"Пришла весна" – тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Закрепить представления детей о ранней весне, изменениях природы в этот период года. Дать представление о взаимосвязи природы и искусства.

Задачи:

  • Совершенствовать умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, понимать его содержание, слышать развитие музыкального образа, различать средства музыкальной выразительности.
  • Закреплять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
  • Учить детей высказываться об услышанном, подбирая наиболее точно отражающие характер музыки, словестные характеристики.
  • Развивать умение импровизировать движения под музыку, передавая характер музыкального произведения, его изменения и основные средствах музыкальной выразительности.
  • Продолжать совершенствовать вокально-слуховую координацию и вокальные навыки. Развивать умение петь слаженно, выразительно, легким, естественным звуком.
  • Воспитывать интерес к родной культуре и любовь к родной природе.

Материалы и оборудование:

  • Портрет П.И.Чайковского;
  • Мультимедийное оборудование.
  • Аудиоаппаратура
  • Ленты на кольцах по количеству детей.
  • Венок.

Ход занятия

Дети заходят под музыку П.И.Чайковского, встают полукругом.

Вводная часть

Музыкальное приветствие

(Педагог поет приветствие, дети также отвечают)

Музыкальный руководитель.

Природа проснулась, всё радостью дышит,
Становятся дни всё длинней и длинней,
И солнце по небу гуляет всё выше,
И веет теплом от оживших полей.

Сегодня я приглашаю вас в лес, чтобы увидеть первый весенний цветок - подснежник. Но лес будет не простой, а волшебный, музыкальный. Подснежник нам поможет увидеть музыка. В лес нас перенесет «Вальс цветов». Не забываем, что спину держим прямо, голову не опускаем.

Выполняется музыкально-ритмические упражнение «ВАЛЬС ЦВЕТОВ»

Музыкальный руководитель. Мне понравилось, как вы танцевали. Ваши движения были плавные и нежные, как настоящие цветы. Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети присаживаются на стулья.

Основная часть

Музыкальный руководитель. Ребята, вспомните, пожалуйста, какой композитор сочинил музыку, по которую мы сейчас двигались? Посмотрите на портрет. (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. Сегодня мы послушаем еще одно произведение П.И.Чайковского, которое называется «Подснежник».

Давайте вспомним, как мы слушаем музыку?

Дети: Молча, тихо …

Музыкальный руководитель. Правильно, слушать музыку нужно не отвлекаясь на разговоры и шум.

Слушайте внимательно, почувствуйте настроение музыки, подумайте, какого она характера и какими словами точнее рассказать о характере этой музыки. Постарайтесь услышать, поменяется ли характер музыки и когда это произойдет: в начале, в конце или в середине

Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник»

Музыкальный руководитель. Ребята, какого характера музыка звучала? Какая она? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Действительно, музыка была нежная. Еще какими словами можно рассказать о характере этой музыки? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Такой характер музыки был с начала и до конца? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Правильно, в середине характер музыки немного изменился. Как музыка изменилась? Какой она стала? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Ребята, какими еще словами можно сказать, что музыка неспокойная? (Ответы детей) Педагог помогает наводящими вопросами. После того, как дети высказались, дополняет их ответ.

Музыкальный руководитель. Молодцы. А темп музыки изменился? Музыка стала звучать быстрее или медленнее? (Ответы детей)

Вы уже знаете, что музыка может «изобразить» звуками картину природы. В ней можно услышать журчание ручейков, шум ветра или звон капели. Представить, как хрупкий подснежник пробивается к солнцу через снег.

Давайте еще раз прослушаем музыкальное произведение П.И.Чайковского «Подснежник» и, закрыв глаза, представим, картину природы, которую она изображает.

Звучит фрагмент музыки П.Чайковского «Подснежник»

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какую картину природы нам изображает эта музыка? Что вам представилось, когда вы, прикрыв глаза, слушали ее? (Ответы детей)

Посмотрите на экран, ребята. Здесь два изображения одного времени года.

Какое время года вы видите на экране?

Дети: Весна.

Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы. А как вы думаете, ребята, какая из картинок точнее выражает настроение музыкального произведения, которое мы сейчас слушали? Какую весну изображает музыка Чайковского? (Детям нужно выбрать иллюстрацию с изображением ранней весны и объяснить свой выбор.)

Музыкальный руководитель. (Обобщает высказывания детей): Правильно, ребята. Подснежник – первый весенний цветок, он зацветает ранней весной, когда еще лежит снег и природа только начинает «просыпаться» после зимы.

Вы верно почувствовали настроение музыки, смогли подобрать нужные слова, чтобы рассказать о ее характере и выбрать подходящую иллюстрацию.

Сейчас давайте возьмем ленточки и потанцуем под эту музыку. В танце попробуем изобразить, как хрупкий подснежник пробивается через толщу снега к солнцу, а в средней части - как бегут ручейки и оживает природа.

Исполняется двигательная импровизация под музыку П.Чайковского «Подснежник»

Музыкальный руководитель. Молодцы, а теперь давайте уберем ленточки на место и вернемся на стулья.

Подснежник самым первым появляется ранней весной, а за ним начинают появляться и другие цветы. О них мы с вами знаем песню.

Давайте вспомним, как она называется. (М.р. исполняет вступление к песне «Веснянка» З.Лозинской, дети узнают песню по вступлению)

А что необходимо сделать, чтобы красиво спеть? (Ответы детей)

Правильно, сначала надо правильно сесть:

Спину выпрями скорей,
Ноги – в пол упри смелей.

А еще что необходимо сделать? (Ответы детей – «зарядку для голоса»)

Выполняются артикуляционная гимнастика и упражнения для слуха и голоса, затем исполняется песня «Веснянка» З.Лозинской

Музыкальный руководитель. Молодцы, вы постарались чисто петь мелодию и в правильном ритме. На следующем занятии мы будем учить эту песню до конца.

Мы сегодня вспомнили какой бывает ранняя весна, послушали новое музыкальное произведение. Как оно называлось? («Подснежник») Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)

Музыка была нежной, … лёгкой, взволнованной и радостной. О чем эта музыка? (О подснежнике, о весне).

Из музыкального леса мы возвращаемся в детский сад, вставайте в круг. Музыка нам дарит не только красоту, но и хорошее настроение. И для хорошего настроения я предлагаю вам поиграть в игру «Веночек».

Проводится игра «Веночек»

(Дети стоят в кругу. У одного из них на голове венок. Звучит спокойная р.н.м. по выбору музыкального руководителя. С началом музыки дети спокойно, под музыку передают венок по кругу, надевая его на голову соседу. С окончанием музыки, тот ребенок, у кого оказался венок, выходит в центр и произвольно пляшет под плясовую н. м. Игра повторяется несколько раз.)

Музыкальный руководитель. Сегодня наше занятие закончилось, ребята. Давайте прощаться.

Музыкальное прощание.

Дети выходят из зала.