ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из перспективных направлений эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, является интеграция с другими разделами образовательных программ. В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
Нами представлен лишь один из организационно - методических подходов к проведению интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, позволяющий сочетать двигательную активность детей с познанием окружающего мира. Данная комплексная разработка предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, составлена с учётом ФГОС ДО.
В основу реализации цели и задач были положены основополагающие медико-педагогические принципы: единство физической и психической активности, роль игровой деятельности, применение средств и методов физического воспитания для повышения двигательной активности, применение личностно-ориентированной системы технологий. На занятии прослеживается интеграции областей «Физическая культура», «Социализация», «Познание».
Используемые методы, приемы и технологии:
- здоровьесберегающие технологии (использование игровых заданий, игровых упражнений, подвижных игр);
- технология исследовательской деятельности (рассмотрение и анализ карты-схемы (согласно этой схемы дети исследуют среду обитания сказочных героев);
- личностно-ориентированные технологии (совместно разрабатывают план прохождения и выбирают, каким способом будут преодолевать препятствие, используя оборудование. Выбор детьми подвижной игры (в качестве подарка герою);
- игровая технология (ход занятия построен на принципе практического применения игры-путешествия);
- информационно-коммуникационные технологии (просмотр мультфильма «В гостях у гномов», музыкальное сопровождение мероприятия).
Содержание, структуру занятия, согласованность действий педагогов по целенаправленному обучению поисковой, познавательной деятельности, по активизации самостоятельного мышления детей, оправданность и рациональность выбора методов и приемов на занятии.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребностей и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Развитие творчества и инициативы: контроль за своими действиями в соответствии с правилами; уверенное выполнение физических упражнений; проявление выдержки и настойчивости, умение доводить дело до конца.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение активного словаря.
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Пространство выбора для реализации поставленных задач: в течение игры группе детей необходимо пройти два этапа по карте-схеме, выполнить задания. По ходу игры задания можно менять, усложнять, разнообразить в зависимости от возраста участников, их способностей, а также творческой инициативы.
Наряду с исполнением физических упражнений оба педагога развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной деятельности с целью достижения ожидаемого результата, соблюдая этику общения.
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы и оборудование:
- Развивающая предметно-игровая среда: Спортивный зал, спортивный модуль, спортивное оборудование (обруч 8 шт., гимнастическая скамья 2 шт., дуга 6 шт., тоннель).
- Демонстрационный: карта-схема (ИКТ презентация карты, пазлы с изображением «Гном», «Дом»), карточки-схема спортивного оборудования.
Раздаточный материал: 20 шариков-капсул с секретом (декоративные камни)
Персонаж: «Гном» компьютерная графика (пример: взрослый или ребенок, кукла-Гном).
Предварительная работа: Знакомство детей со сказочными героями, местом их обитания и сферой деятельности. Просмотр мультфильма «В гостях у гнома», анализ и обсуждение сказки. Специальной подготовки детей к игре и репетиций не проводится. К участию привлекать всех, разделив на несколько команд. Общее время проведения игры 45 минут.
I этап - мотивационный
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Примечания, пояснения, |
Здравствуйте, ребята. Сегодня в спортзале обнаружила необычный лист бумаги (карта-схема), не знаю, кто нам оставил, посмотрим и разберемся. |
Дети с педагогом рассматривают: рассуждают, ставят предположения, делают вывод, что это карта |
|
Ребята, да похоже эта карта. Чья она? |
- пиратов; |
Дети рассматривают карту, найденную в зале. |
Вариантов у вас было много, и вы дружно остановились на сказочном герое «Гном»! |
- да, согласны! |
Предположение детей, выбор из предложенных вариантов. |
А как вы догадались? |
- заметили на картинке (элементе пазла) шапочку гнома; |
Подсказка в виде одного элемента пазла. |
А кто такие гномы, где они живут и чем занимаются? |
- это маленькие человечки; |
Дети рассматривают элементы карты-схемы, на которой изображен путь от дома к пещере с алмазами. |
А карта им зачем? |
- чтобы не заблудиться; |
|
Правильно, возможно это был гном. Но как же он обойдется без этой карты? |
- нужно карту вернуть гному. |
|
II этап – (планирование)
Содержание (вопросы воспитателя по ходу ООД) |
Обратная связь на высказывание детей |
Примечания, пояснения, |
Как мы можем вернуть карту? |
- пройти по карте-схеме; |
|
Отправиться к ним и отнести карту, которую они потеряли, сможем узнать, чем они любят заниматься. В волшебную страну гномов попасть не так-то просто. Гномы не доверяют людям, прячут свои сокровища, клады, и карта у них волшебная заколдованная. Попадая в чужие руки, изображения на карте могут исчезнуть. Чтобы не заблудиться в пути, необходимо запомнить маршрут. |
||
Ребята, как мы можем запомнить маршрут? |
- запомнить схему; |
После фотографирования схемы, изображение карты переносится на проекционный экран. |
Путь предстоит нелегкий. Много опасностей может встретиться на пути. |
||
Вы готовы к испытаниям? |
- да, готовы! |
|
Как мы будем преодолевать испытания? |
- рассмотрим внимательно карту; |
Детям предлагается карточки схемы спортивного оборудования, для прохождения полосы препятствий. |
Какие препятствия нам предстоит пройти? |
- болото; |
Рассматривают карты-схемы на экране. |
Какое оборудование будем использовать для прохождения полосы препятствий? |
- конусы; |
Рассматривают карточки спортивного оборудования. |
Напомните мне правила прохождения испытаний. |
- не толкаться; |
Предложить детям карточки схемы правил прохождения полосы препятствий. |
Правильно, мы с вами дружные, сильные ребята, и обязательно справимся со всеми трудностями. И поэтому прямо сейчас мы отправляемся в путь! |
Детям предлагается пройти полосу препятствий в соответствии с картой-схемой. |
III этап – (реализация детского замысла)
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Примечания, пояснения, |
Ребята, напомните, пожалуйста, какое первое препятствие было на карте? |
- прошли болото по кочкам. |
Использовали обручи – прыжки из обруча в обруч. Использовали конусы. |
Замечательно, молодцы ребята, вспомнили. Перед нами пропасть, через неё необходимо пройти. Будем вместе решать, как преодолеть препятствие. |
- разделиться на команды; |
дети делятся на команды (по количеству, по считалке, по желанию). |
Мои маленькие путешественники, мы подошли к горе, в которой живут гномы. Но попасть в страну гномов могут только люди, такого же маленького роста, как они. |
||
Как вы думаете, как мы сможем туда попасть? |
- присесть; |
Дети предлагают произнести волшебные слова. Произносим текст вместе с детьми встав в круг. Дети преодолевают препятствие заранее приготовленное (тоннель заранее приготовлен). Пройдя сквозь тоннель, дети находят элементы пазла. Складывают пазл. |
Вот вы и стали такими же маленькими, как гномы. Теперь вы сумеете пройти в пещеру. В пещере вас ждут опасные лабиринты, каменистые горный ручей, поваленное дерево, огромные камни. |
||
Еще гномы не любят «лентяев». В своей стране они все время трудятся, добывают драгоценные камни и переносят их в мешочках в таинственную пещеру. Пройдем по опасным дорогам волшебной горной страны и поможем добыть драгоценные камни. |
На каждом препятствии дети собирают капсулы (контейнер «киндер- сюрприза», в который вложен декоративный алмаз). |
|
Нашедшие камни мы будем складывать в мешочек, который мы взяли с собой. |
При прохождении полосы препятствий, дети находят капсулы и складывают в мешочек, не раскрывая капсулу. (Мешочек находится у педагога или у заранее выбранного ребенка). |
|
Ребята, мы смело прошли горными тропами, нашли необычные камни. |
|
Дети считают камни, обсуждают пройденный маршрут по карте. |
Самое время нам встретить хоть одного гнома. Ребята, смотрите, кто-то прячется в кустах. |
- это гном; |
Появляется герой гном. |
Здравствуй уважаемый Гном, мы с ребятами нашли карту, которую вы потеряли. Вместе обсудили и решили вернуть обратно. А еще было желание посмотреть, где живут гномы, чем они занимаются. |
|
Обращение гнома: Мы гномы, не любим не прошеных гостей! Но вас я ждал, знал, что вы прейдете, очень вам благодарен, что вы нашли все мои камни. Вы дошли и принесли мне камни в целости и сохранности. Вы очень добрые, дружные, смелые ребята, не каждый мог пройти по моему маршруту и выдержать все испытания, молодцы. Да, для того чтобы добывать алмазы, мы строим в горах шахты и с их помощью можем спокойно передвигаться под землей. Эти камни я хочу подарить вам и сказать большое спасибо, а в чем секрет мы сейчас посмотрим. |
Вскрывают шарики-капсулы вместе с гномом, рассматривают камни. |
||
Гном спасибо, нам хочется отблагодарить тебя, правда ребята? Дети, но ведь у нас сейчас с собой ничего нет, а как же можно отблагодарить? |
Гном: А я очень люблю играть. |
|
А если мы его научим играть в подвижную игру - это может быть благодарностью? |
- да! |
Вот эта игра очень напоминает жизнь маленьких человечков. |
IV этап – (рефлексия)
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Примечания, пояснения, |
Спасибо гному за щедрый подарок. Дети, а что же нам можно сделать с этим богатством? |
- можно сделать украшение; |
Дети выкладывают из камней узор или картину. |
А как вы думаете, гном рад что мы вернули ему карту? |
- да! |
|
Мы сделали доброе дело? |
- сделали; |
|
Наше волшебное путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. До свидания, Гном. И еще раз спасибо за драгоценные камни. |