласные и согласные.

Учитель: - На улице очень холодно и сыро. Какое время года? Какой месяц? Что буквы увидели по дороге? Вспомните, о чем мы говорили на уроке окружающего мира.

Ученики рассказывают об изменениях в природе в ноябре.

Учитель: - Где живут наши веселые буквы?

Ученики: - В городе Букваринске. На улице Гласных.

На доске схематическое изображение улицы.

Учитель: - Какой букве не хватило места? (М) Почему?

Ученики: В домиках живут только гласные буквы.

Учитель: - Назовите признаки гласных букв.

Ученики: Их можно петь. При их произношении воздух не встречает преград.

- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
Иль в колыбельке малютку качать

Учитель: - Где мы храним гласные буквы? Покажите. Сколько их? (10)

Ученики: - В кулачке.

- На пальчиках правой руки живут гласные первого порядка. С ними рядом согласные произносятся твердо.

- На пальчиках левой руки живут гласные второго порядка. С ними рядом согласные произносятся мягко.

Учитель: - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Почему?

Ученики: - Волшебные буквы. Таких звуков не существует в русском языке. Они превращаются звуки, которые стоят с ними в паре на Ленте букв.

- А еще в начале слова и после гласных букв они «распадаются» на два звука. Называются они йотированными.

Все это время ребята работают у доски с карточками, «иллюстрируя» свои ответы.

III. Физминутка

Шла мартышка в гости к мышке. (Шагают, подпрыгивают)
Что несла она под мышкой? (Руки вверх, вниз, продолжают шагать)
Может, плюшевого мишку? (Повороты вправо, влево с разведением рук в стороны)
Букву М в нарядной книжке. (Берутся парами за руки, изображая букву «М»)

IV. Введение в тему. Определение темы урока и постановка цели. Планирование результатов

Учитель: - Ребята, вы, конечно, догадались, какая сегодня тема урока?

Ученики: - Знакомство с буквой «М».

Учитель: - Сформулируйте цель урока.

Ученики: - Познакомиться с новой буквой.

Учитель: - Чему мы сможем научиться на уроке?

Ученики: – Находить букву «М» в словах.

–Подбирать слова с буквой «М»

- Узнать, какие звуки она обозначает.

– Научимся писать букву «Мм», слоги и слова.

V. Работа над новой темой

1. Фронтальная работа.

Учитель: - Выберите среди букв изображение нужной буквы. (На доске карточки букв с картинками, прописные буквы)

- Давайте произнесем звук [м]. На что обратили внимание? Свободно ли проходит воздух? Давайте попробуем потянуть или спеть этот звук. Что получается? – Какой вывод можно сделать?

Ученики: - Буква «М» - согласная.

Учитель: - Какие слова встретились в стихотворении на букву «М»? Какие из них сходны по звучанию? (Мышка и мишка)

- Познакомьтесь, это... (мышка)

Это…(мишка)

На доске выставляются картинки мышонка и медвежонка.

Помогите им найти свои схемы

- Как мышку превратить в мишку?

Ученики: Заменить «И» на «Ы».

Учитель: - Что можете сказать о звуке [м]?

Ученики: - Он может быть твердый, а может быть мягкий.

Учитель: - От чего это зависит?

Ученики: - От гласной, которая стоит рядом.

2. Работа с индивидуальными таблицами

Задание 1: Заштрихуйте букву «М».

- Какой цвет карандаша выберете? (Синий).

- Каким цветом разукрасите кружки? Объясните свой выбор.

- Напечатайте букву «М».

Задание 2: Работа в парах.


- Разгадайте ребусы по последним звукам слов. Прочитайте слоги.

3. Игра «Живые буквы». Ребята надевают таблички с изображением гласных букв и буквы «М».

Учитель: - Пришла однажды буква «М» в гости к гласным. Сначала зашла она к букве «а». Получилось… («М» берет за руки «а» и становится рядом. Дети читают хором: «МА». Аналогично проходит работа со всеми гласными)

- Затем поднялась к букве «О». Получилось… МО..(МУ,,МЫ..МЭ…)

- Как читаются слоги?

Ученики: - Рядом с гласными Iпорядка согласные звучат твердо.

Учитель: - Понравилось букве «М» гулять. Пошла она в соседний дом. (Аналогично проводится работа с гласными II порядка)

4. Работа с учебником. (Стр. 64.)

Работа в парах

Учитель: - Дайте детям имена. Составьте звуковые схемы слов.

Проверка: у доски работают три человека: одна из первых справившихся с заданием пар и эксперт. По синхронности и результатам выполнения заданий, ребята судят о том, действительно ли дети работали в паре.

VI. Физминутка (музыкальная)

VII. Работа над темой урока (продолжение)

1. Работа с учебником

Самостоятельное чтение слогов.

Хоровое чтение слогов.

Дифференцированная работа

2. Чтение вслух

Слоги читают ребята, не прошедшие подготовку к школе.

Слова – ребята с небольшим навыком чтения.

Текст – хорошо читающие учащиеся.

VIII. Закрепление

Работа в группах

Таблицы № 2, № 3. Фронтальная проверка.

IX. Итог урока

Учитель: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- Какова же была тема урока.

- Все ли задачи урока выполнены?

- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

- Какие этапы были наиболее трудными?

- Где испытали затруднения?

- Какие новые слова с данной буквой услышали на уроке?

X. Рефлексия акме задания показались вам наиболее интересными?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Какие знаний полученные на этом уроке могут пригодиться в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.