Особенности взаимодействия коррекционного учреждения, учителей-дефектологов и родителей детей с нарушениями слуха

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, дети с нарушением слуха


В последнее время стало меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего еще свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнер со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребенка.

Семья – это та среда, где ребенок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребенка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда дает положительный результат.

Семья обеспечивает ребенку полноту ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой, вниманием. От полноты взаимоотношений детей, имеющих нарушения слуха, с родителями и другими членами семьи зависит то, насколько адекватными будут их отношения с социальной средой. По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.

В семьях, где родители тоже глухие, складываются более близкие межличностные отношения, чем в семьях со слышащими родителями. В первом случае родители принимают активное участие в судьбах своих детей, ибо у глухих (или слабослышащих) родителей отсутствует проблема общения с детьми: и те, и другие пользуются специфическими способами общения. А трудности общения глухих детей и их слышащих родителей сохраняются долгие годы. Поэтому важными задачами в работе со слышащими родителями являются их обучение установлению межличностных контактов со своими детьми и оказание им помощи в воспитании ребенка.

Так, при поступлении ребенка в школу родители под руководством сурдопедагога помогают своим детям включиться в систему новых отношений, приучают их к систематической, повседневной учебной работе, содействуют развитию речи и речевого слуха. Для старшеклассников родители могут оказаться лучшим примером при формировании социально значимых ценностных ориентаций, помочь им в выборе профессии, обретении смысла жизни, в правильном и адекватном планировании совместного с ними будущего.

Эффективность педагогической деятельности сурдопедагога в работе с детьми с нарушениями слуха будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам слухоречевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

Осознанное включение родителей в совместный с сурдопедагогом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства слухоречевого развития ребенка невозможно, если усилия сурдопедагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Сотрудничество школы и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития, и привлечении их к участию во внеурочной работе. Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых дверей. Для полноценного участия в этих мероприятиях родителей, имеющих нарушения слуха, используются специфические средства общения, в том числе разговорный (или калькирующий) жестовый язык.

Индивидуальная работа школы с родителями необходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Особое значение она приобретает для глухих родителей, которые нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны сурдопедагога и воспитателя. В ходе индивидуальной работы – на консультациях и в личных беседах – сурдопедагоги, воспитатели, учителя-дефектологи совместно с родителями могут анализировать причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечать согласованные действия по их преодолению.

Во время педагогических консультаций они дают родителям практические ответы по преодолению индивидуальных проблем, возникающих у их детей. Проблемы эти могут быть связаны с трудностями общения, с негативным поведением, со сложными взаимоотношениями в классе. Такие консультации требуют от сурдопедагога чуткости и тактичности, профессиональной подготовки к решению этих встречающихся проблем.

Индивидуальные беседы с родителями проводятся для уточнения, разъяснения и корректировки совместных усилий школы и семьи по воспитанию у учащихся личностных качеств, привычек нравственного поведения, а также для сообщения родителям о достигнутых детьми успехах или о неудачах. Тон беседы должен быть спокойным, доброжелательным, способствующим взаимопониманию и откровенному обсуждению проблем, требующих решения.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих детей заключаются в следующем:

  • разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
  • оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
  • ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
  • информации об особенностях и перспективах развития ребенка;
  • знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
  • оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
  • содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
  • выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.

В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии вое питателей и учителей-предметников.

Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений:

  • укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;
  • нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
  • изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
  • привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.

Формы организации работы с родителями, достаточно разнообразны:

  • коллективные: общешкольные и классные собрание, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;
  • групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
  • индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.

Родительское собрание — основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 4-х раз в год и иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сурдопедагога; организацию выставок методической литературы, работ учащихся; оповещение родителей о времени проведения собрания и его теме.

Поэтому школе необходимо активно сотрудничать с родителями, имеющими детей с нарушением слуха, и оказывать им всевозможную помощь в их нелёгком труде. Только так можно добиться позитивного результата в воспитании и развитии детей с нарушениями слуха!

Литература

  1. Загородняя О.Ф. Воспитание и развитие ребенка с ограниченными возможностями в семье.// Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 19-20 марта 2009 г.). - Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2009. – с. 53-58.
  2. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.
  3. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учебное пособие для студентов.– М., 2003.
  4. Васильева Р.Е. «Организация работы с родителями детей с нарушением слуха», г.Нюрба, 2019.