Специально разрабатываемые дидактические игры для детей, такие, как домино, предназначены для обогащения знаний естественнонаучного характера, расширения представлений об окружающем мире, развития важных психических качеств и свойств ребенка – памяти, внимания, наблюдательности [1]. В дидактических играх наиболее полно раскрываются познавательные потребности детей дошкольного возраста [2]. Игра в домино развивает сообразительность и способность к анализу ситуации, обучает выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их [3]. Домино относится к настольно-печатным играм. При его использовании решается несколько развивающих задач:
1) объединение по признакам и смыслу;
2) установление связи и обобщение;
3) закрепление навыков счета;
4) развитие логического мышления;
5) развитие речи [4]. Игры с домино способствуют развитию умения целеполагания, формируют понятие очередности, игры по правилам [5], [6].
Игры с правилами дают ребенку возможность понимать и принимать условия игры, учиться оценивать свои действия и действия сверстников, ощущать себя участником детского коллектива. Отличительная черта игр с правилами – наличие конкретной цели. Такие игры способствуют формированию произвольности поведения, умения управлять им, а также формированию самооценки, развитию самоконтроля и самостоятельности. Ребенок приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Правила организуют поведение и взаимоотношения детей благодаря тому, что рассматриваются как нормы действия [7]. Домино можно отнести к играм, способствующим активизации зрительных функций у детей [8].
Развитию внимания во время игры в домино способствует одновременное участие нескольких игроков. Когда старший дошкольник в игре участвует вместе с другими детьми, он попадает в условия, в которых ему необходимо отслеживать и держать в поле внимания действия, которые осуществляет сверстник, отслеживать порядок хода для того, чтобы не пропустить свой ход, анализировать правильность подбора сверстником той или иной картинки с целью предупреждения возможной ошибки и для реализации соревновательной мотивации, чтобы стремиться быстрее достичь необходимого результата в игре. [9]. В «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками, для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника [10].
В логопедической практике при работе над плавностью речи при коррекции заикания применяются некоторые настольные игры, в том числе домино. Дети с удовольствием принимают участие в игре и озвучивают свои ходы, повторяя плавную речь логопеда [11]. Игры типа «домино могут быть использованы с целью формирования у детей умения моделировать разнообразные словообразовательные конструкции на логопедических занятиях. Для конструирования и практического усвоения продуктивных словообразовательных принципов наиболее целесообразны словесный и картинно-словесный виды домино. Применять такие игры лучше всего на групповых и подгрупповых занятиях, чтобы каждый играющий имел возможность образовать и проговорить большее количество производных слов [12].
В монографии [13] продемонстрирована возможность использования домино в решении задач полового воспитания старших дошкольников. В играх типа «домино» («Разные лица», «Настроение») преобладают задачи, направленные на формирование социальной перцепции, установление способов отождествления объектов по объединяющему признаку (эмоциональные состояния).
Существует множество видов домино для детей. Оно может быть выполнено из дерева, пластика или картона. Принять участие в этой увлекательной игре могут малыши, начиная с 2-3 лет. Для первого знакомства с игрой лучше выбрать домино с узнаваемыми рисунками (овощи, фрукты, животные, геометрические фигуры), на которых знакомые малышу предметы заменяют определенную комбинацию точек. Дети младшего дошкольного возраста проявляют большой интерес ко всему яркому и необычному. Домино с точками можно предлагать детям с 5-6 лет. Игра в домино может стать хорошей подготовкой к настольным играм, в которых используется кубик. Ребенок научится оценивать, у кого выпало большее количество очков [14].
Автором [15] выделяются особенности организации дидактических игр, в том числе домино, в разных возрастных группах. Эти различия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Различия при проведении дидактических игр для детей
Критерий выделения различий | Младшая дошкольная группа (3-4 года) |
Средняя дошкольная группа (4-5 лет) |
Старшая дошкольная группа (5-6 лет) и подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
Момент введения правил |
Правила вводятся по ходу игры |
Правила озвучиваются до начала игры |
|
Роль воспитателя |
Партнер в ходе игры. Наблюдение и руководящая роль |
Ведущая роль отдана детям. Воспитатель следит за игрой |
Роль советчика и справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей |
Задачи использования игры |
Узнавание ребенком окружающих предметов |
Формирование личности ребенка |
Формирование новых знаний, способов умственных действий |
Содержание дидактических игр и правила должны усложняться по ходу изменения возрастной группы. Требования к воспитателю одинаковы для всего дошкольного возраста и заключаются в способности выразительно и динамично объяснять правила игры.
При использовании домино нет каких-либо ограничений. Можно привести некоторые примеры, используемые в моей личной практике (таблица 2).
Таблица 2. Примеры использования домино
№ | Название |
Ход игры |
Задачи |
Возрастная категория |
1 |
«Домик» |
С использованием пластин домино строится маленький домик, башня, многоэтажный дом |
Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, терпения, внимания |
2-4 года |
2 |
«Цепная реакция» |
Пластины домино выставляются вертикально, опираясь друг на друга таким образом, чтобы при подталкивании крайней пластинки вся конструкция начинала плавно осыпаться |
Развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, дружной атмосферы в коллективе, получение положительных эмоций |
3-6 лет |
3 |
«Угадай цвет», «Соотнеси по цветам» |
Для игры понадобятся фотографии разноцветных объектов (например, автобусов, машинок) распечатываются на цветной бумаге |
Знакомство с цветами спектра, запоминание цветов, соотнесение объектов по общим свойствам, формирование чувства эстетики. Приобретенные знания пригодятся детям в дальнейшем, особенно на занятиях по художественному и прикладному творчеству. |
2-4 года |
4 |
«Детское домино» |
Игра в домино с пластинами, разделенными на половинки, где изображены различные предметы. Дошкольникам необходимо найти среди множества пластинок похожую, соотнести с первой пластинкой и продолжать таким образом выбирать подходящие, выстраивая их в ряд |
Развитие комбинаторных способностей, логики, сообразительности |
3-6 лет |
5 |
«Расскажи о том, что видишь» |
Пластины с изображением животных, продуктов, техники. Для формирования навыков связной речи, можно предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке в одном или двух предложениях: «Я вижу красное яблоко. Оно круглое как шар». Про предметы, о которых они пока не знают, или затрудняются описать, может рассказать воспитатель, тем самым пополняя словарный запас детей новыми словами |
Развитие речи |
4-5 лет |
6 |
«Учимся считать» |
Можно взять пластину с точками и представить ее детям в качестве своеобразного примера. Ребятам необходимо складывать количество точек одной половины с количеством точек на другой половине и сказать, сколько получится (4 точки + 1 точка получится 5 точек). Можно предложить детям подобрать пару пластин так, чтобы получилось (равенство), или попросить сравнить, где точек больше, а где меньше |
Обучение счету |
3-6 лет |
Домино представляет собой сокровище, таящее в себе возможности для развития детей в разных направлениях. Домино содержит в себе потенциал, позволяющий детям в игровой форме узнавать новое, развивать речь и навыки счета, формировать практические умения. Игры с домино охватывают почти все образовательные области: речевая, познавательная, художественно-эстетическая, социально-личностная. Использование домино приносит огромную пользу для всестороннего развития дошкольников.
Список литературы
1. Гребенкина, Н.В. Игры наших предков / Н.В.Гребенкина // Инновационная наука. – 2017. - №1-2. – С. 9-14.
2. Кононова, Е.В. Игра и дошкольник / Е.В.Кононова, Н.Г.Соколова // Вестник научных конференций. – 2016. - №6-4(10). – С. 62-64.
3. Александрова, Е.В. Развитие мышления детей через игру / Е.В.Александрова // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – С. 71-72.
4. Забродоцкая, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста / О.Д.Забродоцкая // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. - №12. – С. 180-193.
5. Филиппова, О.Ю. Развитие логического мышления посредством игр / О.Ю.Филиппова // Вестник научных конференций. – 2016. - №10-4(14). – С. 112-113.
6. Сычева, К.А. Дидактическая игра как средство ознакомления с природой детей дошкольного возраста / К.А.Сычева // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2017. – С. 79-84.
7. Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта / Бутусова, Т. Ю. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 1. - С. 50–52.
8. Конькова, Л.А. Дидактическая игра как средств развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста / Л.А.Конькова // Педагогика современности. – 2015. - №2(6). – С. 21-23.
9. Скиба, К.В. Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста / К.В.Скиба // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 707-710. URL: https://moluch.ru/archive/131/36510/ (дата обращения: 26.07.2018).
10. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / И.И.Баскакова. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 64с.
11. Щепина, Л.Н. Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Н.Щепина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. - №4. – С. 740-743.
12. Баль, Н.Н. Использование игр «домино» как средство формирования умений словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Н.Баль, М.Г.Рак // Логопед. – 2010. – Пилотный выпуск. – С. 15-20.
13. Григорьева, Ю.С. Прикладные аспекты использования дидактической игры как средства полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю.С.Григорьева. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. – 61 с.
14. Азартные игры для детей: польза или вред? [Электронный ресурс]. URL: http://rastishka.by/articles/azartnye-igry-polza-ili-vred/(дата обращения: 26.07.2018).
15. Чунарева О.А. Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1751–1755. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86377.htm (дата обращения: 27.07.2018).