Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга, свои грибные места – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну, говорил М.При
швин.
Якуты всегда почитали большие озера, реки, курганы, мысы. Запрещалось у большого озера вырубать старые деревья, осквернять. И это очень интересно было узнать. Большие озера и реки называли иносказательно «эбээ» (бабушка). Многие народы и народности обожествляли природу и ее мощь. Такое своеобразное отношение воспитывало почтительное отношение к природе и ее богатству, учила содержать природу в чистоте, требовало охранять ее. При проведении экскурсии в дальний лес (экскурсии на автобусе называем так ) мы, обязательно останавливаемся возле озера, так как сыро возле озер, мы наблюдаем издалека голубую гладь воды, с какой стороны растут величественные лиственницы. Во время таких поездок мы удивляемся, восхищаемся красотой озеро «Зырянка», растущего возле озера леса, особенно осенью, когда золотом сверкает все вокруг. Обращаем на те растения, которые взяты под особую охрану. Это мать-и-мачеха (тут же на экскурсии мы наблюдаем, почему так называют этот цветок, что одна сторона листочка, когда прикладываешь к тыльной стороне ладони холодная, а другая сторона теплая). Это тысячелистник, шиповник, пижма, одуванчик. Далее на интегрированном уроке рисования и природоведения мы создаем альбом «Лекарственные растения Колымы».
Так, мы на экологическом кружке учимся, как и где проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. Еще такая работа дает желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса, подкормить птиц зимой, вести контроль за зеленными точками поселка, расклеить информационные листовки в поселке о бережном отношении к природе.
Так нами, разработан наш местный календарь времен года, где зима намного длиннее, чем в центральных регионах России.
Всю работу связываем с местным региональным компонентом. Для этого распределили времена года по нашим сезонам, по нашему времени. Не совпадение наступлений времен года по сравнению с центральными регионами России, заметно, всегда. С природой нашей родины мы знакомимся на основе сравнения с природой своего северного края. Время года осень захватывает месяцы: август, сентябрь; зима - октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март; весна - апрель, май; лето – июнь, июль. На календарях природы мы четко выделяем временные пояса нашего края. Под названием каждого месяца оставляем место, где дети пишут свои наблюдения, о прилете птиц весной, о первом снеге, о поведении птиц с наступлением зимы, весны, осени. И появляются такие записи. «30 сентября выпал снег с утра мелкий, мелкий, а к вечеру выпал крупный снег», «С 6-11 октября улетели лебеди, кружась над поселком, как бы прощаясь с нами, до следующей весны», «15 октября кружился над поселком одинокий лебедь».
ОСЕНЬ
Время года осень – август, сентябрь. А вот и август подкрался, меркнет пестрота в природе. Первой роняет лист береза. Четко заметнее убыль света: от утренней зари до вечерней стало короче. Поплыли, закурились утренние туманы. Вечерами и ночами чувствуется дыхание холода. Август - месяц хлебосол: все созревает, всего вдоволь в полях и на огородах, и в приусадебных участках. В лесу «скатерть-самобранка» ягод собрала: морошку, голубику, бруснику, рябину, охту, княженику, шиповник; грибов – груздей, маслят, подберезовиков, орехов стланика и целебных кореньев. Август граница лета и осени. В августе до обеда лето, после обеда – осень. Сентябрь – настоящая, дождливая, ненастная осень. Но и у нас наступает в сентябре особое время- прелестная улыбка тепла, «бабье лето». Но с последней декады сентября с неба потихоньку летят белые, легкие, свежие снежинки.
ЗИМА
Октябрь – месяц преддверья зимы. Снег после выпадения остается на деревьях, остается на земле. Октябрь – первый более мягкий месяц зимы. Властвует холодный северо-восточный ветер. Дни короче, ночи длиннее и темнее. Уже с вечера морозец покрывает тонким ледком лужицы. Стынет речка Ясачная, приток Колымы. Замерзают все мелкие водоемы и от этого все деревья в изморози. Такая красота!
Ноябрь – снег под ногами хрустит от легкого морозца. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. Месяц первых морозов и сильных ветров. В ноябре снега надует и покроет все вокруг белым полотном.
Декабрь – суров декабрь, да малоснежен. В декабре – Новый год – к весне поворот. Зимой снег глубокий – летом сена вдоволь (якутская поговорка). Все ниже ходит солнце, все короче дни. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. Декабрь – ночь года. После солнцеповорота хоть на хрящ мышиного хвоста прибудет денек (якутская поговорка). Мороз злее – налим живее (якутская поговорка). Северное сияние покрыло небо – к холодам. (як. пог.)
Январь – самый холодный месяц года. Январь – ломонос: береги свой нос. Холодно и голодно в это время зверю и птице. Якуты говорят в этом месяце у быка дымящего морозом 31 числа отваливается 1 рог, значит мороз чуть сдает. Морозы на последней неделе января обещают холодное лето.
Февраль месяц славится редкими, пронизывающими ветрами. Это особенность данного месяца. Февраль – лютый: спрашивает, как обутый? 8 Февраля у быка – морозца отваливается второй рог, значит, мороз заметно выдыхается. А ледяной ветер дует не переставая и все же еще зима, зима….15 февраля по поверьям якутов отваливается полностью голова у быка – морозца. Днем в затишье начинает показываться солнце.
Март – переломный месяц у нас на Колыме, поворот к весне. Но сердится месяц морозцем да снегами. Крепкие морозы в марте бывают только по ночам. Почти на два часа возрастает долгота дня. У нас в марте зима с весной встречается. Как в марте зима не злится, а весне покорится.
ВЕСНА
Апрель сыреет и мякнет под ногами податливый снег. На солнышке появляется капель. Воробышки развеселились, перелетают стайками с места на место – значит перед сильным ветром. Народ примечает: длинные сосульки – к долгой весне. Непостоянен апрель. Солнце, снег вперемежку. Чернеют в поселке улицы, а в лесу тишина и зима зимою: белой пухлой периной покрыто все вокруг. Где-то призывно стучит дятел, зовя подругу. И все вокруг запахло весною.
Май. С каждым днем все меньше снега, как бы оседая, постепенно исчезает. Зато куда ни ступишь, куда не посмотришь – везде вода. Колымская природа оживает в этом месяце: прилетают перелетные птицы, сперва гуси успевают умыться в последнем снегу. Ведь в лесу, в полях еще лежит снег. Прилетают чайки – санитары нашего поселка. Оживают наши тополя. На них сидят серебристо-серые мохнатые «барашки». Начинается сокодвижение у берез.
ЛЕТО
Июнь. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий. Молодые клейкие листочки появляются у берез. Поселок оживился с прилетом ласточек. Чирикают, суетятся и каждая семья ласточек находит свое прошлогоднее гнездо. Вот удивительно! После куковании кукушек резко лес начинает зеленеть. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. В июне все хозяйства со своим рогатым скотом разъезжаются на летние участки (сайылык) и до сентября.
Июль – макушка лета. Убавляются, но становятся все жарче дни. Самый пик сенокосной страды. Даже в лесу пышет горячий воздух, манят запахом грибные места, цветут лесные поляны. Настало время собирать морошку, княженику. На сенокосных полях один за одним растут стога свежего, пахучего сена. Июль – страдная пора сенокоса. Умолкли кукушки, тихо и спокойно вокруг озер, значит все птицы водятся со своими выводками. Все вокруг наливается соком, зреет под лучами июльского солнца. Обилие ягод летом – к холодной зиме.
Август. Первая и вторая декада августа – лета закат. Месяц холодных расцветов, обильных рос. Поспевает брусника, а грибов видимо невидимо в лесу.
Познание нами природы, воспитание любви к ней невозможно без яркого эмоционального слова. Удивительно поэтичны лирические строки о красоте колымской природы, о людях, их труде, о родном крае, величавой Колыме стихи М.Ефремовой (местный поэт)
Весна
В краю снегов, в краю туманов
Где стынут в скалах облака,
Неутомимо к океану
Стремится гордая река.
Шелка багряного заката,
Гусей весенний перелет,
Поет волна на перекатах
По Колыме весна идет
Такие мероприятия проводим:
- экологические праздники «День птиц», «День урожая»;
- экологические экспедиции «Экологическая тропа», «Эколого-краеведческая работа».
Коротко, расскажем праздник «День птиц». День птиц для школьников стала традицией. К встрече птиц весной необходимо подготовиться в течение зимы. Праздник, можно заранее запланировать и провести его в течение недели до прилета перелетных птиц. В течение зимы, нужно ознакомиться с зимующими птицами, от этого расширяется кругозор учащихся, повышается экологическая активность. В первую очередь, нужно организовать выставку, на которую мы должны узнать: какие птицы прилетают в наши края; какова польза от птиц, как привлекать птиц к населенным пунктам; как изготовлять и развешивать кормушки для птиц, чем и как кормить птиц. На празднике нам помогают родители. Они проводят викторины, выставки, вопросы КВН и готовят с детьми их фото или открытки и рядом с ними различные корма которые могут быть использованы для подкормки этих видов птиц. Птицы, хорошо запоминают те места, где находят корм в трудное для них время. Корма, для зимующих птиц, надо запасать заранее , еще летом. Это могут быть семена дынь, огурцов, зерна и др. Ценным кормом для птиц зимой могут быть ягоды, которые надо собирать поздней осенью, но до наступления морозов. В качестве корма можно использовать крошки, кусочки мяса, сало и другие отходы. Зимнюю подкормку птиц нужно проводить регулярно без перерыва. Корм подсыпают понемногу, но каждый день. В большой снегопад или гололед корм надо насыпать побольше.
Мы, на таких мероприятиях повышаем свою экологическую культуры – отношения к природе, поведение, учебу, развивают в себе традиции. У нас формируются представления о природе, как о единой системе. Овладеваем нормами правильного поведения в природной среде.
Нам нравится проект «Мое дерево».
Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение нами исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме. В качестве объекта исследований выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. В то же время дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере, дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным. Родители, могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним и рассказать историю его появления. Так пишет одна девочка: «… У меня под окном растут две березы. Смотрю, а они как подружки. Одной, примерно тринадцать лет, а другой десять. Так мне сказала моя бабушка. Недавно, наш сосед делал ремонт и завалил маленькую березку остатками от ремонта. Мне было так ее жалко, потому что весь ее вид был жалкий и больной. Мы с папой вышли и тотчас же все убрали. Вечером, когда смотрела через окно, она как будто улыбалась….».
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», « Изучение плодов, семян», «Изучение животных связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводим пример одного из заданий – «Изучение ствола и коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Некоторые дети считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая», «Мой тополь старый, кора морщинистая, шершавая и в трещинах кто-то живет», «А мой тополь молодой, красивый, кора гладкая». Очень интересно за ними наблюдать.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом», «свежей травой», «лесом», «яблоками», «свежими огурцами» и т.д.
4. Есть ли дупло, гнездо на деревьях? Может ли кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их, внимательно и постарайся нарисовать их в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа, вырубки от топора. Как, вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?
Пишем сочинения о своем дереве. «Я не верю, что деревья не говорят. Моя рябина дружит с одним деревом. Я заметила, когда ветер они качаются и когда ветра нет, они все равно качаются. Так красиво они касаются ветвями. Я думаю, что они разговаривают». «У меня есть два тополя. Это мама тополь и ребенок тополенок. Когда мы ходим на экскурсию, то я вижу, как мои тополя радуются мне. Надо с ними разговаривать, тогда они быстрее растут. Грустно бывает маленькому тополенку, когда идет дождь. Мне нравится к ним ходить в гости». «Мой тополь очень старый. У него толстая коричневая, шершавая кора, а под ним прячется множество насекомых. Он очень красивым становится летом. У него огромные зеленые листочки, он весь в зелени. И, качаясь на ветру, шумит листьями и скрипит ствол. А весной у него кора пахнет свежими огурцами.» Если бы, все люди на Земле посадили по одному дереву, то Земля дышала бы спокойно».
Такие экологические праздники, которые стали традиционными в школе.
1. «День птиц».
2. «Урожай – 2019г».
Кратко раскроем праздник «Урожай». Этот праздник проводится в течении двух дней. В назначенный день - 24 сентября, проводятся классные часы на темы: «Лес», «Огород», «Ягоды». Форму и содержание классного часа учитель предусматривает сам. Во второй день организуется выставка урожая. Проводятся различные конкурсы: «Самый, самый…», где определяют самый крупный овощ. «Самый интересный», «Самый красивый», «Самый вкусный» и т.д. В конце мероприятия устраиваются чаепития по классам, проводятся дегустации продуктов. Также для родителей читаются лекции по огородничеству. Стараемся приурочивать праздник с общепоселковым праздником «День Зырянки», где наши родители участвуют на выставке овощей. А на выставке чего только нет! (начиная от моркови кончая лагинарием). Осенью проводится массовая посадка ягодных кустарников: черная смородина, красная смородина, дикая малина. На приусадебном участке в каждой семье есть участок для детей. Это выращивание картофеля, овощей, разведение цветов и ягодных кустарников. Целью является: на примере своего опыта воспитание детей к труду; воспитание бережного отношения к природе. В приусадебном участке каждый родитель учит своего ребенка к труду, учитывая – объясняет какие растения произрастают в нашей почве; учит ,какие удобрения подходят к ним; учит как бороться с сорняками, как ухаживать за растениями, собирать и хранить их. Формировать экологическую культуру, мы играем в экологические акции, операции, проводимые в кружке. Они включают детей в активную, самостоятельную природоохранную деятельность. Дети с удовольствием участвуют в данных мероприятиях. В нашем кружке проводятся следующие акции и операции:
- Акция «Птицы»;
- Акция «Будь природе другом»;
- Операция «Красная тетрадка»;
- Операция «Зеленый наряд поселка»;
- Операция «Посадка деревьев»;
Такие акции учат нас бережному отношению к природе, воспитывают ответственность к животному и растительному миру, организацию активной практической деятельности по охране природы.
Акция «Будь природе другом». Мы, разделившись по группам, расклеиваем информационные листовки об охране природы. У каждой группы есть свой участок в поселке. Листовки рисуют, оформляют сами, размножают через канон наши родители. Названия листовок: «Растениям – нашу заботу!», «Послушайте, мальчики!», «Не разрушайте гнезда птиц!». Цель акции: привлечение внимания детей и взрослых к проблемам охраны природы; пропаганда охраны природы; проявления стремления и готовности оказать помощь к природе.
Операция «Посадка деревьев». Родительский комитет заранее пишет заявку в комитет охраны природы о выделении саженцев. Папы заранее заготавливают ямки для саженцев и по группам на территории поселка в определенных местах сажают деревья вместе с детьми.
Цель операции «Красная тетрадка» - изучение и сохранение редких, исчезающих видов растений и животных. Участники операции изучают растительный и животный мир своей местности. Собирают сведения о редких и исчезающих видах, намечают меры по их охране. Изучив флору и фауну своего наслега, мы сами составляют «Красную книгу» местности. А через свою «Красную книгу» острее воспринимаем необходимость охраны природы, бережного отношения к животному, растительному миру.
Проводим такого вида тесты для того, чтобы узнать на сколько дети близки к природе, знают ее законы и правила.
Тест №1. «Определение начального уровня экологической культуры».
1. Как ты поступишь, если найдешь в лесу птичье гнездо с птенцами?
А) издали посмотрю и уйду (3б)
б) возьму птенцов на руки (2б)
в) стану разорять гнездо (1б)
2. Может ли человек быть добр к людям и жесток к животным?
А) да (1б)
б) нет (3б)
в) не знаю (2б)
3. Если ты увидишь, как другие дети издеваются над беззащитным животным, заступишься ли ты?
А) да (3б)
б) нет (1б)
в) не знаю (2б)
4. Участвовал ли ты в природоохранной деятельности школы?
А) да, во всех (3б)
б) только в некоторых (2б)
в) никогда не участвовал (1б)
5. Твои товарищи «охотятся» на нырка. Как ты поступишь?
А) стал бы «охотиться» вместе с ними (1б)
б) сказал бы, что так делать плохо (3б)
в) прошел мимо (2б)
6. Как бы ты поступил, если бы увидел где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?
А) прошел мимо (1б)
б) подумал, что можно сделать (2б)
в) взял бы к себе (3б)
7. Рвешь ли ты цветы просто так?
А) иногда (2б)
б) никогда (3б)
в) всегда (1б)
8. Радуешься ли ты хорошей погоде, солнцу, птичкам, что поют на улице, красивому цветку?
А) да (3б)
б) нет (1б)
в) иногда (2б)
9. Можно ли доброту разделить на три части: доброту к людям; к животным и к природе?
А) да (1б)
б) нет (3б)
в) не знаю (2 б)
10. Придерживаешься ли ты правил поведения, на природе?
А) да, всегда (3б)
б) когда контролируют (2б)
в) нет (1б)
11. Как ты думаешь, нужно ли охранять природу?
А) да (3б)
б) нет (1б)
в) не знаю (2б)