Целесообразность здорвьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля»
А.Шопенгауэр

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

От чего зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% от условий внешней среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Задача формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью является актуальной проблемой нашего времени. В решении этой проблемы особую ценность имеют здоровьесберегающие технологии.

Цели здоровьесбережения предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью, как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде контрастных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
  • помочь детям овладеть доступными навыками самосрачевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
  • способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  • Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  • Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным.
  • Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
  • Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Проанализировав работу педагогов и медицинского персонала нашего образовательного учреждения, мы выделили пять основных направлений по здоровьесбережению детей:

  • Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса во всех видах деятельности.
  • Традиционные и нетрадиционные формы физического развития и оздоровления детей: утренняя гимнастика, занятия, уроки, спортивные праздники, досуги и развлечения, оздоровительные игры, прогулки, водные процедуры, физминутки и гимнастика после сна, психогимнастика, релаксация, стрейчинг, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры для рук и ног, самомассаж, цветотерапия, смехотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психомышечная тренировка, коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, закаливание, коррекционные упражнения для глаз.
  • Лечебно-профилактическая работа: элементы лечебной физкультуры; лечебный и общеукрепляющий массаж; гидромассаж ног; витаминотерапия; ароматерапия; аппаратное лечение глаз.
  • Взаимодействие педагогов и медицинского персонала.
  • Работа с родителями.

Основой при построении работы с детьми являются рекомендации врача-офтальмолога, врача-педиатра, тифлопедагогов, медицинских сестер-ортоптисток. Результат согласованной деятельности по лечебно-восстановительному направлению со всеми специалистами, позволяет увидеть положительную динамику, как общего оздоровления, так и улучшения зрительных функций.

Год

Общее оздоровление

Улучшение зрительных функций

2018-2019

2,8 %

63 %

2019-2020

15,7 %

68 %

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья ребенка.

Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу - Не навреди!

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.