Интегрированное занятие по реализации образовательных областей Познание и Коммуникация через игровую деятельность детей под названием: «Лесной детский сад»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа


Данная работа является одной из форм реализации программы «От рождения до школы», которая предполагает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели здесь реализуются в процессе нескольких видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной.

Работа проводилась во второй младшей группе. Охваченные темы: закрепление элементарных математических понятий (много, мало, столько сколько, ни одного, различать правую и левую руки; умение отвечать на вопрос: сколько?); закрепление названий детенышей диких животных; закрепление названий противоположных величин; воспитание культуры поведения на природе и в обществе. Данное занятие интересно и важно как форма закрепления знаний детей в образовательных областях: Познание и коммуникация через игровую деятельность, и создание фундаментальной базы для дальнейшего развития детей по данным направлениям.

В результате работы предполагалось закрепить знания детей в образовательных областях: Познание и коммуникация по заданным темам; дать представление родителям о ходе проведения воспитательно-образовательных занятий на базе нашего ДОУ с их детьми; дать возможность родителям самим оценить развитие своих детей.

Цели: Закрепление элементарных математических понятий (много, мало, столько сколько, ни одного, различать правую и левую руки; умение отвечать на вопрос: сколько?), формирование и развитие речи; расширение знаний об окружающем мире и развитие познавательного интереса.

Задачи:

  • Закрепление представлений о количестве, величине и умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
  • Развитие словаря, связной речи и формирование грамматического строя речи;
  • Формирование целостной картины мира, расширение представлений детей о животных;
  • Воспитание культуры поведения и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Конспект интегрированного занятия

  • по реализации образовательных областей Познание, Коммуникация;
  • через игровую деятельность детей под названием: «Лесной детский сад»;
  • во второй младшей группе №1 «Ромашково» Школы № 1519, к.8.

Программное содержание:

  • Закреплять умения детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: -столько...сколько, -поровну, -много, мало, один;
  • Закреплять умение различать правую и левую руки;
  • Продолжать закреплять названия противоположных величин: большой-маленький; длинный-короткий; высокий-низкий; широкий-узкий;
  • Словарная работа: активизировать в речи слова, обозначающие детенышей диких животных;
  • Развитие связной речи: побуждать детей к диалоговому общению с воспитателем;
  • Формирование грамматического строя речи: составление словосочетаний и предложений;
  • Закреплять знания о диких и домашних животных;
  • Развивать: логическое мышление, память, восприятие, произвольное внимание, познавательную активность;
  • Воспитывать: культуру поведения на природе и в обществе; навыки коллективного взаимодействия, самостоятельность, любознательность.

Интеграция образовательных областей: познание (закрепление знаний о домашних животных и их детенышей в игре «Лесной детский сад»; закрепление элементарных математических понятий на демонстрационном, раздаточном материалах и в дидактических играх; воспитание культуры поведения на природе и в обществе через обыгрывание ситуации « в гостях у ежика», культуры общения при непосредственном взаимодействии с гостями и по отношению друг к другу), коммуникация (составление словосочетаний и предложений; диалоговое общение, использование считалки в игре; активизация в речи слов, обозначающих детенышей диких животных), социализация (сюжетно-ролевая игра: «Лесной детский сад», подвижная игра: «Солнышко и дождик», умение взаимодействовать в коллективе), физическая культура (физкультминутка «Скажи и покажи»).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Давайте, детки, поиграем с вами в лесной детский сад.

Дети: Давайте.

Воспитатель:

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Ты у нас, Ярослав, выходишь и будешь сюрпризом. Спрячься вот в этот домик.

Привели лесные звери своих детей в лесной детский сад:

(Воспитатель достает маски и при назывании детьми очередного детеныша животного одевает соответствующую маску на ребенка, так чтобы в итоге все дети были одеты.)

Волчица привела — кого? Дети — волчонка.

Правильно, ты, Виталик, будешь сегодня волчонком.

Лисица привела — кого? Дети — лисенка.

Правильно, Алеся сегодня будет лисенком и т.д.

Посмотрите, детки, сколько зверят привели родители в лесной детский сад?

Дети — Много.

А какие вы все звери?

Дети — Дикие.

Захотели зверята поиграть в игру « Солнышко и дождик». Для этого каждый из вас занимает тот домик, который я назову (воспитатель кладет на ковер разноцветные кольца и называет детеныша).

Медвежонок, займи синий домик, зайчонок — желтый, …

Один круг воспитатель кладет лишний.

Посмотрите, детки, на круги. Всем ли хватило домиков? Дети — Да.

- Сколько домиков у зверят? Дети — Много.

- Есть ли лишний домик? Дети — Да.

- Сколько лишних домиков? Дети — Один.

- Чего больше: домиков или зверят? Дети — Домиков.

- Кого меньше зверят или домиков? Дети — Зверят.

- Интересно, чей же этот лишний домик? - И воспитатель одевает на ребенка «Сюрприза» маску котенка и говорит:

- Посмотрите, детки, кто стесняется к нам подойти? Дети — Это же котенок!

- Как называют маму котенка? Дети — Кошка.

- Котенок дикое животное? Дети — Нет. Он домашнее животное.

- Не стесняйся, котенок, проходи в свой домик. Наши детки добрые, дружные тебя не обидят. А теперь посмотрите дети на пол. Теперь есть лишний домик? Дети — Нет.

- Что мы можем сказать, сколько теперь домиков? Дети — Домиков столько сколько и зверят.

- Напомню вам игру: на слово «солнышко» - вы гуляете по полянке, на слово «дождик» - прячетесь в ваши домики. Игра проводится 2-3 раза.

- Поиграли, повеселились. А теперь, детки, у кого домики в виде маленьких кругов несите их ко мне. Молодцы. Теперь несут свои домики ко мне те детки у кого они в виде больших кругов. Молодцы. Посмотрите, детки, на наш ковер — поляну. Сколько на нем осталось домиков? Дети — Ни одного.

- Устали зверята сидеть на полянке, сели они в свой дружный лесной паровозик по одному друг за другом и поехали путешествовать. Первым сел котенок — как гость дорогой, за котенком сел кто, Машенька? - воспитатель обращается к каждому ребенку в роли детеныша с тем, чтобы он назвал правильно название того дикого детеныша кем он является. Маша — Зайчонок.

- За зайчонком сел кто, Алиса? Алиса — Лисенок. И т.д.

- Поехал паровозик и приехал в хвойный лес, где одни ели, да сосны растут. Смотрят, еж сидит. Что воспитанные детки должны сказать ежу?

Дети — Здравствуй, ежик!

- Здравствуйте, детки, - грустно отвечает еж.

- Ты почему, ежик, такой грустный?

- Да вот, пошел в лес грибов набрать. Но кто-то в лесу мусор раскидал. Я не заметил, упал и ножку себе подвернул. Теперь не могу грибы собирать.

- Не переживай, ежик. Наши детки добрые, воспитанные, помогут тебе. Поможем, ребята, ежу? Дети — Да, поможем!!!

- Давайте вместе соберем весь мусор и когда приедем домой, то выбросим его — куда? Дети — В мусорное ведро. - Дети убирают мусор.

- Молодцы, ребята! Какой теперь чистый стал лес.

- Теперь посмотрите, ребята, в какой красивый хвойный лес мы попали.

(Воспитатель показывает рукой на доску с расположенным на ней дидактическим материалом)

- Посмотрите, дети, на эти елки. Сколько их? Дети — Елок много.

- А все ли елки одинаковы? Дети — Нет, есть высокая елка.

- Бельчонок, сколько высоких елок? Ребенок — Бельчонок — Одна.

- Правильно, одна высокая елка. А остальные елки какие? - Дети — Низкие.

- Медвежонок, сколько низких елок? Ребенок — Медвежонок — Много.

- Чего больше: низких елок или высоких? Дети — Низких елок больше.

- Правильно, низких елок больше. А чего меньше: низких или высоких елок?

- Высоких.

- Правильно, высоких елок меньше, чем низких. Под первой елкой растет один гриб. (Воспитатель выставляет под первую елку гриб, а потом под все остальные елки с сопутствующими словами.) И под следующей елкой растет один гриб, и под этой елкой растет один гриб, под этой елкой тоже растет один гриб и под этой елкой тоже растет еще один гриб.

- Посмотрите, дети, чего больше в нашем лесу: грибов или елок?

- Поровну. Грибов столько сколько елок. Елок столько сколько грибов.

- Правильно, грибов столько сколько и елок.

- Лисенок и волчонок, помогите, пожалуйста нашему ежу собрать грибы в корзину. (Дети собирают грибы в корзину.)

Воспитатель озвучивая ежа говорит:

- Спасибо вам, ребята, вы добрые. Только вот дорога домой ко мне очень длинная, а нога моя все еще болит. Как мне быть?

(Воспитатель поворачивает магнитную доску на другую сторону, где нарисована длинная дорога к дому ежа. И предлагает одному из детей нарисовать короткую дорогу.) После чего воспитатель озвучивает ежа со словами:

- Спасибо вам, ребята, вы не только добрые, но и умные детки. Счастливого вам пути. Приезжайте еще ко мне в гости. Дети прощаются:

- До свидания, ежик, выздоравливай. Мы к тебе еще приедем.

Воспитатель «сажает зверят» в дружный поезд по одному друг за другом и предлагает ехать дальше в город. Дети строятся в паровозик и приезжают в «город», где на столах разложен раздаточный материал: карточки с изображенными на них домами (4-5 домов на одной карточке на верхней полосе, нижняя полоса пустая) и машинки из картона на подносах. Но прежде воспитатель предлагает физкультминутку «Скажи и покажи»:

- Мы по городу идем: топ топ топ топ. (Дети маршируют на месте.)

- В городе дома какие? (Воспитатель тянет руки вверх, дети повторяют и отвечают: - Высокие.)

- А деревья? (Воспитатель присаживается на корточки, дети повторяют и отвечают: - Низкие.)

- В городе дороги какие? (Воспитатель встает и широко расставляет руки в стороны, дети повторяют и отвечают: - Широкие.)

- А в лесу тропинки? (Воспитатель вытягивает руки вперед с малым расстоянием друг от друга, дети повторяют и отвечают: - Узкие.)

- Весь город какой? (Воспитатель делает руками шарообразные движения вокруг себя сверху вниз, дети повторяют и отвечают: - Большой.)

- А наша лесная полянка какая? (Воспитатель показывает руками перед собой маленький шар, дети повторяют и отвечают: - Маленькая.)

Дальше воспитатель предлагает детям сесть в городской «трамвайчик» и посмотреть на свои карточки. Это наши «окошки» в трамвае, что вы на них видите? Дети — Дома.

- Поднимите дети вверх свою правою руку, ту которой мы держим ложку. И возьмите ей с подноса одну машинку, положите ее под первым домом. (Дети должны уже заранее знать, что их левая рука при этом лежит на красной полосе карточки слева.)

Теперь возьмите еще одну машину и положите ее под следующим домом. Теперь друг за другом положите по одной машинке под каждым свободным домом.

(Дети выполняют задание. Воспитатель следит за выполнением.)

- Посмотрите, детки, остались ли у нас дома без машин? Дети — Нет.

- Значит, что мы можем сказать о машинах?

- Ежонок, скажи, пожалуйста, сколько стоит машин у тебя на карточке? Ежонок:

- Машин стоит столько сколько и домов.

- Правильно, машин столько сколько и домов. А домов столько сколько и машин. Машин и домов поровну.

- Устали зверята в городе, сели в свой дружный лесной поезд по одному друг за другом и поехали назад к себе на полянку в свой «Лесной детский сад». А там их ждали родители: медведица кого ждала? - Дети — Медвежонка и т.д...

Стали детки своим родителям рассказывать где они были и что видели, а с котенком они попрощались и пригласили его еще приходить к ним в гости.

Используемая литература

1. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М..2013;

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2000;

3. Головкина Л.Ф. Лекции по теме "Теория и методика формирования элементарных математических представлений";

4. Суздальцева Л.В. Лекции по теме "Теория и методика развития речи у детей".