Критическое мышление как средство модернизации обучения на уроках биологии

Разделы: Биология

Ключевые слова: биология, критическое мышление


 «Недостаточно иметь хороший ум,
Главное правильно его использовать.»
Рене Декарт

Я часто задаю себе вопрос: "Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы классе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена, что главная цель урока - воспитать личность, человека, способного анализировать чтение, самостоятельно оценивать факты, явления и события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, который не боится думать.

Для достижения этой цели необходимо создать для ученика определенные условия, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих способностях, раскрыться, способствовать формированию его мировоззрения. Современный метод обучения, к сожалению, не всегда обеспечивает приятную обстановку для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее, со-творения между учителем и учеником, а также между учениками.

Когда я начинал преподавателем русского языка и литературы, я часто задавался вопросом, почему детям скучно на уроках, почему современные дети не читают, боятся отвечать, не пишут эссе, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не соответствует теме данного эссе. Мало - помалу я начал понимать, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а заученные жизненные данные писателя не помогут ему разобраться в том или ином литературном произведении. С ужасом для себя я сделал вывод: русский язык и русская литература-неинтересные, ненужные, можно сказать, «мертвые» предметы для современного школьника. Что делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? И тогда тема самообразования» интерес к урокам русского языка и литературы – ключ к улучшению качества образования " на долгие годы стала ведущей.

Поиск ... это, наверное, то, чем живет современная школа. Вероятно, это то, что не позволяет нам, учителям, быть статичными, останавливаться в быстро развивающемся современном обществе. Поиск позволяет ребенку стать учеником, настоящим учеником, который может не зубрить, а делать открытия, радоваться этим открытиям и искать новые. Поиск и творчество не могут существовать отдельно и, на мой взгляд, являются наиболее важными составляющими в процессе обучения.

Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством вела на моих уроках. Я стараюсь убедиться, что в классе царит атмосфера творчества, что мои ученики могут сравнивать и ассоциировать, размышлять о проблемных ситуациях и предлагать выход из них. Для этого, конечно, необходимо творчески мыслить. Может ли современный учитель научить каждого ученика творческому мышлению? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как творческие возможности каждого ребенка заложены в раннем детстве. А тех, кто не был обременен интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, учитель может научить на своих уроках критически мыслить через поиск. Создание предпосылок для развития творческих способностей учащихся - моя приоритетная задача как современного учителя. Поэтому технология развития критического мышления путем чтения и письма (ТРКМЧП) была в значительной степени мною принята и стала частью проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Развитие критического мышления-одна из целей, общепринятых в педагогике. Характерными чертами развитого критического мышления являются оценка, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор перспективы. При применении технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы чтением и письмом обучаются общим знаниям и умениям, умениям и способам мышления, появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для изменчивости и дифференциации обучения; формируется упор на самореализацию.

На протяжении нескольких лет на уроках биологии  активно используется данная технология.

Вся работа в этом направлении даёт ориентир на самое главное – создать на уроке обстановку, помогающую обучающимся самим добывать знания на основе уже имеющего опыта, дать им что-то новое, ранее неизвестное.

Таким образом, у ребят формируется комплекс медиа-образовательных умений.

В основе данной технологии трехфазовая структура урока:

– вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);

– осмысление содержания (получение новой информации);

– рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

На фазе вызова главную роль играет приём новизны. Здесь учащихся нужно заинтересовать сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно  новой, а такой, когда в известном, кроется что-то новое. Очень часто используется на уроках прием «Удивляй».

Например, урок  «Экологические группы птиц. Классификация птиц по типу пищи» в 7 классе весной начинаем с небольшого сообщения:

«Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна».

Этот прием позволяет вызвать интерес к теме урока.

Весьма действенным может стать прием «Да-нетка».

Загадываем нечто (животное, оборудование, ученый, явление и т.д). Ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечаем словами «да», «нет».

Например, на уроке в 5 классе при изучении темы «Прибор, открывающий «невидимое»» загадываем прибор «микроскоп», но перед этим рассказывается ребятам интересная история.

«Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождение подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулёза. Что же подарила его дальновидная супруга?». И ребята начинают задавать уточняющие вопросы:

  1. Этот предмет используется людьми давно? – И да, и нет
  2. Это инструмент сельского врача? – И да, и нет
  3. Это предмет для лечения больных? – Нет
  4. Это прибор для обработки чего-то? – Нет
  5. Прямое назначение подарка измерения? – Нет
  6. Может ли человек обойтись без него? – И да, и нет
  7. Им пользуются и взрослые и дети? – И да, и нет
  8. Это лабораторная посуда? – Нет
  9. Это лабораторный прибор? – Да
  10. Это увеличительный прибор? – Да
  11. Это лупа? – Нет
  12. Для этого прибора нужен свет? – Да

Ребята делают вывод, что это световой микроскоп.

На фазе осмысления главная задача – поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

Кластеры – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «Планеты и её спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге, получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Например, при изучении темы «Цветковые растения» в 6 классе, в форме кластера ребята рассмотрели органы цветковых растений и выяснили их функции. Отметили их на логической опоре. (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Кластер «Цветковые растения»

Ребята с удовольствием «лепят» и рисуют подобные кластеры, что повышает их интерес к предмету «Биология». (Рисунок 2)

Рисунок 2 – Схема «Фишбоун»к уроку «Цветок, его строение и значение»

Прием «Фишбоун» в переводе обозначает «рыбная кость». В голове этого скелета обозначается проблема, которая рассматривается в тексте, еще один популярный прием в данной технологии. Схема «Фишбоун» заранее раздается ученикам (или зарисовывается в тетради). В ходе изучения нового материал заполняется вместе с детьми на шаблон Фишбоун. При необходимости корректируются высказывания детей, совместно формулируются суждения. Главным условием при работе с этим приёмом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода. Приём применялся при изучении темы в 6 классе «Цветок, его строение и значение». (Рисунок 2)

Очень важным элементом каждого урока, бесспорно, является оценка результатов работы. Значительное внимание уделяется самооценке деятельности учеников на уроке. Работая в группах, дети всегда заполняют «Лист самооценки», куда заносят баллы, полученные в ходе учебной деятельности. Применяя этот метод, можно узнать много нового и интересного о детях, о себе, о своих уроках, своём предмете, об отношении учеников к тому, что происходит на занятиях.

Перепутанные логические цепочки – еще один популярный приём данной технологии.

Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Приём «Перепутанная логическая цепочка»

Восстановление перепутанной логической цепочки. (Правильный ответ: 3-1-2-4-5)

На фазе рефлексии также можно использовать разнообразные методы и приёмы. С большим удовольствием ученики составляют синквейны.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах; реже как коллективное творчество. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, способа оценки понятийного багажа учащихся, средства развития творческой выразительности.

Ниже приведем пример синквейна по теме «Зрительный анализатор. Строение глаза».

1 строка – Название синквейна: Глаза;

2 строка – два прилагательных: Красивые, лучезарные;

3 строка – три глагола: Воспринимают, преломляют, различают;

4 строка – фраза на тему синквейна: Зрение – бесценное богатство человека;

5 строка – существительное: Очи;

Синквейн учащиеся записывают в тетради, затем некоторые из них его зачитывают.

Таким образом, технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. -М.: Просвещение, 2010.
  2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.-М.: ИОО, 2000.
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика .-М.: Мирос,2002.
  4. Великанова А.В., Мокроусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. -Самара: Профи, 2002.
  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. -СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Кларин М.В Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена,1994.
  7. Халперн Дайана. Психология критического мышления. -СПб: Питер, 2000.