Педагогический час «Имидж воспитателя как одна из составляющих имиджа дошкольного учреждения»

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: имидж педагога, имидж воспитателя


Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами поговорим о слагаемых имиджа педагога.

Назовите, пожалуйста, ваши ассоциации к слову «ИМИДЖ».

(одежда, стиль, мода, красота, образ, причёска, макияж, внешность, престиж, костюм, модель, салон, личность, косметика, поведение, вкус, работа, статус, репутация, украшения, перемена, изменение, воплощение…..) Что такое «имидж»? (высказывания педагогов)

А КАКОЙ бывает имидж?

(позитивный, корпоративный, сценический, положительный, привлекательный, публичный, безупречный, соответствующий, собственный, профессиональный, общественный, новый, деловой, определённый, политический…….)

Кто вообще составляет имидж человека? (сам человек, имиджмейкеры, общество)

Английская исследовательница Э.Сэмпсон говорила: «Ваш личный имидж является картинкой ВАС. У Вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа. Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что внутри. Но это так же и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует»

Говоря о личностном имидже, она выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

Воспитатель часто воспринимается окружающими как лицо ДОУ, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения.

Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - А.П.Чехов

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

Исследования показывают, что имидж «хорошего» педагога в восприятии детей и родителей связан с такими качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция.

Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку.

Про внутреннюю составляющую мы говорили много, а сегодня предлагаю поговорить о некоторых моментах ВНЕШНЕЙ составляющей имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.

Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Педагог всё время должен чувствовать себя как на подиуме.

Дошкольников привлекает всё яркое, броское эмоционально окрашенное. Для успеха имиджа необходимо учитывать его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имиджа – составляющих человека являются:

  • человеческая привлекательность и личное обаяние;
  • впечатление здорового и счастливого человека;
  • интерес к людям и их проблемам;
  • уверенность в себе, оптимизм, активность;
  • интеллигентность, культура, эрудиция;
  • индивидуальный стиль деятельности и общения.

Справедливо утверждение, что имидж должен быть таким, будто весь мир заинтересован в вашем хорошем расположении духа, блестящей внешности, крепком здоровье, удачливости и т.д.

Имидж человека, как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть готовым продемонстрировать созданный образ.

Часто происходят такие ситуации, когда дети говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня красивая причёска.

Но бывает и наоборот: в случайно услышанных разговорах можно услышать неприязнь родителей или детей к неаккуратному внешнему виду педагога. Это означает, педагог, улучшив свой ВНЕШНИЙ вид, может улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.

Предлагаю перейти к практической части нашего мероприятия.

1 . Упражнение «Образ педагога» (ФОТО 1): 2 команды доказывают преимущества разного имиджа:

  • Яркого, броского, экстравагантного;
  • Блёклого, тусклого, «синего чулка».

2. Упражнение «Дресс-код педагога» (ФОТО 2): (предлагаю разделиться на 3 группы)

Какие вы предлагаете рекомендации и ограничения в одежде, использовании цветовой гаммы, макияже, причёске, аксессуарах

  • На педсовет
  • На утренник
  • В будний день

Понятно, что требования к внешнему виду педагога будут не одинаковыми. Например,

  • на педсовете – достаточно строгий, деловой стиль
  • на утреннике – праздничная, нарядная, яркая одежда
  • в будние дни – в одежде предпочтительна сдержанность и скромность
  • на физкультурном занятии, несомненно, спортивная одежда.

Уважаемые коллеги! На утреннике всё-таки предпочтительней ПЛАТЬЕ, а не брюки! И платье классической длины – до колена или чуть ниже (при наклонах или поднятии рук короткое платье задирается ещё выше, а длинное – мешает движению)

3. Упражнение «Представитель группы» (ФОТО 3)

Давайте рассмотрим такую ситуацию: срочно на конференцию от детского сада необходимо отправить не менее 3 педагогов. Но идёт рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Каждая группа выбирает 1представителя для конференции. Аргументируйте, по каким критериям вы выбирали человека.

Итак, необходимо придерживаться «золотой середины».

Не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, но и отставать от моды недопустимо! Следовательно, надо одеваться модно, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Есть официальные требования к внешнему виду воспитателя, которые регламентируются локальным актом ДОУ «Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» (Приказ от 27.02.2014 г № 6):

  • ...соблюдать деловой стиль одежды и обуви…
  • …соблюдать опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде…

Неброский макияж, аккуратная прическа. Юбка не на много выше колена. Одежда должна быть мягких тонов. Нежелательны яркие, ядовитые, кричащие тона. Запрещено ходить с голыми ногами (без колгот), в рваных/резиновых тапках. Обувь должна быть удобной на невысоком каблуке. В гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения. Воспитатель должен являться образцом для детей.

В общем-то, ничего сверхъестественного не требуется. Главное, чтобы родителю, который привел ребенка утром в детский сад, было приятно видеть перед собой человека, даже внешний вид которого показывает, что он готов к работе и ждет вашего ребенка.

Коллеги! В начале мероприятия вы назвали много ассоциаций к слову «имидж», и все эти слова помогут вам в разгадывании кроссворда (Приложение 1)

Итак, уважаемые коллеги!

Имидж воспитателя – очень важная вещь в современном мире. От того, какой имидж позиционирует воспитатель, зависит его отношение к руководству и коллегам, воспитанникам и их родителям. И наоборот – отношение к нему!

Имидж зависит в первую очередь от внутренней позиции воспитателя, его личностных качеств, манер и привычек. Но каждый может его изменить. И хорошо, если эта перемена – в лучшую сторону!

Помните правила:

  • Будь опрятным!
  • Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!
  • Следите за речью!
  • Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции
  • Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны и своим воспитанникам, и их родителям, и коллегам.

Я надеюсь, что вы получили полезную информацию для размышления и действий. Только от нас самих зависит, каким будет наш имидж, наше окружение и наша жизнь. Удачи!

Источники

  1. Криксунова И.А. «Создай свой имидж» - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
  2. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М., 2002.
  3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2002.
  4. Шепель В.М. «Имеджелогия. Как нравиться людям». - М.: Народное образование, 2002.
  5. Шепель В.М. «Имеджелогия: секреты личного обаяния». - М.: Народное образование. 2002.