Рабочая программа по химии. 11 класс, профильный уровень

Разделы: Химия

Класс: 11

Ключевые слова: химия, рабочая программа, профильный уровень


Рабочая программа составлена на основе программ по химии для 8–11 классов О.С. Габриеляна

11 класс (4 часа в неделю, всего 136 часов)

УМК: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (О.С. Габриелян, Г.Г.Лысов «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», М: Дрофа, 2015 г.; Г.И.Маслакова, Н.В.Сафронов «Химия. Рабочие программы по учебникам О.С.Габриеляна, 8-11 классы», изд-во «Учитель», 2020 г.). (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”.)

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысова (2015 года).

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на контрольные работы – 4 часа, практические работы – 7 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на профильном уровне.

Цели изучения химии в 11 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • Сформировать знание основных понятий и законов химии;
  • Воспитывать общечеловеческую культуру;
  • Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 11 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • осознание роли веществ:
    • определять роль различных веществ в природе и технике;
    • объяснять роль веществ в их круговороте.
  • рассмотрение химических процессов:
    • приводить примеры химических процессов в природе;
    • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
  • использование химических знаний в быту:
    • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
  • объяснять мир с точки зрения химии:
    • перечислять отличительные свойства химических веществ;
    • различать основные химические процессы;
    • определять основные классы неорганических веществ;
    • понимать смысл химических терминов.
  • овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
    • характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
    • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
    • использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
    • различать опасные и безопасные вещества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента – и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (11 класс) и биологии (6-11 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»,
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования»,
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,
  • Приказ Минобрнауки России от 07.06.2012 № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,
  • Приказ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897),
  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана,
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 г. Москва);
  • Постановление главного государственного санитарного врача № 189 от 29.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта – 2004 г. (для 8-11 классов по ФГОС № 1089 от 05.03.2004 г.)
  • Примерная программа по химии, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. № 253;
  • Авторская программа к завершённой предметной линии учебников по химии. Автор О.С. Габриелян. Химия 8-11 класс. М.: Дрофа, 2015;
  • Учебник Химии 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: О.С. Габриелян ­- М.: Дрофа, 2013 г. ФГОС;
  • Рабочие программы по учебникам химии О.С. Габриеляна, 8-11 классы. Авторы-составители Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов, изд-во «Учитель», 2020 г.

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2015 году.

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2015.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11 класс».

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

  • Тема № 1 «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» до 13 часов вместо 10 часов.
  • Тема № 2 «Строение вещества» 24 часов вместо 19 часов.
  • Тема № 3 «Химические реакции» 34 часа вместо 25 часов за счет включения практических работ № 2, 3.
  • Тема № 4 «Вещества и их свойства» 47 часов вместо 32 часов.
  • Тема № 5 «Химия и общество» 10 часов вместо 8 часов.
  • Тема № 6 «Повторение основных вопросов курса общей химии» 8 часов.

Тематическое планирование по химии, 11 класс, (4 часа в неделю, всего 136 часов)

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

Уроки

1.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

13

 

К.р. № 1

12

2.

Тема 2. Строение вещества

24

№ 1.

К.р. № 2

22

3.

Тема 3. Химические реакции

34

№ 2. № 3. № 4.

К.р. № 3

30

4.

Тема 4. Вещества и их свойства

47

№ 5. № 6. № 7.

К.р. № 4

43

5.

Тема 5. Химия и общество

10

 

 

10

6.

Тема 6. Повторение основных вопросов курса общей химии

8

 

 

8

 

Итого:

136

7

4

125

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
  • анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
  • устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
  • подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
  • определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
  • интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
  • описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
  • характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
  • прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.