Запросы как приложения информационной системы

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку», Профессия — педагог

Класс: 11

Ключевые слова: информатика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (933 кБ)


Предмет: Информатика.

Класс: 11 класс.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.

Место урока в системе уроков по теме: 8 урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы и базы данных”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютеры с операционной системой Windows7 и установленными пакетом Microsoft Office и СУБД LibreOffice Base, мультимедийный проектор, экран.

Цель урока: сформировать представление о запросе БД, формировать умение создавать запросы разных типов в среде БД.

Задачи:

  • образовательная: знакомство с правилами формирования команд запросов, с синтаксисом команд на языке гипотетической СУБД, освоение приемов создания и реализации запросов
  • развивающая: формирование приемов логического мышления
  • воспитательная: воспитание  аккуратности, точности

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут: создавать базы данных средствами LibreOffice Base на основе хаотично представленных сведений и выполнять запросы к этой базе данных.

Ресурсы:

  • Методика преподавания информатики: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М.П.Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 624 с.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 120 с.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 246 с.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.
(1 мин)

Слайд 1.
Тема урока: “Запросы как приложения информационной системы”.
Цель: Создать запросы к базе данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД LibreOffice Base при создании запросов к базе данных.

Записать тему урока

2. Актуализация знаний
(5 мин)
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что создание базы данных осуществляется средствами системы управления базами данных. Перечислите этапы создания БД

Отвечают на вопросы.

Создание происходит в два этапа:
- Построение структуры таблиц и установка связей.
- Затем ввод данных в таблицы.

 

 

Слайд 2. Действия, выполняемые над информацией в БД, называются манипулированием данными. Перечислите, пожалуйста, свои ассоциации.

 

Манипулирование данными – это действия, выполняемые над информацией, хранящейся в БД:
- выборка данных по некоторым условиям;
- сортировка данных;
- обновление;
- удаление и замена данных

3.

Изучение нового материала
(16 мин)

Выполнение этих действий производится с помощью запросов.

Сегодня на уроке мы разберёмся со следующими вопросами:
- Что такое запрос.
- С помощью каких средств формируются запросы.
- А также какова структура запроса на выборку.

Слайд 3.
Ввести определение запроса
Запрос – это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными
Теперь нам предстоит научиться искать информацию в БД, то есть формировать запросы к базе данных. Сначала мы будем это делать на двухтабличной базе данных, сформированной на предыдущем уроке.

Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД.
В учебных целях мы будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном (гипотетическом) языке. Он близок к SQL, однако имеет не такой строгий синтаксис  и, кроме того, использует русские служебные слова.
Команда запроса на выборку на гипотетическом языке запросов имеет следующий формат:
.выбрать <список выводимых полей> для <условия выбора> сортировать <ключи сортировки> по <порядок сортировки>
Не все составляющие этой команды являются обязательными. Могут отсутствовать условия выбора и параметры сортировки. Если ключей сортировки несколько, они записываются в порядке приоритетов: первичный, вторичный и так далее.

 

 

 

Слайд 4.
Запрос 1. Нужно вывести названия всех специальностей с указанием факультета и плана приема. Сортировать в алфавитном порядке по двум ключам: названию факультета (первичный ключ) и названию специальности (вторичный ключ). Напомним, что в таком случае сортировка сначала происходит по первичному ключу и, в случае совпадения у нескольких записей его значения, они упорядочиваются по вторичному ключу.
Команда для данного запроса будет следующей;
выбрать Факультеты.ФАКУЛЬТЕТ, Специальности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, Специальности. ПЛАН сортировать.
Факультеты.ФАКУЛЬТЕТ по возрастанию, Специальности.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по возрастанию
Здесь использованы составные имена полей, включающие разделенные точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.

Слайд 5

В этом запросе используются таблицы: АНКЕТЫ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, АБИТУРИЕНТЫ, ФАКУЛЬТЕТЫ.
Условие выбора представляет собой логическое выражение, содержащее операцию логического умножения «И» - конъюнкцию

Решают задачи.

4.

Практическая работа. Самостоятельно.
(15 мин)

Практическая работа №1.6; 1.8
Контроль выполнения практической работы.

Учащиеся выполняют задания практической работы.

5.

Подведение итогов урока
(2 мин)

Выставление оценок.
Учитель: «Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?»
Слово предоставляется ребятам.
Учитель: «Действительно, ребята, запросы к базе данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу»

 

6.

Домашнее задание
(1 мин)

§ 8 ответить на вопросы

Записать домашнее задание § 8